ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)

Европейский регионализм
Регионализм есть закономерное развитие западноевропейской цивилизации на пути построения гражданского общества. В основу формирования Единой Европы ныне положена атлантическая модель, берущая начало от американской революции, выступавшей за освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Идея «атлантического» федерализма стала западноевропейской стратегией. Здесь приоритет отдается объединению не национальных государств, а гражданского общества, поэтапного перехода от Европейского наднационального экономического, таможенного и валютного союза к Европе регионов. Таким образом, сущность регионализма заключается в интеграции по формуле Европа регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества.
Европа на рубеже веков переживает ренессанс местных языков и культур. Европейский регионализм становится важным фактором интеграционных процессов на континенте. История Европы, великие волны переселения народов, сделали понятие «коренное население» весьма условным. Преобладающей формой государственного устройства в Европе является многонациональное и многоконфессиональное государство. На континенте относительно мононациональны Венгрия, Исландия и Ирландия. Около 30 европейских народностей и этнических групп не имеют государственности или автономии. Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты особенно остры на Балканах, Северной Ирландии и в Стране Басков. Европы с высоким качеством жизни является притягательной для народов других континентов. В конце ХХ века число иммигрантов, беженцев и перемещенных лиц приблизилось к 30 миллионам, что при неблагоприятных условиях может стать фактором европейской дестабилизации. Неоднозначны оценки европейской регионализации. Оппоненты ускорения этого процесса отмечают возросший региональный экстремизм и опасность нового распада Европы на удельные феодальные княжества.
По мере расширения западноевропейской интеграции возникла потребность в масштабной региональной политике ЕС. Социально-экономические территориальные диспропорции требовали дифференцированного подхода к их устранению. В 1975 году создается Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Разрабатываются представления о проблемных районах ЕС, включающих слаборазвитые, кризисные промышленные, сельскохозяйственные и северные слабозаселенные территории. В качестве крупнейшего проблемного района в едином экономическом пространстве выделяются кризисные территории Ирландии, Португалии и Греции с самыми низкими для ЕС макроэкономическими показателями. В Великобритании и Германии кроме старопромышленных особое внимание уделяется слаборазвитым районам (Северная Шотландия, Северная Ирландия, Восточная Германия), а в Швеции и Финляндии — северным редкозаселенным территориям.
В целях содействия европейскому регионализму и усиления роли отдельных территорий в 1985 году была создана Ассамблея регионов Европы (АРЕ), объединившая к концу века свыше 300 территориальных общин с населением 400 млн. человек. В 1994 году Совет Европы принял «Хартию местного самоуправления», а в 1996 году Ассамблея регионов Европы — «Декларацию о регионализме». В ней заложен принцип субсидиарности в общественных отношениях — приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Принцип субсидиарности предусматривает распределение прав и обязанностей по исполнительной вертикали с делегированием конкретных решений на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно. Статус европейского региона может быть изменен только при согласии и участии местной общины. В одном и том же государстве в целях сохранения своих исторических, политических и социокультурных особенностей регионы могут иметь различные статусы. Каждый регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, отражающей демократическую волю принимать наиболее предпочтительные формы его организации. В отличие от существующей налоговой политики декларацией предусмотрено изменение отношений региона и государства. Не государство оставляет часть налогов региону, а наоборот, регион частично или полностью передает налог государству.
Регионы различаются величиной, политико-административными особенностями, имеют различные уставы и рассматриваются как важнейший элемент построения единой Европы. Согласно Декларации АРЕ, регион является государственным территориальным образованием, соответствующим уровню, непосредственно предшествующему уровню государства. Регион имеет собственную Конституцию и правительство с соответствующими политическими полномочиями. Многообразие исторических, языковых, культурных, социально-экономических и географический связей различных народов, отождествляющих себя со своими регионами, представляет собой неисчерпаемое европейское богатство. Оптимальные решения социально-экономических проблем можно находить только через сильные регионы, обладающие законодательными полномочиями и финансовыми возможностями. Регионы признаются активными субъектами политики Европейского Союза и имеют право самостоятельно действовать на международной арене. Составной частью европейского регионализма является местное самоуправление.
Ныне в Ассамблею европейских регионов СЕ входит более 300 регионов Западной, Центральной и Восточной Европы. Из стран бывшего социалистического содружества наиболее полно представлены местные власти Венгрии. Первыми членами из постсоветских стран стали Московская, Ленинградская области и Республика Карелия (Россия) и Одесская область (Украина).
В основу региональной политики ЕС положены принципы территориальной концентрации капитала, финансирования целевых программ, сотрудничества с местными властями и передачи конкретных управленческих решений на наиболее оптимальный территориальный уровень (принцип субсидиарности). При проведении региональной политики ЕС исходит из приоритета Союза, тогда как национальные правительства действуют в соответствии с отечественными интересами. Таким образом, параллельно существует две региональные политики, позволяющие совместить интересы страны и ЕС, обеспечить поддержку европейской интеграции большинством населения.
Комиссия ЕС применяет «индивидуализированные» подходы к выделению проблемных районов, осознавая, что кризисный ареал в одной стране может быть пределом мечтания для другой. В Комиссии ЕС одна из генеральных дирекций целиком занята региональной политикой, направленной на сглаживание территориальных диспропорций. Финансовая помощь оказывается регионам через ЕФРР и другие фонды. Созданный в 1993 году «Фонд сближения» с капиталом в 15 млрд. экю предназначен для создания транспортной инфраструктуры и улучшения окружающей среды в Ирландии, Греции, Португалии и Испании.
Пятилетний плановый бюджет содействия регионального развития ЕС составил во второй половине 90-х годов свыше 150 млрд. экю. В начале ХХ1 века расходы на региональное развитие станут основными в бюджете ЕС.
Особое место в региональной политике ЕС занимает трансграничное сотрудничествои его наиболее распространенная форма — еврорегионы. Путь к единой Европе проходит через пограничные территории, где наиболее отчетливо проявляются социокультурные рубежи. В 1980 году в Мадриде была принята Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Сближение европейских регионов основывается на типовых и рамочных соглашениях по приграничному сотрудничеству в экономической и социальной сферах, в области территориального планирования, управления приграничными городскими и сельскими парками, местными общественными делами и др. Договаривающие стороны могут вносить изменения в типовые документы с учетом местной специфики. Конвенция признает практику создания организации со статусом и без статуса юридического лица. Предусматривается создание «многонациональной» организации со статусом юридического лица, признанного законами всех заинтересованных государств.
Функционирование еврорегионов осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством.
Первые еврорегионы были созданы вдоль «позвоночного столба» или «хребта» западноевропейской цивилизации — исторического «рейнского коридора» от Италии до Нидерландов с тысячелетним опытом вольных городов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансграничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические «полюса роста» Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей. На территории этих еврорегионов расположены столица Европейского Союза — Страсбург и Маастрихт, где были заложены основы современной интеграции. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества.
В соответствии с принятой в 1980 году Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей ЕС осуществил программу ИНТЕРРЕГ, цель которой заключалась в нивелировании различий в экономическом развитии между приграничными регионами в странах Содружества. После падения «железного занавеса» была разработана аналогичная программа ИНТЕРРЕГ–2 для приграничных регионов стран Западной и Восточной Европы. Создан Европейский союз приграничных регионов (еврорегионов), способствующий совершенствованию трансграничного сотрудничества.
Дополнение Конвенции 1980 года новыми протоколами расширило формы сотрудничества. Стало возможным создание объединений на основе нескольких еврорегионов. Так, например, еврорегионы Баден-Вюртенберг, Рона-Альпы, Ломбардия и Каталония создали сообщество «Четыре мотора для Европы».
После падения «железного занавеса» начали формироваться еврорегионы на восточных внешних границах ЕС с государствами Центральной и Восточной Европы и между последними. Здесь идея еврорегионов используется для преодоления их относительной экономической отсталости по отношению к центру и в целях поэтапной интеграции. По мере продвижения еврорегионов на восток наблюдается трансформация правового понятия и утрата важнейших функций. На Западе еврорегионы имеют консолидированный бюджет и получают дополнительное финансирование от ЕС, тогда как в Восточной Европе они испытывают большие трудности при формировании общего бюджета и имеют ограниченные делегированные полномочия при решении вопросов делового сотрудничества.
Формирование региональной политики ЕС обусловлено сочетанием внутренних и внешних факторов развития. Если задача государственной власти заключается в проведении макроэкономической политики, формирования рыночной инфраструктуры и обеспечения социальной защиты граждан, то региональная политика основывается на экономических программах социально эффективных и экологически допустимых. Необходим поиск форм мирохозяйственной интеграции, среди которых важное значение приобретают региональные программы открытой экономики, совместное предпринимательство, свободные экономические зоны, приграничное сотрудничество и многие другие. Эффективность той или иной формы зависит от конкретного места и социального времени. Без этого бессмысленно говорить — какая из них лучше, а какая хуже. Оказавшись в другом социокультурном пространстве, самая лучшая форма может дать негативные результаты.
Опыт Западной Европы в проведении региональной политики свидетельствует о необходимости взвешенного подхода к децентрализации властных полномочий. На этом пути восточноевропейским странам предстоит принять меры по укреплению местного самоуправления. Содействие регионам через наднациональные интеграционные образования способствует более успешному преодолению территориальных диспропорций и формированию европейского самосознания. Возможно, ХХ1 век станет «звездным часом» регионов на пути построения Общеевропейского дома.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Европейский регионализм» з дисципліни «Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ
Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
Ліцензування банківської діяльності
АТ-команди


Категорія: Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору) | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 1895 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП