Теория альтернативных систем капитализма (АСК), по мнению В.Г. Шемятенкова,исходит из ограниченности европейской модели капитализма и рассматривает общество как триаду культуры, общественных институтов и экономики. При этом экономическая система вырастает из общественных институтов, а общественные институты — из культуры. Кроме взаимодействия элементов триады важную роль играют внешние по отношению к ним факторы. Во-первых, государство, являющееся связующим звеном между культурой и общественными институтами. Во-вторых, внешние материальные и нематериальные влияния. Мировой рынок навязывает местным экономическим системам логику глобальной рыночной конкуренции и более совершенные технологии. Извне приходят идеи, нормы и ценности, воздействующие на местную культуру, при эффективном воздействии они вызывают трансформацию общественных институтов, а через них и экономики. Культура включает рациональность, самоидентификацию и власть. Самоидентификация служит индикатором «горизонтального порядка» или гражданского общества и определяет его характер (индивидуалистский или коллективистский). Общественные институты включают человеческий капитал (совокупность способных людей) и социальный капитал (доверие, прочность правопорядка и контрактных отношений). Экономическая система включает три измерения: собственность, отношения между экономическими операторами, дополняющих отношения рыночной конкуренции, и управление. Ключевую роль в динамике триады играет рациональность в экономике, науке и технике, которая не обязательно может существовать только в европейской форме. Рациональность содержит четкую постановку разумных целей и правильный выбор наилучших способов их достижения с использованием сравнительного количественного расчета. Теория АСК различает формальную и субстанциональную рациональность. Формальная реальность является объективным научный способ определения наилучших средств достижения цели на основе формальной логики. Субстанциональная (ценностная) рациональность имеет дело с распределением благ между членами общества. Этот процесс зависит не только от экономического положения людей, но и от характера горизонтальных и вертикальных отношений, то есть особенностей общества и государства. Огромную роль в этом процессе играют политические, религиозные, этические, и другие социокультурные факторы. В результате субстанциональная рациональность определяется главным образом социальными и культурными ценностями, а не экономическими категориями. Таким образом, формальная рациональность может быть встроена в разные цивилизационные системы ценностной рациональности. Истоки теории АСК прослеживаются в трудах Макса Вебера. На роль современного манифеста новой теории претендует коллективная монография американских ученых «Культура имеет значение» (2000). Книга озаглавлена по аналогии с трудом Милтона Фридмана «Деньги имеют значение», ставшего манифестом «монетаристской революции».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория альтернативных систем капитализма (АСК)» з дисципліни «Глобалістика»