ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Формирование цивилизационной структуры Мусульманского мира
В отличие от Индийско-Южноазиатской или Китайско-Дальневосточной, цивилизационная система Мусульманского мира в эпоху раннего средневеко­вья не закончила, а лишь начала свое формирование. Оно, в известном смысле (с оглядкой на успехи ислама в Тропической Африке, а в последние годы и на Балканах, на Филиппинах и во многих других местах, даже в США среди чер­нокожего населения), продолжается и по настоящее время. Однако основные усилия по созданию Мусульманской цивилизации как единства ее трех основ­ных субцивилизационных проявлений — арабского, иранского и тюркского — относятся к эпохе средневековья.
История первоначального ислама связана, как известно, с Аравией, соб­ственно с двумя, священными для мусульман городами Хиджаза: Меккой и Мединой (Ятрибом), где главным образом и протекала жизнь пророка Мухам­меда (Мухаммеда, Магомета). К 630 г. ему удалось объединить под своей влас­тью принявшее его учение население Аравии. Однако последовавшие за его смертью блистательные завоевания арабами Ближнего и Среднего Востока определили быстрое смещение центра складывавшейся цивилизации.
В 635 г. был взят Дамаск, в 637 г.— Ктесифон и города Сиро-Финикийского побережья, в 638 г.— Иерусалим, в 640 г. арабы вошли в Египет. Спустя два года они заняли Александрию, а также, после окончательного разгрома саса-нидской армии при Нехавенде, Рей (Тегеран), Казвин и столицу Армении — Двин. В 644 г. ими были захвачены Хамадан, Кум и Исфахан в Иране. Парал­лельно в 648 г. арабские войска достигли Карфагена, а в 652 г. захватили Дер­бент, завладев тогда же Мервом, Гератом и Балхом.
Таким образом к 656 г., когда был убит третий после Мухаммеда халиф — Усман (Осман), а между Али и Муавией началась пятилетняя распря, в руках мусульман уже находились огромные территории между Ливией, Кавказом, Афганистаном и Йеменом. Победа наместника Сирии Муавии и убийство Али положили начало правления Омейядов, избравших своею столицею Дамаск.
Эпоха Омейядского халифата ознаменовалась дальнейшими военными успе­хами арабов. Наиболее впечатляющими они были в Западном Средиземноморье и Средней Азии. В 689 г. началось завоевание стран Магриба (Тунис, Алжир, Ма­рокко), закончившееся окончательным подавлением сопротивления берберов в 703 г. В 710 г. произошло вторжение мусульманских войск в Испанию, которая оказалась под властью Халифата к 714 г., за исключением отдельных горных обла­стей на севере полуострова. В 718 г. арабы впервые перешли Пиренеи и завладели опорными пунктами на юге Франции, однако в решающей битве при Пуатье в 732 г. были разбиты. К 759 г. они были окончательно вытеснены за Пиренеи.
Параллельно продолжалась экспансия и на востоке. Мавераннахр, междуре­чье Амударьи и Сырдарьи, подвергался нападениям арабов с 654 г., однако его планомерное завоевание началось в 706 г. Арабские войска к 711 г. завладели Самаркандом, а в 722 г. взяли Ходжент, однако восстания в Согде не прекраща­лись, так что походы против Самарканда и Ферганы приходилось предпринимать еще и в 738—739 гг. А в 751 г. им удалось окончательно закрепить свое господство над Средней Азией разгромом китайской армии при Таласе, севернее Сырдарьи.
Успехи сопутствовали арабам и на других направлениях. К началу VIII в. их владения распространились до р. Инд, а в 711 г. им удалось завладеть в Пе-416_____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
нджабе одним из важнейших религиозных центров индуизма — Мултаном. С начала 20-х гг. VIII в. мусульмане переходят Кавказ и наносят решающие пора­жения хазарам, однако, принудив в 737 г. кагана к капитуляции, покидают его владения. Климат Восточной Европы показался им слишком холодным.
Таким образом, благодаря завоеваниям времен "правоверных халифов" (632—661 гг.) и Дамасского халифата Омейядов (661—750 гг.), к середине VIII в. владения мусульман простирались от Атлантики до Памира и р. Инд, доходя на севере до Пиренеев, Большого Кавказского хребта и Аральского моря. Однако рассматривать все эти огромные территории, населенные людьми самых раз­личных культур и вероисповеданий, как органически причастные Мусульман­ской цивилизации уже в то время было бы преждевременно.
С середины VII в. по середину VIII в. происходит лишь во многом еще внешнее, поверхностное распространение сложившейся в Аравии к момен­ту смерти Мухаммеда арабо-мусульманской социокультурной системы. В син­кретической культуре Дамаскского халифата разнородные по своему проис­хождению элементу»! соединяются еще преимущественно механически, при том что даже сама арабоязычная культура того времени состояла из двух разнохарактерных по своей природе блоков: коранического. богословско-юридического и доисламской поэтической традиции. И становление новой цивилизационной системы в различных областях халифата протекало не с одинаковой скоростью.
Наиболее быстро и органично этот процесс развивался в семитских в сво­ей основе (а потому и ближайших в этническом отношении к арабам) пре­имущественно арамейскоязычных областях Ближнего Востока, главным об­разом в пределах Сирии и отчасти Месопотамии. Здесь, при легком восприя­тии местным населением арабского языка и ислама, по многим признакам весьма близкому распространенным здесь ранее несторианскому и монофи­зическому толкам христианства, был осуществлен первичный синтез арабо-мусульманской культуры с постантично-ближневосточным древнехристиан­ским наследием ранневизантийской эпохи.
Новая цивилизация в лице ее первоначального ядра — Арабско-Ближнево-сточной, вскоре Арабско-Ближневосточно-Средиземноморской субцивилиза­ции — воспринимала из этого наследия, главным образом благодаря сирийцам-несторианам и отчасти иудеям, утилитарно-прагматические знания — технику, архитектуру, математику, медицину и пр., со временем даже неоплатонически истолкованную аристотелевскую философию. Однако в эмоционально-воле­вой сфере, выражавшейся, в первую очередь, в религиозной жизни, поэзии и специфическом орнаментальном изобразительном искусстве, вполне господ­ствовало староаравийское наследие. Последнее, особенно религиозно-право­вая доктрина и поэзия, составляли душу новой цивилизации, тогда как все остальное заимствовалось у предшественников, играя в общей социокультур­ной системе заведомо подчиненную роль.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формирование цивилизационной структуры Мусульманского мира» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АТ-команди
Ліцензування банківської діяльності
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Аудит збереження запасів
СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 631 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП