Программа ТАСИС предназначена для содействия развития рыночной экономики и демократии в странах Содружества Независимых Государств путем безвозмездного предоставления ноу-хау. Программа была впервые обсуждена на заседании Европейского Совета в Риме в декабре 1990 года. Страны – члены ЕС решили оказать поддержку реформаторским шагам советского руководства путем передачи ноу-хау. В 1991 году были утверждены принципы оказания Европейским Сообществом экономической поддержки рыночным преобразованиям в советских республиках, а Европейская Комиссия назначена органом, отвечающим за управление Программой. В 1992 году новые независимые прибалтийские государства присоединились к программе ФАРЕ для стран Центральной и Восточной Европы. В 1993 году в число участников программы вошла Монголия. В 90-е годы на реализацию программы было выделено 5,6 млрд. долларов, из них 1/3 пришлась на Россию. Финансирование осуществлялось по следующим секторам: · сельское хозяйство; · энергетика, · реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора, · реформа государственного управления, социальные услуги и образование, · ядерная безопасность и окружающая среда, · транспорт, · телекоммуникации, · консультирование по вопросам политики и др. Наибольшее внимание в связи с Чернобыльской катастрофой было уделено ядерной безопасности в Украине и региональным программам. Более половины финансирования по созданию телекоммуникаций, реорганизации государственных предприятий и развития частного сектора получила Россия. Проект трансмодальных коридоров между Западной и Восточной Европой предусматривает создание единой скоростной транспортной сети на континенте. Реализация проекта должна способствовать ускорению, синхронизации прохождения грузов (товаров), документации и финансов. Проект оценивается в 50 млрд. долларов, финансирование осуществляется за счет заинтересованных стран, международных финансовых организаций, частных инвестиций, программ ТАСИС и ФАРЕ. В 1991 году в Лондоне был создан Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) для содействия перехода к открытой экономике на основе предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Банк поощряет софинансирование и прямые иностранные капиталовложения из частных и государственных источников, помогает мобилизовать отечественный капитал, а также обеспечивает техническое сотрудничество в соответствующих областях. Банк предоставляет кредиты для осуществления конверсии военно-промышленного комплекса, проектов развития и модернизации сельского хозяйства, добычи и переработки нефти и др. В состав акционеров Банка входят Европейское Сообщество, Европейский инвестиционный банк, европейские и другие страны. ЕБРР является региональным международным финансовым учреждением, действующим в государственном и частном секторах. Банк осуществляет прямое финансирование крупномасштабных проектов с минимальной заемной суммой в 5 млн. экю, при этом доля участия не должна превышать 35 % от долгосрочной капитализации имеющейся компании. Банк осуществляет инвестирование в уставной капитал в различных формах. ЕБРР открыл кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ. В 2002 году названы кандидаты для вступления в ЕС: Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, а так же Мальта и Кипр. Их валовой национальный продукт на душу населения пока составляет 20-60% от среднеевропейского уровня. Только Словения и Чехия имели к моменту принятия решения устойчивые темпы роста, низкую безработицу и доход ВНП на человека, составляющий немногим более половины от среднеевропейского. В наиболее благополучной по макроэкономическим показателям постсоветской республике — Эстонии, ВНП на душу населения составил 23 % от среднего по ЕС. В остальных странах Восточной и Центральной Европы экономические показатели не отвечают требованиям членства в ЕС, а Россия и Украина значительно увеличили разрыв в худшую сторону и в экономическом отношении стали более удаленными от Западной Европы. Венгрия, имеющая самый высокий уровень иностранных инвестиций в Центральной Европе, уступает в два раза аналогичному показателю Португалии, самой бедной страны ЕС. По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского Сообщества в середине ХХ века. Однако, остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса». Продвижение ЕС на восток имеет определенные границы. Возможно, в будущем будут приняты Болгария и Румыния. И на этом продвижение ЕС на восток завершится. Об этом свидетельствуют и ограниченные финансовые ресурсы ЕС. На период 2004 — 2006 гг. Европейский Союз выделил на реорганизацию экономики новых членов ЕС 40 миллиардов евро. Эта сумма более чем в два раза меньше капитала, выделенного США в рамках плана Маршалла на восстановление Европы (в сопоставимых ценах). Если Соединенные Штаты выделили на европейскую реконструкцию 1,5 % ВВП, то ЕС всего лишь 0,08 %. С учетом суммарного членского взноса центрально-европейских государств в 15 млрд. евро, затратная статья ЕС сократиться до 25 млрд. евро. По сравнению с Германией, израсходовавшей в 90-е годы на воссоединение восточных земель 600 млрд. евро, объемы финансирования расширения ЕС на Восток являются неэквивалентными политическим обещаниям и заверениям. После расширения ЕС на восток произойдет дальнейшая геополитическая трансформация континента. Это наглядно иллюстрируется на примере дунайских государств. После Второй мировой войны большинство из них оказалось в советском геополитическом пространстве и международных организациях, где доминировал Советский Союз. Так, например, в 1948 году была подписана Белградская конвенция о режиме судоходства на Дунае. В настоящее время участниками конвенции являются Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Молдова, Россия, Румыния, Словакия, Украина, Хорватия и Югославия. По мере продвижения ЕС на восток будет происходить усиление этого сообщества в вопросах дунайского судоходства с распространением на него западноевропейских стандартов вплоть до отмены Белградской конвенции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Программа ТАСИС» з дисципліни «Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)»