После распада Советского Союза был разрушен сложившийся биполярный баланс сил, что особенно остро проявилось в мусульманском мире, в недрах которого зародился радикальный ответ на вызовы глобализации (американизации). Многие исследователи пишут о исламской глобализации, об особой способности ислама апеллировать к маргинальным социальным группам, объединять самых бедных под зеленым флагом ислама. В какой-то степени ислам пытается заполнить пустоту, образовавшуюся после добровольной капитуляции коммунистической идеи, объединявшей пролетариев всех стран. Террористические организации типа Аль-Каиды выступают как воинственные и вооруженные лидеры глобального исламского движения. По мнению известного российского историка-востоковеда Георгия Мирского, изложенного в статьях «Исламская цивилизация в глобализирующемся мире» (2004) и «Американская сверхдержава против исламского терроризма» (2004), исламская цивилизация базируется на религии и не имеет устойчивого территориального фундамента. Ислам больше, чем религия и мусульмане осознают себя как более широкая социокультурная общность, объединенная цивилизационной солидарностью. В исламе не существует разделения на светскую и духовную власть, однако в реальной действительности этот принцип часто остается в теории. Монополия духовных вождей, прежде всего, сохраняется не в государственной, а в социально-правовой сфере. Поверхностная и бесплодная вестернизация, развитие по западной модели или построение «государственного социализма» оказались провальными в большинстве мусульманских государств. Особенно трудно переживается теперешнее положение в арабском мире, утратившем былую славу и могущество. Среди ученых в мире всего один процент мусульман, тогда как в одном Израиле их больше чем во всей исламской цивилизации. По индексу человеческого развития крупнейшая арабская страна Египет занимает 120 место, Саудовская Аравия — 77, а ОАЭ – 49 место. Некоторые мусульманские государства имеют относительно успешный опыт демократического правления (Индонезия, Малайзия, Пакистан, Бангладеш, Турция), однако в большинстве арабских государств (за исключением малых стран) прогресс не наблюдается. Местные власти, чтобы успокоить население и показать свою приверженность исламу, выбрали путь на реисламизацию. Мусульманский фундаментализм нельзя отождествлять с политическим радикализмом (исламизмом), но логическая цепочка от фундаментализма может привести к исламизму, экстремизму и терроризму. «Большой джихад», который часто неточно переводят как «священная война» буквально обозначает одну из главных обязанностей мусульманской общины. Верующий должен бороться против зла, прежде всего, в самом себе и путем самодисциплины стремиться следовать воле Бога. «Малый джихад» выражает борьбу за распространение и защиту ислама.
Важнейшим фактором возрождения исламского фундаментализма является процесс глобализации (американизации) международных отношений. Формула нового мирового порядка «кто не с нами, тот против нас», основанная на солидарности мировых сил, заинтересованных в безопасности и намеренных противостоять диктаторским режимам (Буш-старший) воспринята неоднозначно на Ближнем Востоке. Америка стала воплощением мирового зла и главной угрозой исламского образа жизни. В 1998 г. Бен Ладен основал «Всемирный исламский фронт борьбы с евреями и крестоносцами» и призвал убивать американцев, чьи вооруженные силы оскверняют землю в Саудовской Аравии, по которой ступала нога пророка Мухаммеда. С помощью Аллаха Америка повторит судьбу Советского Союза, чья агрессия против Афганистана закончилась распадом второй сверхдержавы, а флаг был «выброшен в мусорную яму». Исламские фундаменталисты заняли место первого пролетарского государства в борьбе за бедных и угнетенных. Георгий Мирский выделяет три ключевых региональных конфликта: палестинско-израильский, афганский и иракский, которые усугубляются геополитическими интересами США в контроле обширного евразийского пространства. Это, прежде всего, проблема энергетической безопасности США и необходимости контроля над зоной Персидского залива, где интересы военно-промышленного комплекса совпадают с коммерческими интересами транснациональных нефтяных и других компаний. Этот контроль позволяет оказывать давление на Западную Европу и Японию, являющихся экономическими конкурентами Америки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мусульманская цивилизация» з дисципліни «Глобалістика»