В своем развитии современная техника достигла столь высокого уровня, что свои же технические недостатки она устраняет средствами все той же, только более усовершенствованной техники. Развитие техники становится делом самой техники - технизацией самого управления. Достижения в области запланированного развития техники стали поистине грандиозными, что возникла мировоззренческая установка технократии: метод управления техникой средствами самой техники примененный к развитию общества устранит все недостатки. Но такая установка есть ни что иное, как научное суеверие. Иначе говоря, современный век – век техники пытается по-своему, по технически переустроить и предопределить жизнь общества. Речь идет именно о техническом, а не научном отношении к будущему общества. Техника отличается от науки тем, что мобилизует свои возможности для достижения на практике наперед заданных свойств. Техника именно планирует свои результаты. Наука же не знает, что она получит в результате своей исследовательской деятельности. “Всякому планированию и умению - пишет Ясперс, - поставлен предел там, где человек должен свободно отдаться на волю случая. То, чего он способен достигнуть, по самой своей сущности недоступно исчислению; рассматривая же это как свою цель, мы только нарушаем или уничтожаем ход вещей. Наши возможности приходят из будущего, неожиданно, просто и захватывающе, по ту сторону и до всякой техники, объемля и саму технику” /с.198/. Техника - это часть осмысляемого человеком мира. И хотя техника может “вырваться” из под контроля человека, но она все же останется в мире и на службе этому самому миру. Поэтому человек, своим отношением к миру поддерживает и развивающую его технику, но развивающаяся техника не может предопределить само отношение человека к миру. Б. Единство мира Единство мира основывается на европейской идее мирового порядка. Однако ее называют утопией и, против нее высказывается ряд соображений. В основе этих соображений лежит тезис о том, что люди не способны создать такой порядок. Но почему? Не сталкиваемся ли мы здесь снова с рассмотренной выше идеей тотального планирования? Ясперс дает следующий ответ: “при осмыслении возможности или невозможности определенного мирового порядка решающим для свободы становится тот факт, что мы не устанавливаем в качестве цели какую-либо картину будущего или придуманную нами реальность, к которой якобы с необходимостью движется история, которую мы сами делаем основным объектом нашей воли, полагая, что, достигнув этой цели, история будет завершена. Никогда мы не обретем подобного завершения истории - оно существует для нас только в настоящем, только в присутствии этого настоящего. Придел исторических возможностей таится в глубине человеческого бытия. Полное завершение никогда не будет достигнуто в мире человека, потому что человек является тем существом, которое всегда стремится выйти за свои пределы, и не только не бывает, но и не может быть завершен. Человечество, которое пожелало бы остаться только самим собой, утратило бы в этой замкнутости в себе свою человеческую сущность” /с.225/. Иными словами, Ясперс считает, что идея мирового порядка должна вести человека к новой свободе, к раскрытию доселе неизвестных ему возможностей. Но откуда возникла сама идея единства мира? Ответ один - из существа техники. Создав невидимую и даже немыслимую прежде систему сообщения (спутниковой связи), техника привела к глобальному единению планеты. С этого момента началась история единого человечества; единой стала его судьба. В своем техническом измерении - мир оказался единым. Вопрос стал за его политическим единением. Более того, и этот вопрос есть только вопрос времени. От национальных государств через крупные континентальные сферы влияния путь мирового развития ведет созданию мировой империи или мирового порядка. Этот путь прокладывает два естественных для человека стремления. Во-первых, это всегда действующая в истории воля к власти и господству, с целью создания мировой империи; и, во-вторых, - стремление к миру свободному от страха, т.е. созданию мирового порядка. Возникает вопрос, каким будет глобальное единство? Очевидно, что все будет зависеть от того, каким образом возникнет глобальное государство. Здесь видится два пути: первое, это государство, возникшее в результате насильственного подчинения единой власти, некоему центру, иными словами здесь мы имеем дело с мировой империей; второе, это единство возникшее на основе договоренности государств, каждое из которых отказалось от своего суверенитета во имя суверенитета всего человечества. В этом случае единая власть устанавливается правовым путем, в результате чего образуется мировое правительство. Первый вариант глобального единства проще, т.к. основывается на естественном проявлении воли к власти, стремлении подчинить себе все. Второй вариант более труден для реализации т.к. предполагает осознания всеми без исключения нависшей над планетой опасности. Поскольку в настоящее время ни первый, ни второй варианты не реализованы, и более того, мы даже не знаем, какая из этих тенденций мирового устройства преобладает, то нынешний период нужно характеризовать как переходный. Но какой же путь из выше рассмотренных наиболее желателен? Поскольку уже сегодня существует реальная угроза для будущего человечества, требующая принятия зачастую экстренных мер, то, следовательно, человечество не располагает временем для “раскачки”. Иначе говоря, оно не может бесконечно ждать, когда же, наконец, все государства придут к осознанию ответственности настоящего момента перед недалеким …завтра. Опасность требует действий. Настойчивость этого требования может послужить оправданием для тех сил, что способны реализовать первый вариант глобального единства. Но сможет ли человечество вздохнуть свободно, если во избежание глобальных катаклизмов, создаст мировую империю? Или же во что бы то ни стало, необходимо добиться создания мирового порядка? А чем лучше мировой порядок мировой империи, коль предполагает отказ от права на самоопределение и суверенитета? Попытаемся раскрыть содержание этих непривычных понятий. Мировая империя – это глобальное единство, поддерживающее и направляющее мировое развитие посредством одной - единственной власти, подчиняющей себе всех из какого-либо одного центра. Эта власть держится на насилии, тотальном планирования, а также путем внедрения единого мировоззрения в его элементарных основных положениях. Мировой порядок – это глобальное единство, поддерживающее и направляющее мировое развитие без единой власти, за исключением тех случаев, когда она утверждается по договоренности и в силу общего решения. Эта власть, основанная на принципах правового государства и, воплощает в себе идею глобального федерализма. В первом случае порядок будет мирным покоем централизованного и, следовательно, допускающего деспотические принципы правления, во втором - мирным сообществом, претерпевающим постоянные преобразования путем самокоррекции. В обоих случаях, в конечном счете, будет достигнута безопасность для физического существования человечества в будущем. Первый путь более реален, т.к. наиболее приемлем для держав уже сегодня стремящихся к мировому господству. Однако сам процесс достижения этой цели чреват опасностями для всех. Ясперс обозначает их следующим образом: нетерпение; однажды введенная диктатура не может быть устранена изнутри; опасность полного уничтожения. Как это понимать? “При переходе, о котором здесь идет речь, - пишет философ, - сотрясается самый фундамент человеческого бытия, должны быть заложены первоосновы будущего” /с.216/. И это понятно, ибо новое мироустройство не может быть просто так создано. Мы не можем точно описать, каким именно будет глобальное единство, но мы обязаны предвидеть опасности, грозящие нам на пути к нему. Если мы сможем их предвидеть, то значит, мы сможем подготовиться и принять меры предосторожности. Об одной из этих опасностей мы уже говорили, но в ином контексте, поэтому рассмотрим еще раз. 1.Нетерпение. Опасность таится в желании сразу же осуществить задуманное, ибо при первой же неудачи люди отказываются от намеченных путей, отвергают дальнейшие переговоры, и обращаются к насильственным действиям или замышляют их. Процесс создания глобального единства может привести к цели только в том случае, если запастись и проявить безграничное терпение. 2. Однажды введенная диктатура не может быть устранена изнутри. Этот тезис Ясперса, получил широкую известность. В обосновании этой мысли Ясперс приводит в качестве примера недавнюю историю Германии и Италии, которые, как известно, были освобождены от фашистской диктатуры внешними силами. “Все попытки достигнуть этого внутри страны – констатирует философ, - потерпели неудачу” /с. 218/. Однако в случае возникновения диктатуры в глобальном масштабе, спасения ждать будет неоткуда, т.к. изнутри оно попросту не возможно, а вовне уже нечего больше не останется, разве что только иные (неземные) цивилизации. 3. Опасность полного уничтожения. По этому поводу Ясперс пишет: “На пути к установлению глобального господства могут произойти события, которые, предшествуя реализации поставленной цели, произведут такое разрушение, что даже трудно себе представить, как сложится дальнейшая история человечества” /с. 218/. Современная техника, тотальное планирование и глобальные масштабы могут придать войне тотальный характер, в результате которой будет уничтожена техника, израсходованы запасы сырья и продовольствия, а на поиски и создание новых не останется ни ресурсов, ни времени. Идея мирового порядка предполагает отказ от права на самоопределение и суверенитет. Но отказ этот разумен, ибо позволяет избежать нависших над планетой опасностей глобального масштаба или угроз и последствий связанных с образованием мировой империи. Конечно, установление единого мирового порядка приведет к устранению абсолютного суверенитета и к упразднению прежнего понятия государства. Но результатом этого будет не мировое государство (империя) которого многие по привычке так опасаются, а постоянно восстанавливающая себя посредством обсуждения и принятия решений организация государств, в ограниченных сферах пользующихся самоуправлением. Такие понятия, как право на самоопределение, равенство прав, государственный суверенитет, в этом случае обретают лишь относительное, теряя свое абсолютное значение. Более того, создание принципов для такого совместного существования уже была предпринята И. Кантом в его известной работе “К вечному миру” (1795 г.), т.е. задолго до возникновения глобальных проблем. И тогда, может быть, глобальное единство есть естественная цель истории. Но в любом случае, мы должны исходить из самого человеческого существования, ибо как пишет Ясперс: “Его конечная цель всегда относительна - это цель непосредственного существования, но вырастает она из подлинного и полного человеческого бытия в мире” /с.210/. В. Вера По Ясперсу, вера является третьей тенденцией, господствующая в современном мире. Но лежит ли она в одной плоскости с первыми двумя - социализмом и мировым порядком? Как известно, в основе этих (двух) тенденций лежит стремление овладеть техникой или точнее, с помощью технических средств извлечь максимальные блага для человека. Да, это разумно и с этим желанием невозможно не согласится; но как уже неоднократно подчеркивалось, та же самая техника несет в себе и Зло. Следовательно, наука и техника не могут быть последней и самой надежной опорой для существования человека. А что это значит? Только одно: если рассудочное, рационально организованное общество оказывается не способным обеспечить полноценное существование, то остается последняя возможность человеческого способа бытия в мире – это его вера. Религия, гуманизм и, наконец, наука и техника – оказались не состоятельными перед силами, способными сокрушить на своем пути основы жизни построенные на перечисленных ценностях. “Тем не менее, – пишет Ясперс, - наука, гуманизм и церковь нам необходимы, и мы никогда не откажемся от них. Они не всесильны, содержат много досадных искажений, однако скрытые в них возможности являются необходимыми условиями для человека в его целостности” /с.226/. Мы находимся в такой ситуации, когда мы вынуждены, обратится к более глубоким основам существования человека. Такой основой, как показал М. Хайдеггер, является Бытие. Поэтому: человек, укорененный в бытии и устремленный в своей вере за свои пределы, может обрести полноту своего существования, его подлинность и истину только при наличии веры в открытость бытия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Техника и тотальное планирование» з дисципліни «Основи глобалістики»