Трансформация Западнохристианского мира в Новоевропейско-Североатлантическую цивилизацию
К рубежу XV—XVI вв. Западная Европа уже вполне подошла к раскрытию идеи индивидуальной свободы, базирующейся на праве частной собственности и реализующейся в гражданских правах. Ее неотъемлемым аспектом была и духовная свобода личности, утверждавшаяся к югу и северу от Альп в двух существенно различных формах, пытавшихся опереться на две самостоятельные традиции — античную и древнехристианскую. Имеются в виду, с одной стороны, итальянский, несколько шире — романский, гуманизм, делавший акцент на самоценности и самодостаточности человеческой индивидуальности в ракурсе ее гедонистического, чувственно-эстетического отношения к миру, и, с другой — немецкая (а вскоре также швейцарская, скандинавская, нидерландская, английская, шотландская и пр.) Реформация, концентрировавшая внимание прежде всего на индивидуальной религиозно-нравственной ответственности, на духовной собранности человека, активно и рационально действующего в материально-практической плоскости, однако рассматривающего эту деятельность как священное призвание, в конечном счете — как служение Богу, а между ним и Богом устранены всякие посредники. Религиозно освященная установка на труд и накопление при категорическом осуждении протестантизмом траты денег на мирские развлечения способствовала первоначальному накоплению капитала, а следовательно, и укреплению персональной экономической (и всякой прочей) свободы зарождающегося буржуазного класса. Его представители, руководствуясь буквой и духом кальвинизма с его кощунственной не только в пределах христианства, но и в какой угодно развитой религии идеей об изначальной избранности ко спасению небольшой группы лиц при извечной обреченности всех прочих, что б те ни делали, на вечные муки, богатели и воспринимали это как свидетельство их личной богоизбранности. Они все более активно начинали бороться и за утверждение собственной политической власти, выдвигая буржуазно-республиканскую альтернативу идее монархического правления (кальвинисты Швейцарии и Нидерландов, затем — кальвинисты-пуритане Англии и Шотландии, в иной форме —• протестанты, переселяющиеся на Восточное побережье Северной Америки). Собственность, таким образом, не только начинает освобождаться от абсолютистской власти монархов, опирающихся на дворянство, но сама стремится к этой власти и в той или иной форме получает ее в первых буржуазных революциях, проходивших под протестантскими, прежде всего — кальвинистскими, лозунгами. С эпохи Возрождения, тем более Реформации, в Западнохристианском мире уже массовый человек (а не только пророк, мудрец, философ, повижник-мис-тик, как то наблюдается во всех остальных цивилизациях с "осевого времени") находит опору в самом себе через утверждение собственной укорененности в584 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество сакральном плане бытия или через ощущение личной, никем и ничем не опосредованной связи с Богом. И если романский мир часто трактует это мироощущение в духе пантеистически понятого неоплатонизма (с последним мощным аккордом в натурфилософии Дж. Бруно), что уже снижает трагизм персональной драмы жизни отдельной личности, то преимущественно германоязычныи протестантский мир доводит накал личных отношений, надежд, сомнений и упований на персональное спасение конкретного верующего с Богом до максимального напряжения, как то видим в жизни многих северян от М. Лютера до С. Кьеркьегора. Глубоко созвучны такому тонусу интуиции Б. Паскаля, как и всего полупро-тестантского по своему духу янсенизма. А в философии Р. Декарта, внешне вполне лояльной католическому вероучению, индивидуальный разум (еще полагаясь на то, что "Бог не может лгать") уже фактически возведен в ранг высшего судии и законодателя окружающей человека реальности что совместно с пафосом Ф. Бэкона относительно призвания человека к покорению и преобразованию природы готювит почву для просветительского рационализма. Обратной стороной такого взгляда на себя и мир выступает уверенность западных европейцев того времени (в особенности же кальвинистов) в своей богоизбранности, коренном, установленным Богом превосходстве над всеми другими народами, обреченными тем же Богом на вечные муки. Прежде всего это относилось к представителям нехристианских культур и идейно оправдывало бесчеловечное к ним отношение во время колониальных захватов в Новом Свете, сопровождавшихся истреблением миллионов индейцев, трансатлантической работорговлей и пр. Запад не только накапливал силы и средства для утверждения своего господства над всей планетой, но и с успехом убеждал самого себя в том, что имеет на то санкционированное Богом право. Секуляризация сознания в эпоху Просвещения способствовала формулированию понятия о "естественных правах и свободах человека" отчасти уже в Англии после "Славной революции" 1688 г., а затем с новой силой во Франции середины XVIII в., тогда как деятели Американской революции (сами — приверженцы просветительской идеологии) в соответствии с протестантскими традициями обосновывали эти права, скорее, при помощи идейного наследия Библии Однако в обоих случаях во второй половине XVIII в. имеем и декларации прав человека, и попытки подчинить деятельность государственных структур интересам частных собственников, на чьи налоги и существует государство западного образца. В полной мере это впервые удалось в новосозданных Соединенных Штатах Америки, но ранее в значительной степени уже было реализовано в Северных Нидерландах и Англии. Таким образом, выражаясь метафорически, с середины XVI в. до конца XVIII в. в наиболее развитых странах Запада (Нидерланды, Англия с Шотландией, Франция) и в освободившихся от британского владычества североамериканских колониях собственность, окрепшая экономически и юридически и получившая идеологическое обоснование своей самоценности в протестантизме и просветительстве, восстает против абсолютистски-бюрократической власти и берет в свои руки государственный аппарат, который с этого момента ставится на службу интересов частных собственников. Этому в конце XVIII в. соответствуют и другие преобразования, среди которых особенно следует отметить активизацию колониальной экспансии и промышленный переворот, связанные, в свою оче-Великий перелом в истории запада__________________________________________585 редь, как с ростом предпринимательской активности, так и с возрастанием объема научно-технических знаний. Все это в первую очередь касается Англии. Такое развитие происходило на основе постепенного (начинавшегося еще у Ф. Бэкона) усиливавшегося утилитарно-прагматического отношения к знанию как к способу овладения силами и богатствами природы во имя их потребления. Десакрализация природы в механистической картине мира, утверждающейся в XVII—XVIII вв., происходит параллельно с выработкой у представителей Новоевропейской цивилизации хищнически-потребительского отношения и к природным ресурсам, и к окружающим обществам. Запад считает себя в праве использовать их в собственных утилитарных интересах, не задумываясь пока о последствиях такого отношения не только для природы и соседних обществ, но и для самого себя. И на природу, и на другие народы западные европейцы веками приучались смотреть как на средство удовлетворения собственных потребностей. Проследить это можно со Средневековья. Если Первый крестовый поход действительно вдохновлялся религиозными чувствами (что, естественно, не исключало и корыстных мотивов его участников), то Четвертый, планировавшийся против мусульманского Египта и обернувшийся разграблением христианского Константинополя с разделом между главарями этой акции и венецианцами владений Византии, уже со всей очевидностью демонстрирует этот взгляд. В контексте такой установки объяснение находит и уничтожение большей части населения обеих Америк, и трансатлантическая торговля черными невольниками с их дальнейшей эксплуатацией на рационально организованных плантациях, и колониальный раздел мира, и отношение фашистов к "низшим расам" с проектом уничтожения одних (евреев, цыган) и превращением в рабов индустриальной эры других (в частности — славян). Западнохристианский мир Средневековья, претерпевая глубинные трансформации в эпоху Возрождения, Реформации и Великих географических открытий, превращается в мир Новоевропейский, который, по сути, уже со времен Семилетней войны (1756—1763 гг.), тем более с провозглашения "Декларации независимости" США в 1776 г., становится миром Североатлантическим. И следует учитывать, что наиболее характерные и специфические черты Западной цивилизации в Северной Америке проявились куда более глубоко и ярко, чем в самой Западной Европе — в силу того, что на новых землях выходцы из Европы не были отягощены феодально-абсолютистским, церковно-кле-рикальным и корпоративно-цеховым наследием. Устремлявшиеся в Северную Америку в XVII—XVIII вв. колонисты как раз и были людьми, решительно порывавшими со старыми традициями, сковывавшими индивидуальные предпринимательские силы и личную свободу практической самореализации. При этом не следует забывать, что в своем большинстве эти люди (при темном, зачастую криминальном прошлом некоторых из них) были рьяными протестантами, по большей части представителями различных ответвлений кальвинизма (реформаты, пуритане, пресвитериане и пр.). Дух религиозной исключительности стимулировал практическую активность этих людей, поскольку показателем богоизбранности в кальвинизме выступает, как отмечалось, деловой успех. Таким образом, к концу XVIII в. Западная, уже Новоевронейско-Североат-лантическая цивилизация вышла на принципиально новый уровень не только собственного, но и общечеловеческого развития — уровень, связанный нреж-586 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество де всего с победой капитализма и рационализма, созданием системы парламентаризма и начавшимся в это время промышленным переворотом, наконец с началом глобальной интеграции человечества под эгидой Запада, ведущие страны которого приступили к колониальному разделу мира. Внешне этот прорыв был ознаменован такими наиболее выразительными событиями того времени: — война за независимость североамериканских колоний, начатая в 1775 г., провозглашение независимости США в 1776 г. и признание этого факта Англи- • ей по Версальскому договору 1785 г. — создание общества на основе частной | собственности, предпринимательства, юридического равенства, парламентаризма и федерализма; — промышленный переворот в Англии, начало которого было ознаменовано изобретением парового двигателя и механической прялки, запатентованных, соответственно, в 1784 и 1785 гг., определивший в ближайшие десятилетия экономическое и военное преобладание Запада (прежде всего, той же Англии) в мировом масштабе; — Великая французская революция: 1789—1794 гг. — ликвидация сословного строя и монархии, дискредитация церкви на уровне государственной политики и массового сознания, официальное провозглашение всеобщего политического и юридического равенства, декларирование идеи суверенитета политической нации и пр.; — утверждение в течение нескольких десятилетий британского колониального владычества в Индии, решающий момент которого приходится на 1803 г., когда английские войска захватили Дели и Великий Могол превратился в марионетку в руках колонизаторов — начало утверждения колониального господства Запада во всемирном масштабе. Из этих событий вытекали многочисленные, так или иначе повлиявшие на судьбы мира, следствия. Среди них в первую очередь следует назвать: — начало бурного развития североамериканской ветви Западной цивилизации на буржуазно-демократических основаниях с конституционным признанием за каждым (в том числе и за освобожденными в результате Гражданской войны 1861—1865 гг. из рабства неграми) естественных и неотъемлемых прав человека; — индустриальное преобразование мира с обеспечением неоспоримого западного (сперва — английского) экономического доминирования в мировом масштабе; — ликвидация сословного деления сперва в Западном мире, а затем и (по крайней мере, юридически) во всех остальных регионах мира, формальное признание равенства всех людей безотносительно к социальному положению, полу, расе и национальности; — утверждение системы новоевропейских наций с постепенным распространением подобных форм этноконсолидации и в других регионах планеты, когда национальное (вместо сословной и конфессиональной идентичности) становится ведущей формой самоидентификации; — создание западными государствами и Россией мировой колониальной системы в качестве первой насильственной формы структурно-функционального объединения человечества в рамках единой макроцивилизационной системы при параллельном утверждении в мировом масштабе в качестве господствующего принципа капиталистической товарно-рыночной экономики с присущим ее носителям духом рационализма, индивидуализма и прагматизма.Великий перелом в истории запада__________________________________________58 7 Следует признать, что особый и сложнейший вопрос, почему именно Запад в третьей четверти истекающего тысячелетия вышел на принципиально новый уровень исторического развития, связанный с капитализмом и индустриализацией, техницизмом и пр., остается еще далеко не разрешенным. Бесспорно то, что здесь сыграли роль многие оказавшиеся во взаимодействии факторы. Среди них стоит особенно отметить следующие: — унаследованный от античности рационализм; — понятие о гражданственности и юридических правах людей — от античности; — зачатки персоналистического отношения к Богу при религиозной санкционированное™ активной преобразующей окружающий мир деятельности — из иудейско-христианской традиции; — индивидуальный характер экономической деятельности варварских народов Западной Европы; — общественно-политическая самостоятельность глав домохозяйств у варварских народов; — изначальный, с раннего средневековья, плюрализм и взаимосдерживание основных социальных сил (монархии, феодализма, церкви, городов); — формирование (первоначально по преимуществу в монастырях) религиозно освященного отношения к производительному труду как к призванию человека и его долгу перед Богом и пр. Качественный перелом в развитии Европы связан с Возрождением и Реформацией, с взаимодействием индивидуалистического рационализма и гума-нистическо-гедонистической установки Ренессанса, индивидуалистических религиозных исканий в Европе севернее Альп и развивавшейся быстрыми темпами предпринимательской деятельности в городах, достаточно самостоятельных в условиях расшатывания устоев феодализма, дискредитации католической церкви и слабости политических структур формирующихся национальных государств. Реформация и утверждение (с последующим бурным развитием) капитализма тесно взаимосвязаны, однако не по модели причины и следствия, а в соответствии с принципом появления качественно нового в точке пересечения автономно развивавшихся, но в некоторый момент встретившихся процессов. Запад охватывает дух наживы и внешней экспансии, направленной в равной мере и на природу с ее богатствами, и на соседние народы и цивилизации. В значительной степени это получает и религиозную мотивацию, в особенности в кальвинизме с его идеей о предвечной предопределенности будущей участи души каждого и критерием богоизбранности человека по его практическому успеху в жизни. "Богоизбранные" западные христиане, в особенности протестанты кальвинистского толка, сочли себя вправе преобразовывать человечество и всю планету по своему усмотрению в собственных интересах. Этим в Новое время они бросили вызов всем остальным цивилизациям мира, а те, уже в XX в., дали на это свой отклик.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Трансформация Западнохристианского мира в Новоевропейско-Североатлантическую цивилизацию» з дисципліни «Історія світової цивілізації»