ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Восточнохристианская цивилизационная система и Восточнославянско-Православная цивилизация
Вопрос о единстве или дуальности Восточнохристианского цивилизаци-онного мира остается открытым по сей день. А.Дж. Тойнби до конца своих дней колебался, следует ли считать Византию и Русь-Россию единой Восточ-нохристианской цивилизацией или более правильно разграничивать их, по­нимая в качестве родственных и преемственно связанных друг с другом. В этом отношении тойнбианский взгляд принципиально отличен от вывода О. Шпенглера, который относил Византию и Мусульманский мир к одной, "магической" культуре и при этом в качестве чего-то совершенно отличного выделял "Русско-Сибирский" культур-цивилизационный тип, предвидя его раскрытие в будущем.
Иной подход присущ русской национально-почвеннической традиции, наи­более весомо во второй половине XIX в. представленной Н.Я. Данилевским. Этот мыслитель считал возможным говорить об особом славянском культур-цивилизационном типе, якобы наиболее полно и адекватно воплощенном в России. С тех пор, а по сути и ранее, со времен споров "славянофилов" с "западниками", в российском общественном сознании присутствует мысль об особой "Славянской цивилизации".
Однако выделять цивилизации по этническому критерию, как о том уже шла речь ранее, у нас нет оснований, поскольку, во-первых, каждая из великих и общепризнанных в таковом статусе цивилизаций полиэтнична (Западнохри-стианская, впоследствии Новоевропейско-Североамериканская, Мусульманско-Афразийская, Индийско-Южноазиатская, Китайско-Восточноазиатская и пр.) и, во-вторых, многие макроэтнические общности распределены между двумя и более цивилизационными мирами. Яркий пример тому дают сами славяне, одна часть которых (русские, болгары, сербы и пр.) относятся к восточнохристиан-ской традиции, тогда как другая (поляки, чехи, хорваты и пр.) составляет пусть470 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
и периферийную, но неотъемлемую часть Западного мира. При этом среди славян мы знаем и этническую группу, относящуюся к Мусульманской циви­лизации (перешедшие в ислам боснийцы), тогда как западные украинцы, сви­детельствуя о "пограничности" своего цивилизационного положения, испове­дуют христианство в греко-католической (униатской) форме.
Поэтому, в противовес Н.Я. Данилевскому, славянофилам и почвенникам К.Н. Леонтьев в книге "Византинизм и славянство" имел все основания ут­верждать: славянство (как и любая другая этническая общность подобного плана) суть нечно аморфное и в цивилизационном (как мы бы сказали) смыс­ле невыразительное единство. В противоположность ему он выдвигал образ "византинизма" как яркого, целостного и самобытного явления культур-ци-вилизационного порядка. Однако говорить об идентичности Византии и Мос­ковского царства — Российской империи — в каком бы то ни было смысле не решался и он. Относительно же Советского Союза или современной России это выглядело бы вообще нелепостью.
Бесперспективность возведения славянства в ранг отдельного культур-ци-вилизационного типа и невозможность установления соответствующей иден­тичности между Византией и Россией-СССР привели группу эмигрантских мыс­лителей (Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий) к идее о необходи­мости выделения особой, в основе своей славянско-тюркско-монгольской, "ев­разийской" общности цивилизационного плана. Позднее эту концепцию на обширном этноисторическом материале развивал Л.Н. Гумилев.
Однако, как о том уже приходилось писать, "евразийская" общность, отра­жая определенные реалии (прежде всего геополитического плана) не может быть отнесена к явлениям цивилизационного порядка. Она не имеет своего собственного духовного основания в виде отдельной самобытной идейно-цен-ностно-мотивационной системы, общей для образующих ее народов, которые, в свою очередь, относятся к различным цивилизационным мирам (Восточнох-ристианскому, Мусульманскому и пр.).
Поэтому общности порядка империи Ахеменидов, мировой политической системы Чингизидов или СССР (в отличие, скажем, от миров Византии, Араб­ского халифата или империй традиционного Китая) нельзя считать цивилиза-ционными. Они не имеют внутреннего духовного (именно духовного, а не иде­ологического) ядра. В лучшем случае, как то будет обосновано далее, они могут рассматриваться как явления квазицивилизационного плана.
Исторический материал, как и устоявшиеся представления о циклической природе изменений в жизни отдельных цивилизаций, склоняют к выводу о том, что при всей близости духовных основ Византийско-Восточнохристианс-кого и Восточнославянско-Православного миров, их следует различать как две, преемственно связанные, но все же отдельные цивилизации. При этом их ис­торическую общность можно передавать понятием Восточнохристианская ци-вилизационная система.
Необходимость четкого различения Византийско-Восточнохристианской и Восточнославянско-Православной цивилизаций обусловливается прежде всего (но не единственно) тем обстоятельством, что к концу Средних веков, особенно в третьей четверти XV в., первая из них практически прекратила свое существование, тогда как вторая только начала оправляться от катастро­фы монгольского завоевания.Византийско-восточнохристианский мир средневековья_______________________________471
С 1453 г., когда турки взяли Константинополь, до 1480 г., когда Москва окончательно освободилась от власти татарских ханов, не было ни одного сколь­ко-нибудь значительного официально православного независимого государства. Те из них, что сохранялись на Балканах (Эпир), северо-востоке Анатолии (Тра­пезунд), в Подунавье (Валахия, Молдова) и Крыму (Феодоро) вскоре были под­чинены Османской империей, тогда как распавшаяся на несколько крошечных княжеств Грузия, став ареной ожесточенной борьбы между Ираном и Турци­ей, была полностью опустошенна. В XVI в. заметными на карте мира были лишь два независимых государства восточнохристианской традиции, очевидно вообще не знавшие о существовании друг друга: Московия в заснеженных хвойных лесах и зажатая на высокогорье между джунглями и пустынями, отре­занная от моря мусульманами Эфиопия.
Конечно, восточнохристианская культур-цивилизационная традиция на Бал­канах, в Эгеиде, Малой Азии и Восточном Средиземноморье, в Закавказье и Крыму сохранялась и под властью турок. Однако ее творческая жизнь там, как и в Северо-Восточной Африке, прекратилась. В то же время, актуализируя наследие Киевской Руси и отсвечивая последние творческие лучи заходящего солнца Христианского Востока — исихазм, духовная и политическая жизнь просыпалась в Восточнославянско-Православном ареале. Этому здесь соответ­ствовала и активизация этноинтеграционных процессов. Результатом после­дних стало становление современных восточнославянских народов.
Характеристика духовно-ценностных оснований, этапов развития и упадка, становления и трансформации этнотерриториальной структуры Византийско-Во-сточнохристианской цивилизации не входит в задачи предлагаемой статьи. Одна­ко для уяснения некоторых общих моментов истории и природы Восточнохристи-анского мира на некоторые из ее особенностей следует обратить внимание.
Прежде всего отметим, что применительно к Византийско-Восточнохрис-тианской цивилизации (и не только по отношению к ней) циклическая схема, отработанная О. Шпенглером и А.Дж. Тойнби на античном материале, нужда­ется в существенных коррективах.
После утверждения своих идейно-ценностных оснований в эпоху Вселен­ских соборов и пышного расцвета во времена Юстиниана I Византия не только едва выжила во времена арабских завоеваний, но и (в VIII—IX вв.) пережила глубочайший, длившийся более столетия духовно-культурный кризис иконо­борчества. Однако после этого она с середины IX в. как бы обретает "второе дыхание", стабилизируясь и по-новому организуя вокруг себя духовно-куль­турно-политическое пространство (главным образом за счет принимавших от нее христианство славянских народов).
Отмечу, что феномен "второго дыхания" цивилизации наблюдается и в дру­гих цивилизационных мирах, в частности в Китае, преодолевающем в конце VI в. длившуюся целых четыре столетия полосу кризиса. В пору своего "второго цветения" цивилизация в целом ориентируется на образцы периода первого сво­его подъема, однако в некоторых сферах может их значительно превзойти. На примере Византии и Китая это можно проиллюстрировать без особенного труда.
Параллелизм между Византийско-Восточнохристианским и Китайско-Восточ-ноазиатским мирами явственен и в плане приобщения к их базовым социокуль­турным ценностям отдаленных от их центров, вполне сохраняющих свою поли­тическую независимость раннегосударственных образований. Имеются в виду472____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
Киевская Русь и Япония, которые, в отличие, скажем, от Болгарии и Армении или Кореи и Вьетнама, никогда не входили в состав этих империй и воспринима­ли их традиции не целостно, а избирательно.
Следующий момент, на который важно обратить внимание, состоит в том, что каждая великая цивилизация несет в себе определенный внутренний ду­ховный дуализм, типа того, что в виде дионисийского и аполлоновского начал был открыт Ф. Ницше в Античной цивилизации. Для Китайской цивилизации эта бинарность базовых идейно-ценностно-мотивационных принципов опреде­ляется конфуцианско-даосским (при сближением даосизма и буддизма в сред­ние века) дуализмом.
Но при подключении к ведущей цивилизации нового макроэтнического блока ее собственный цельно-дуальный блок выступает по отношению к местному социокультурному субстрату в качестве определенного единства. В таком слу­чае дуализм духовных оснований формирующейся периферичной субцивили­зации определяется уже по принципу бинарной напряженности между при­шлой, доминантной" "высокой культурой", взятой в ее изначальном двуедин-стве, и местной, рецисивной традицией.
Сказанное хорошо видно на примере Византии и Киевской Руси. При всей своей подчеркнутой "христианское™" "империя ромеев" до конце сво­его существования актуально — в повседневном быту, на всех уровнях куль­туры — сохраняла позднеантичные принципы и реалии. В связи с этим доста­точно вспомнить "Тайную историю" Прокопия Кесарийского или духовный облик патриарха Фотия, Плифона и других культурных светил Византии. Это создавало творческую, подчас трагическую напряженность.
Однако на Руси византийская социокультурная система воспринималась в виде некоей статичной и уравновешенной целостности. К славянским народам Византия была обращена прежде всего своим христианским ликом, однако за ним тянулся шлейф позднеантичной традиции, также, пусть и фрагментарно, воспринимаемой на Руси, упорно (пусть и в видоизмененном виде) сохраняв­шей и собственное языческое наследие.
В результате, в культуре Киевской Руси складывается свое дуальное поле, образуемое взаимодействием местных, постъязыческих, и привнесенных, ви-зантийско-восточнохристианских традиций (в свою очередь включающих пра­вославный и позднеантичный пласты). Их динамически-напряженное соотно­шение раскрывается, как это показано Б.А. Рыбаковым и рядом других иссле­дователей, на протяжении всей древнерусской истории, со времен первого (Аскольдового) крещения Руси в начале 60-х гг. IX в. В трансформированном трагическими обстоятельствами монгольского нашествия и золотоордынского господства виде эта преодолеваемая, "снимаемая" (в гегелевском смысле) в течение веков дуальность проходит через все восточнославянское позднее Сред­невековье, стихийно проявляясь и в последующие времена.
Киевская Русь, таким образом, оказывается ключевым звеном, связываю­щим Византийско-Восточнохристианскую и Восточнославянско-Православную цивилизации. С одной стороны, она является автономной субцивилизационной подсистемой в системе первой, образуя в то же время отдельную макроэтни-ческую общность. С другой — она является первым этапом развития Восточ-нославянско-Православной цивилизации, которую (вне Украины) обычно на­зывают просто Русской.Византийско-восточнохристианский мир средневековья_______________________________473
Такое ее определение является вполне правомерным в том случае, если усматривать в ее основе понятие "Русь" в его предельно широком смысле, включая в него Киевскую Русь с ее первоначальным среднеднепровским ядром ("Русская земля" первоначального летописания), Галицко-Волынскую Русь так же, как и Владимиро-Суздальскую, Новгород и Полоцк, Русь Московскую, но и Русь Литовскую (православные территории современных Белоруссии и Украи­ны в составе Великого княжества Литовского, позднее — Речи Посполитой), а также собственно Украину, Белоруссию и Московию-Россию с обширной зо­ной ее колонизации в лесной полосе Северной Евразии.
В качестве северной автономной субцивилизации Византийско-Восточнохрис-тианского мира Русь просуществовала почти полтысячелетия, пройдя свой малый цикл развития, оборванный в кризисной точке реструктуризации ее системы (на полицентрической основе) монгольским нашествием. При доминировании в Вос­точной Европе татарских политических структур отдельные локальные подъемы (в Волго-Окском междуречье, Среднем Поднепровье и пр.) обрывались опустоши­тельными нашествиями (сожжение Москвы Тохтамышем в 1382 г., разорение Киева ногайской ордой Эдигея в 1416 г. и крымским ханом Менгли-Гиреем в 1482 г.).
Но с рубежа XV—XVI вв. ситуация принципиально изменяется. Восточно-славянско-православный этнический массив, разделенный между католичес­кими Польшей и Литвой, с одной стороны, и Московией (выступающей в роли наследницы Золотоордынской субъевразийской системы), с другой — начина­ет все более структурироваться в политическом, религиозно-культурном и на­циональном отношении.
Новые реалии структурирования и саморазвития постдревнерусского, во-сточнославянско-православного массива (протекавших в виде единства диф-ференциационных и интеграционных процессов) определялись прежде всего следующими тремя обстоятельствами цивилизационного плана:
1. Исчезновением Византийско-Восточнохристианской цивилизации как са­модостаточного, имеющего независимое (определяющееся самое из себя) ос­нование социокультурного мира. Это обстоятельство имело явно негативное значение. В эпоху Киевской Руси и тем более в XIV — начале XV вв., во время второй (связанной с духом исихазма) волны греко-болгарского влияния, Вос­точнославянский мир воспринял византийское (тем более связанное с ним ан­тичное) наследие далеко не в полном объеме. Русь видела прежде всего цер­ковный лик Византии, но едва прикоснулась ко второму полюсу ее социокуль­турной основы, непосредственно продолжавшему позднеантичную традицию светской образованности.
2. Непосредственной угрозой со стороны Мусульманской цивилизации в лице могущественной Османской империи восточному славянству, шире — всей Восточно-Центральной Европе. Чтобы представить масштаб этой опасно­сти, вспомним хотя бы завоевание турками Венгрии в 1526 г.., две турецкие осады Вены (в 1529 г. и 1683 г.), сожжение крымскими татарами, вассалами турок, Москвы в 1571 г., широкомасштабные, упорные сражения между турец­ко-татарскими и польско-украинскими войсками на Цецорских полях в 1620 г. и под Хотином в 1621 г., наконец, Чигиринские походы турок в 1677 г. и 1678 г., во время которых под угрозой удара оказался и Киев.
3. Коренная трансформация Западнохристианской цивилизации в Новоевро-пейско-Североамериканский цивилизационный мир, связанная с такими явле-474 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
ниями, как Возрождение, Реформация, Великие географические открытия, а также появление капитализма, утверждение абсолютных монархий в ряде европей­ских государств и становление в приатлантических странах Европы новоевро­пейских наций. В результате, как о том уже приходилось писать, протестантско-католический Запад утверждается в качестве динамического, системообразую­щего центра опережающего развития в пределах Макрохристианского цивили-зационного мира, охватывающего также функционально зависимые в своем раз­витии от него цивилизационные общности православной Восточной Европы и подвластной испанцам и португальцам Латинской Америки. При этом польский экспансионизм в восточном направлении (апогеем которого стала оккупация Москвы в 1610—1612 гг.) типологически соответствует захватническим акциям испанцев и португальцев в Новом Свете, на побережьях Африки и в Мировом океане. Иберийские народы на западе и поляки со шведами на востоке, будучи сами окраинными в утверждающейся Новоевропейской цивилизационной сис­теме, в XV—XVII вв. играли авангардную роль в формировании возглавляемой Западом планетарной системы Макрохристианского мира.
При этом в пределах Польши и Великого княжества Литовского, образовав­ших в 1569 г. единое федеративное государство — Речь Посполитую, и в рамках Великого княжества Московского, провозгласившего себя при Иване III, а затем вновь при Иване IV царством, историческое развитие двух соответствующих частей Восточнославянско-Православной цивилизации было весьма отличным.
В украинско-белорусских землях цивилизационное развитие в течение второй половины XVI — первой половины XVIII вв. имело в первую очередь социально-культурный характер, тогда как в рамках Московского царства, трансформиро­вавшегося в Российскую империю,— характер социально-политический. Не каса­ясь дискуссионной темы происхождения украинского народа, по поводу которой мне утке приходилось высказывать свое мнение, отмечу лишь некоторые суще­ственные моменты в плане социокультурного развития Белоруссии и Украины того времени. Оно определялось разносторонним взаимодействием с Западнохри-стианско-Новоевропейским, уже пережившим Ренессанс и Реформацию миром; взаимодействием, строившимся по тойнбианской модели "вызов — отклик".
Социально-политический вызов со стороны Польши (ставший особенно жестким после Люблинской унии 1569 г.) определил массовый переход ранее православных княжеских домов и шляхты в католицизм с последующим их включением в правящий класс Речи Посполитой. В то же время он стимули­ровал ускорение процессов самоорганизации средних слоев украинского и отчасти белорусского общества в виде создания городских православных братств, козачьих структур во главе с Запорожской Сечью и активизации церковно-просветительской жизни (деятельность К.К. Острожского, возрож­дение Киево-Печерской лавры и пр.).
Религиозно-культурный вызов со стороны Ватикана, в частности подняв­шая бурю общественного негодования Брестская уния 1596 г., привел к обра­зованию особой, греко-католической (униатской) церкви и на два десятилетия обезглавил украинско-белорусское православие. Однако многолетними упор­ными усилиями части сохранившего верность православию духовенства, киев­ских мещан и запорожских казаков во главе с гетманом Петром Сагайдачным в 1620 г. была восстановлена Киевская православная митрополия, руководство которой взял на себя Иов Борецкий.Византийско-восточнохристианский мир средневековья_______________________________475
При этом уже в первой четверти XVII в. среди сохранившего верность вере отцов украинского духовенства и, шире, всей православной образованной об­щественности оформилось два направления со своими различными идейно-ценностными программами. Эти течения можно связывать с именами их наи­более ярких и талантливых представителей: Ивана Вишенского и Петра Моги­лы. Первый, выражаясь современной терминологией, стоял на принципиаль­ных позициях православного фундаментализма, тогда как второй, осознавая запросы времени, направил украинское православие по пути обновления, не ставя под сомнение принципиальные идейно-ценностно-религиозные положе­ния, но развивая их в соответствии с имеющимися на Западе интеллектуальны­ми нормами и достижениями.
Такая установка на открытость западным веяниям при неизменной опоре на отечественную, святоотческую традицию оказалась для того времени наиболее продуктивной. Она определила церковно-просветительское обновление украин­ского православия, символом которого стала знаменитая Киево-Могилянская академия с плеядой таких выдающихся мыслителей и церковных деятелей, как сам Петр Могила, а также Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Стефан Явор­ский, Феофан Прокопович и рядом других, вплоть до Григория Сковороды.
В результате, к концу XVII в. староукраинская культура вполне адаптирова­ла на собственных основаниях достижения народов центральноевропейско-католического круга, выработала собственные философско-теологические ос­нования и самобытный художественный стиль, известный под названием "ук­раинского барокко".
Параллельно в течение второй половины XVI — середины XVII вв. в Укра­ине сложились самобытные формы социальной самоорганизации (городские братства в условиях действия в большинстве городов магдебургского права, казачья гетманско-полковая административно-военная система, самобытная церковная организация с выборными элементами и пр.). Данному обстоятель­ству содействовал и сопутствовал утвердившийся в Киеве со времен Петра Могилы дух культурно-конфессиональной толерантности (конечно, относитель­ной, но никак не меньшей, чем в ведущих государствах Европы того времени, где еще гремели последние окрашенные религиозным фанатизмом войны — Тридцатилетняя, и революции — Английская).
Подобные процессы имели место и в Белоруссии, причем в первой половине XVI в., во времена Франциска Скорины, здесь они проявлялись даже более вы­разительно. Однако впоследствии более стабильное состояние белорусского об­щества в рамках вошедшего (без Украины) в состав Речи Посполитой Великого княжества Литовского, отсутствие (после Грюнвальдской битвы) вызовов той силы, которая бы провоцировала масштабные трансформации, и другие обстоя­тельства определили его определенную инертность. Между тем, входя в состав канонической территории Киевской митрополии, белорусские земли и в XVII — XVIII вв. были органически сопричастны культурному процессу, центром кото­рого был Киев. Ярким примером тому является личность Симеона Полоцкого.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восточнохристианская цивилизационная система и Восточнославянско-Православная цивилизация» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . Аудит калькуляції собівартості продукції рослинництва
КРИТЕРІЇ ПРИЙНЯТТЯ РІШЕННЯ ПРО ВИБІР ПРАВОВОЇ ФОРМИ ОРГАНІЗАЦІЇ Б...
Поділ іменників на відміни
Програмне забезпечення для захисту інформації персональних комп’ю...
Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 1361 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП