Теория информационализма рассматривает информационные технологии как материальную основу постиндустриального общества. В нем производство благ, осуществление власти и создание культурных кодов стало зависимым от информационно-технологических возможностей общества. Информационные технологии стали необходимым инструментом для эффективной социально-экономической реструктуризации общественных отношений в рамках капитализма и социализма. Автором теории ииформационализмаилиинформациональной/глобальной экономики является известный западный социолог Мануэль Кастельс (р. 1942, в Испании), который, получив образование в Париже, с 1979 г. является профессором Калифорнийского университета (Беркли). Теория изложена в фундаментальном труде в трех томах «Информационная эпоха», переведенным на многие европейские и другие языки. Современное международное разделение труда (МРТ) трансформируется в межкорпорационное, осуществляемое транснациональными хозяйствующими субъектами. В информационную эпоху ученый выделяет следующие типы МРТ: · производители высокой стоимости, основанной на информационном труде; · производители высоких объемов, основанных на низкооплачиваемом труде; · производители сырья, базирующиеся на природных ресурсах; · лишние производители, труд которых обесценен. Эти типы разделения труда не совпадают со странами, они географически дифференцированы в некоторых областях Земли. Разделение труда происходит не между странами, а между экономическими агентами. Непрерывно меняющиеся в процессе инноваций и конкуренции геометрия борется с выстроенной в ходе истории архитектурой мирового экономического порядка. Мануэль Кастельс особое внимание уделяет происходящим в конце ХХ века процессам реструктуризации капитализма и социализма. Реструктуризация капитализма — новая форма капитализма, характеризующаяся глобализацией всех видов деятельности. В прошлом марксистская философия пытались изменить мир согласно 11-го тезиса о Фейербахе, в XXI веке настало время интерпретировать его по-другому. В информационную эпоху сила разума освободила беспрецедентную производительную возможность: «Я думаю — следовательно, я произвожу». Становится почти досягаемой мечта европейского Просвещения о том, что разум и наука решат проблемы человечества. Если бы не разрыв между рациональным и чувственным восприятием мира, обусловленный отставанием социальных институтов от технологического прогресса. Наша экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях и социальных институтах, которые в общем ограничивают коллективную креативность (влиятельность), конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации. Но такое положение вещей не должно существовать, так как нет извечного зла в природе человека. Такое положение вещей «может быть изменено сознательным целенаправленным социальным действием, снабженным информацией и поддержанным легитимностью».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория информационализма» з дисципліни «Глобалістика»