Всемирная торговая организация и национальная безопасность
Деятельность ВТО направлена на либерализацию международной торговли. Организации является одним из оплотов глобализма и транснациональных корпораций. История ВТО берет начало с Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Это многостороннее международное соглашение о режиме торговли было подписанно 23 странами в 1947 году. В дальнейшем в ГАТТ вступили многие государства, в том числе несколько социалистических стран (Куба, Польша, Чехословакия и Югославия). Советский Союз не принимал участие в Соглашении и только в 1990 году получил статус наблюдателя. Участники ГАТТ были обязаны соблюдать в торговле друг с другом определенные основные правила: · принцип наибольшего благоприятствования; · отмена количественных ограничений импорта, если они не обоснованы затруднениями в платежном балансе; · запрещение предоставлять новые преференции; · решение спорных вопросов путем взаимных консультаций и т.д. В генеральное соглашение вошли ряд двухсторонних таможенно-тарифных соглашений, предусматривающих взаимное снижение пошлин, которое в силу принципа наибольшего благоприятствования распространяется на всех участников. За время действия ГААТ были приняты меры по либерализации торговли и снижены таможенные тарифы между его участниками. Большинство социалистических стран было в стороне от этих процессов. В 1965 году в ГАТТ был создан особый комитет по торговле и развитию, отстаивающий интересы развивающихся стран. Всемирная торговая организация (ВТО), учрежденная 8 декабря 1994 года, является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Между сессиями Конференции функции руководящего органа выполняет Генеральный совет во главе с директором. Членами ВТО являются 144 страны, она контролирует 96% мировой торговли. Переговоры по присоединению ведут все оставшиеся крупные страны (Россия, Украина, Казахстан и Саудовская Аравия). ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе многосторонних соглашений, в том числе: · Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года; · соглашения по сельскому хозяйству, · по техническим барьерам в торговле, по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС); · по субсидиям и компенсационным мерам; · по защитным мерам; · Антидемпингового кодекса; · Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС); · Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); · договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и др. В конце 90-х годов в рамках ВТО были заключены соглашения о либерализации торговли глобальными телекоммуникационными услугами, об отмене импортных пошлин на продукцию информационных технологий, об открытии рынков финансовых услуг для иностранной конкуренции. Таким образом, был взят кур на либерализацию в области информационных и финансовых рынков. Деятельность ВТО, направленная на либерализацию международной торговли, базируется на принципах недискриминации и гласности. Принцип недискриминации предусматривает применение режима наибольшего благоприятствования ко всем членам ВТО. Не допускается дискриминация иностранных товаров по отношению к отечественным после прохождения таможни. Торговые инструменты ВТО включают: · тарифные и нетарифные барьеры, · субсидии и компенсационные меры, · антидемпинговые и защитные меры. По отношению к ВТО сложились две противоположные позиции местного бизнеса. Антиглоблалисты выступают за протекционистские меры государства, направленные на поддержку отечественного монопольного бизнеса. Сторонники либеральных отношений видят в открытости рынков возможность получить дополнительную прибыль. Например, в России изоляционистами являются выходцы из таких отраслей как автомобильная и авиационная промышленность. Эти отрасли требуют значительного капитала для модернизации и ориентированы преимущественно на внутренний рынок. Их владельцы выступают за введение правительском протекционистских мер, позволяющих оградить отечественный бизнес от конкуренции с высококачественной западной продукцией. Либералы, выступающие за свободную торговлю, контролируют добычу большинства природного сырья (нефти, газа) и уже успешно интегрировались в мировой рынок. Процедура вступления в ВТО требует изменения законодательства, приведения его к цивилизованным правилам бизнеса, гарантии соблюдения авторских прав, принятия мировых стандартов технологического и экологического качества продукции. Следующее направление переговоров включает трансформацию таможенных пошлин в сторону понижения. Необходимо из списка таможенных товаров, насчитывающего тысячи наименований, выбрать наиболее конкурентоспособные и учесть меры по защите отечественного производителя. Это осуществляется путем введения запретительных пошлин, изменением стандартов и другими методами. «Золотое правило» ВТО: «Не договорено ничего, пока не договорено все». При вступлении в эту торговую организацию нельзя ограничится рамочным соглашением. Вступление в ВТО должно сопровождаться тщательной экспертизой. Отмена запретов на экспорт отечественной продукции может принести госбюджету миллиарды долларов. Однако либерализации торговых отношений может привести и к развалу многих производств и массовой безработице. Намерения присоединения к ВТО декларирует большинство постсоветских стран, однако этот процесс идет медленно. Основные цели присоединения: · устранение дискриминационных ограничений для экспорта и улучшения его доступа на мировые рынки; · перевод торгово-экономических отношений с третьими странами и их региональными группировками на равноправную, стабильную, долгосрочную экономико-правовую основу; · использование существующего в рамках ВТО многостороннего механизма разрешения споров; · совершенствование внутренней законодательной базы и практики её применения с целью дальнейшего развития экономических реформ. Для бывших коммунистических стран была характерна государственная монополия на внешнюю торговлю с политически обусловленными преференциями, что противоречило принципам свободной торговли. Сложившаяся за многие годы низкая производительность труда, высокие издержки производства, устаревшее техническое оборудование, высокая энергоемкость и другие факторы создают трудности для либерализации в торговле. Конкурентоспособным экспортером можно стать только при условии мирохозяйственной интеграции. С другой стороны необходим и государственный протекционизм в отношении отечественного производителя. Чрезмерная и поспешная открытость к внешним рынкам является разрушительной для отечественного производства, а крайний протекционизм тормозит технический прогресс. Только страны, которые смогут выработать оптимальный режим, могут рассчитывать на успешную интеграцию в мировую экономику. Поспешность вступления в ВТО Грузии привели к значительному снижению внешней торговли, в Киргизии упал уровень жизни, а в Латвии погибла легкая промышленность. Китай, вступивший после многолетних переговоров в ВТО, расценивает этот шаг как «временную необходимость». Возможно, в будущем будет создан единый валютный и торговый рынок Большого Китая, который станет в отдаленном будущем ядром азиатского рынка. Россия ведет переговоры о присоединении к ГАТТ/ВТО с 1992 года, ей отведен статус страны с переходной экономикой, хотя по правилам ГАТТ особые права предоставляются только развивающимся государствам. Переговоры о присоединении Украины к Организации были начаты в 1993 году. В Украине сторонники вступления в ВТО надеются преодолеть пагубное воздействие «торговых войн», когда США, ЕС и Россией периодически наказывают Украину. Поэтому даже появилось желание вступить в ВТО раньше России, чтобы успеть предъявить к последней жесткие требования. Как, например, поступил Китай после вступления в ВТО по отношению к России, потребовав либерализации рынка рабочей силы. Однако, Украина не Китай, а её экономка зависит от российских энергетических ресурсов. При вступлении Украины в ВТО могут пострадать отрасли, производящие относительно конкурентоспособную продукцию (экспорт металла и сельскохозяйственной продукции) и не только. По международному рейтингу конкурентоспособности Украина заняла в 2001 году 69 место среди 75 стран. В структуре украинского экспорта доминируют металлы (40 %), а так же сельскохозяйственная (11%) и химическая (9%) продукция, тогда как в мировой торговле доля этих товаров уменьшается. За период 1990 — 2000 гг. в структуре мировой торговли высокими темпами увеличивалась доля офисного и телекоммуникационного оборудования. Несовместимость отмечается и в экспорте услуг. В Украине доминируют транспортные услуги, а в мире — туристические услуги (Сиденко, Барановский, 2002). Украина не может быть в стороне от процесса мирохозяйственной интеграции и должна стремиться быть членом ВТО. Однако к вступлению в эту торговую организацию страна в настоящее время не готова. Определенное время необходимо для адаптации страны к условиям конкуренции, характерной для открытых экономик. При этом необходимо учитывать заявление госдепартамента США от 21 сентября 2002 года о признании аутентичности кассетных записей, касающихся возможной поставки Ираку украинских систем раннего противовоздушного предупреждения «Калчуга». Обвинения Украины в сотрудничестве с режимом Саддама Хусейна закрывают готовность ВТО к приему Украины в эту торговую организацию в ближайшем будущем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Всемирная торговая организация и национальная безопасность» з дисципліни «Глобальна геоекономіка (трансформація світового економічного простору)»