ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Становление структуры традиционной Китайско-Восточноазиатской макроцивилизационной системы
По отношению к Индостану формирование Китайского раннецивилизацион-ного центра опережающего развития запоздало более чем на тысячелетие, и возникновение древнейшей в Восточной Азии Шан-Иньской цивилизации в сред­нем течении Хуанхэ датируется не ранее середины II тыс. до н. э. Эта, уже упоминавшаяся ранее цивилизация и стала основой дальнейшего социокультур­ного развития всего Восточноазиатского региона от Приамурья и Японии до Вьетнама и Тибета. Однако для адекватного понимания данного процесса необ­ходимо учитывать еще как минимум две группы обстоятельств.
Во-первых, с древнейших времен Северный Китай периодически испыты­вал стимулировавшие его развитие импульсы с запада — через Центральную Азию и широкую полосу Евразийский степей.
Во-вторых, параллельно с Северокитайским в эпоху бронзы наблюда­лось активное формирование и Южнокитайского раннецивилизационного центра, оказавшегося в первой половине I тыс. до н. э. периферийным по отношению к первому.
"Мережковский Д. Больная Россия. — Л., 1991. — С. 17.Традиционные цивилизации южной и восточной азии__________________________________391
Как было отмечено, в глубокой древности южная часть современного Ки­тая, Индокитай и северо-восток Индии в некотором смысле представляли со­бой единый хозяйственно-культурный регион, оказывавший заметное влияние на развитие островных народов Азии — от Цейлона до Японии, включая Индо­незию и Филиппины. На стадии протонеолита обитатели предгорий Централь­ного Индокитая начинают разводить бахчевые культуры и бобовые растения, а со времен развитого неолита осваивают поливное рисоводство.
На протяжении энеолита — бронзового века наиболее быстрыми темпами развивались племена, овладевшие ирригационным земледелием в бассейнах великих рек: Янцзы, Сицзяна, Меконга и пр. Однако в силу дороговизны брон­зовые орудия не могли вытеснить каменных и обеспечить необходимый для выхода на рубежи цивилизации рост производительности труда. К тому же население оставалось еще редким, а покрытые непроходимыми джунглями го­ристые водоразделы препятствовали интеграции обособленных племен-вож-деств. Поэтому окончательный сдвиг в сторону утверждения основ цивилиза­ции произошел здесь уже в раннежелезном веке, при все возростающем воз­действии Северокитайского раннецивилизационного центра эпохи Чжоу.
Особой проблемой является вопрос о роли местного субстрата и западных импульсов в формировании Северокитайского раннецивилизационного центра. Абстрагируясь от размышлений, приходящих на ум в связи с отмеченным ранее сенсационным открытием родства северокавказских и сино-тибето-бирманских языков, разделение которых должно было иметь место не позднее мезолита, отметим плодотворную гипотезу Л.С. Васильева относительно возможного воз­действия на формирование неолитического земледелия Северного Китая древ-неземледельческих культур южных областей республик Средней Азии V—IV тыс. до н. э. А его концепция образования Шан-Иньской цивилизации при участии скотоводческих, вероятно, индоевропейского происхождения племен, распрост­ранявшихся в III — перв. пол. II тыс. до н. э. степным поясом Евразии с запада на восток и принесших на берега Хуанхэ бронзолитейное производство, коневод­ство и боевую колесницу, может считаться вполне доказанной.
Таким образом, цивилизация Северного Китая второй половины II тыс. до н. э., базируясь на развитой местной хозяйственно-культурной базе, в своем фор­мировании была связана также с утвердившими свою власть над местными пле­менными структурами бассейна Хуанхэ (и в этнокультурном отношении раство­рившимися в них) колесничими скотоводами Евразийских степей эпохи бронзы. Очень вероятно, что они могли принадлежать к индо-арийской (или ближайшей к ней) ветви индо-ирано-арийской племенной массы, преобладавшей в первой половине II тыс. до н. э. в степных просторах Евразии и активно распространяв­шейся в различных направлениях. В этом случае убедительное объяснение полу­чили бы выявленные Л.С. Васильевым параллели между образами первочелове-ка Пуруши в индо-арийской и Паньгу в китайской традициях.
Утверждение в среднем течении Хуанхэ ранней цивилизации привело в скором времени к началу наращивания вокруг нее цивилизационной перифе­рии в виде многочисленных, ближайших к ней местных постплеменных кня­жеств, признававших себя вассалами дома Шан-Инь. Власть последнего под­держивалась его решающим боевым превосходством, базировавшемся, в пер­вую очередь, на использовании бронзового вооружения и боевых колесниц. Однако со временем эти достижения, как и соответствующие военно-полити-392 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
ческие навыки, были переняты зависимыми периферийными обществами, ко­торые в своем развитии на конец II тыс. до н. э. стали приближаться к уровню Шан-Иньской цивилизации, втягивая в процесс становления Северокитайской цивилизации собственных позднепервобытных соседей практически во всем обширном бассейне Хуанхэ. Победа чжоусцев над их сюзереном в 1027 г. до н. э. положила начало новому этапу утверждения восточноазиатскои цивилиза-ционной системы — уже при гегемонии династии Чжоу.
Иньско-чжоусский синтез происходил в условиях массовых депортаций более культурного коренного населения прежнего раннецивилизационного центра в пе­риферийные районы и переселения завоевателей в центральные области. Этим достигалось смешение населения, разрыв традиционных связей кланов с их родо­выми землями и ускорение этнокультурно-языковой интеграции в пределах обшир­ного раннеполитического объединения Западного Чжоу. Такая интеграция облегча­лась изначальной, как предполагают исследователи, этноязыковой близостью инь-цев и чжоусцев. В условиях длительного пребывания в единой, хотя и все более дифференцировавшейся на отдельные владения-княжества чжоусской политичес­кой системе в течение первой трети I тыс. до н. э. в среднем течении Хуанхэ, с последующим распространением к низовьям и в сторону верхнего течения этой реки, складывается макроэтническая общность древних китайцев — "хуася", всту­пающая в разнообразные контакты с обитателями сопредельных территорий.
Исследователи выделяют три типа контактов Китайского цивилизационно-го центра этого времени с втягивающейся в орбиту его влияния периферией.
Первый тип предполагал интеграцию с населением центра попадавших под его власть близкородственных с хуася земледельческо-скотоводческих групп бассейна Хуанхэ, которые быстро и органически воспринимали основы цивили­зации Чжоу (политическую систему, культурные эталоны, письменность и пр.).
Второй тип контактов был связан с распространением чжоусского влияния на юг, в лесистые рисоводческие области бассейна Янцзы и морского побере­жья, население которых принципиально отличалось от хуася как в хозяйствен­но-культурном, так и в этноязыковом, даже в антропологическом отношении.
Третий тип контактов имел место между просоводческими хуася бассейна Хуанхэ и ранними кочевниками северных по отношению к Китаю степных областей Монголии.
Если второй тип вел к медленному, но верному приобщению южных групп к основам Китайской цивилизации, то третий, при том, что кочевники воспри­нимали отдельные достижения древних китайцев, характеризовался более на­бегами первых на вторых при чрезвычайно трудном продвижении групп коло­нистов в пригодные для земледельческого освоения районы.
Наибольшее значение для формирования традиционной Китайской циви­лизации имело постепенное втягивание в ее структуру раннеполитических об­разований Южного Китая, представляющих преимущественно древнетайские и австронезийские этносы. Среди них наиболее значительным было объедине­ние Чу, созданное, по всей вероятности, далекими предками современных на­родов группы мяо-яо.
В политическом отношении Чу, распространяя постепенно свой контроль на большую часть бассейна Янцзы, противостояло Чжоу, отстояв свою незави­симость от его посягательств в X в. до н. э. К середине I тыс. до н. э. им были поглощены меньшие но размерам аустронезийские в своей этноязыковой ос-Традиционные цивилизации южной и восточной азии__________________________________393
нове царства "восточных и" — У и Юэ, занимавшие низовья Янцзы и примор­ские районы Восточного Китая.
Все эти южные государства, ведшие свою самостоятельную жизнь и не оказавшиеся под прямой властью чжоусских ванов, в то же время в течение второй половины I тыс. до н. э. приобщались к основам северокитайской циви­лизации, имея при этом и собственную первобытную периферию на юге и западе. Влияние хуася распространялось преимущественно в верхушечных слоях их населения, постепенно проникая и в средние слои. Существенным, по всей видимости, было то, что население Южного Китая I тыс. до н. э. состояло из различных в этноязыковом отношении групп (протобирманцы на западе, про-тотаи в центре, протоаустронезийцы на востоке, вьеты на юге), для которых цивилизационные стандарты северокитайских хуася становились своего рода неким общим знаменателем культурного общения и дальнейшего развития.
Таким образом, в эпоху Чун-Цю ("Весны и Осени"), во второй четверти 1тыс. до н. э., Китайская цивилизация уже представляла собой сложную дву­членную структуру, образуемую Северокитайским (в бассейне Хуанхэ) циви-лизационным центром макроэтнической общности хуася (состоящей из отдель­ных, этнически близких групп населения конкретных, уже практически не за­висимых от чжоусского вана царств и княжеств — Цинь, Цзинь, Вэй, Хань, Чжао, Лу, Янь, Ци и пр.) и воспринимающими его достижения южнокитайски­ми государствами (Чу, У, Юэ и пр.), имеющими различную этноязыковую при­роду, но в отличие от просоводов Северного Китая, в одинаковой мере ориен­тированных на рисоводство. В это время северные и южные государства уже образовывали единую макрополитическую систему, в одинаковой мере (преж­де всех Ци, Цзинь и Чу — уже в VII—VI вв. до н. э.) участвуют в борьбе за гегемонию в ней. По мнению Д. В. Деопика, механизм гегемонии был одним из способов слияния не принадлежавших к общности хуася, гетерогенных в этни­ческом отношении государств с более старыми северокитайскими государства­ми хуася, вышедшими из политической системы Западного Чжоу.
Нетрудно заметить, что общая схема формирования этнотерриториальной структуры традиционной Китайской цивилизации во многом подобна той, ка­кую мы реконструировали для Древней Индии. В обоих случаях доминирую­щий в культурно-политическом отношении Север, чьи традиции становятся ведущими и где складывается достаточно обширная и устойчивая макроэтноя-зыковая общность, подключает в качестве ведомого члена иноэтничный, менее развитый и внутренне плохо сконсолидированный Юг. Но если в цивилизаци-онной интеграции двух названных частей в Индии решающую роль сыграл культурно-религиозный момент, то в случае с Китаем преобладающее значе­ние имел, судя по всему, политико-культурный фактор.
Совершенно иная ситуация складывалась на северных рубежах Китая, где столетиями шла упорная борьба хуася с кочевниками — сперва "красными ди", носителями культуры скифо-сибирского типа, а затем со сменившими их в монгольских степях сюнну, предками гуннов. Если на юге границы Китай­ской цивилизации в то время были размытыми и слабо маркированными, то ее северные рубежи были четко обозначены сложными оборонительными линиями, возводившимися сперва силами отдельных приграничных царств, во времена империи Цинь объединенными в единую фортификационную систему Великой Китайской стены.394____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Нельзя назвать особенно быстрым и распространение основ китайской ци­вилизации в западном и восточном направлениях. На западе этому противились тибетоязычные племена цянов (жунов), а на востоке (точнее — северо-востоке), в Корее, в IV—III вв. до н. э. формирование раннеклассовых отношений только завершалось, и эталоны Китайской цивилизации лишь постепенно начинали там привлекать внимание знати, не проникая еще в толщу народной среды.
Новая эпоха в развитии Китайской цивилизации начинается с образовани­ем системы единой централизованно-бюрократической империи — Цинь, вскоре смененной Хань. Объединив царства макрополитической системы Китая (в пределах бассейнов Хуанхэ и Янцзы), Цинь Ши-Хуанди всеми силами стремил­ся к ликвидации остатков прежнего политико-культурного партикуляризма. Он вводит новое единое деление всей страны на округа, уезды и волости, рефор­мирует аппарат власти с целью максимально сосредоточить в руках центра контроль над провинциями, проводит унификацию письменности, законов, мер и весов, проводит политику культурной нивиляции страны.
Такими жесткими мерами, в смягченной форме продолжавшимися и импе­раторами династии Хань во II в. до н. э.—II в. н. э., единство Китайской циви­лизации достигается уже в полной мере. С тех пор, с последней четверти III в. до н. э., Китай, как правило, представлял собою единую централизованную бюрократическую империю — чего практически никогда (даже при Маурьях, не говоря уже о временах кушан и Гуптов) мы не наблюдаем в Индии.
Утвердившись в пределах Китая, Цинь Ши-Хуанди развернул широкую внеш­неполитическую экспансию. Однако если в борьбе с кочевниками-сюнну ре­шающих успехов добиться не удалось и император принял решение отгоро­дить от них страну Великой стеной, то в юго-восточном направлении, в при­морских районах Южного Китая, ему способствовал больший успех. В 214 г. до н. э. к империи Цинь были присоединены земли наньюэ, что стало началом китайской экспансии на территории раннегосударственных образований пре­имущественно вьетских этносов крайнего юга Китая и Северного Вьетнама, принесшей свои плоды в деле приобщения их населения к основам Китайской цивилизации уже в эпоху династии Хань.
К этому времени в пределах современного Южного Китая уже сложились многочисленные, но весьма рыхлые вьетские государственные образования (Чан­ша, Диен, Елан, Тэйау, Намвьеи, Манвьет и пр.), вслед за которыми в последние века до нашей эры — первые нашей эры и на территории Индокитая возникает целая серия раннеклассовых государств, базировавшихся на орошаемом рисо­водстве (Аулак, Тьямпа, Фунань, Айлао и др.). Параллельно, как про то уже шла речь, при активном участии индийских торговцев и колонистов по берегам Ма-лаккского пролива и шире, во всей приморской зоне Юго-Восточной Азии, появ­ляются города-государства буддийско-индуистской культурной ориентации.
Эпоха Хань демонстрирует медленное, но основательное расширение Ки­тайской цивилизационной системы. Главным ее направлением оставалось юж­ное. В течение II в. до н. э. в состав Китайской империи были интегрированы государства Южного Китая (Намвьет, Аулак и пр.), этнокультурная ассимиля­ция населения которых продвигалась весьма медленными темпами.
В это время в районе дельты Красной реки (Северный Вьетнам) происходит консолидация лаквьетского этноса (кит. лоюэ). В начале I в. лаквьеты выступают против китайских завоевателей, однако в 43 г. их восстание было подавленоТрадиционные цивилизации южной и восточной азии 395
ханьскими войсками. Власть в Северном Вьетнаме перешла непосредственно в руки китайской администрации, активно взявшейся за мелиорацию земель, вне­дрение законодательства китайского образца и культурную ассимиляцию мест­ной знати. На полтора столетия лаквьеты вошли в состав централизованного Китайского государства, восприняв основные принципы его цивилизации.
Эти события заложили основы Вьетнамско-Индокитайского ареала Китай-ско-Восточноазиатского макроцивилизационного комплекса, получающего са­мостоятельное развитие после краха империи Хань, с III—IV вв., когда на тер­ритории Северного Вьетнама начинают складываться условия утверждения собственной социокультурной системы. Однако на протяжении последующих веков, за исключением промежутка времени между 544—-603 гг., когда суще­ствовало независимое государство Вансуан, Северный Вьетнам в той или иной форме находился в политической зависимости от Китая или просто входил в его территориально-административную структуру — до обретения полной не­зависимости в 939 г. с утверждением династии Нго.
Понятно, что почти тысячелетнее пребывание в составе империй различных китайских династий (от Хань до Сун) определило утверждение во Вьетнаме ос­новных базовых принципов китайской традиционной цивилизации, оказывав­шей все большее влияние на средневековые государства Индокитая. Однако последние в своем большинстве, как о том шла речь, сохраняли буддийско-инду-истский облик. Сказанное в полной мере относится к раннегосударственным образованиям тайских, бирманских и тибетских этносов, не говоря уже о более южных государствах типа империй Ангкора или Шриваджей.
За пределами распространения власти "императоров Поднебесной" внедря­лись лишь немногие элементы китайской культуры (письменность и пр.), да и то лишь там, где китайцы были единственным примером (Корея, Япония). В конку­рентной борьбе с индийской культурой китайцы проигрывали везде, где не сто­яли войска их империи, да и на свой территории в I тыс. они очень многое (в частности, буддизм и связанный с ним богатейший культурный комплекс) вос­приняли из Индии. Это относится даже к возникшему примерно во II в. в Юж­ном Вьетнаме на аустронезийской этноязыковой основе государству Тьямпа и тем более к вполне индианизированной державе Фунань на Нижнем Меконге.
В течение всей истории Вьетнама конфуцианско-китайская основа в нем сочеталась с относительной слабостью собственной пвлитической администра­ции, функционировавшей по традиционной китайской модели, включая систему государственных экзаменов для получения чиновничьих должностей. Слабость власти при сохранении принципов конфуцианства как доктрины способствова­ла сочетанию тенденций трансформации основ традиционного общества на фе­одальных, даже в какой-то степени на собственнических началах с утопически­ми упованиями на социальное равенство и справедливость, нередко становив­шимися лозунгами крестьянских восстаний во Вьетнаме так же, как и в Китае.
Более важным во всемирно-историческом плане направлением расшире­ния традиционной Китайской цивилизации был Дальний Восток: Корея, Мань­чжурия и Япония.
Наиболее ранние контакты населения Среднекитайской равнины с племе­нами, обитавшими в южной части Маньчжурии и на Корейском полуострове, относятся к VII в. до н. э., когда на территорию царств Янь и Ци вторглись с северо-востока "горные жуны". В течение второй половины I тыс. до н. э. эти,396 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
в целом древнекорейские в этноязыковом отношении, племена были объеди­нены в пределах раннегосударственного образования Чосон, в котором в нача­ле III в. до н. э. власть захватил китаец Ван Мань. Однако весьма проблематич­но, следует ли считать это событие свидетельством включения данного полити­ческого образования в Китайский цивилизационный мир, тем более что, как свидетельствуют источники, сам названный правитель приспосабливался к ме­стным традициям и манерам.
Действительное приобщение населения данного региона к основам Китай­ской цивилизации началось в те же годы, что и в Северном Вьетнаме — с правления ханьского императора У-Ди, завоевавшего в 108 г. до н. э. Чосон и образовавшего на его территории четыре округа с китайской администрацией. Этим были заложены основы традиционной корейской социокультурной сис­темы, представляющей, как и вьетнамская, синтез китайско-конфуцианских и адаптированных ею местных элементов, к которым (в обоих случаях) во вто­рой четверти I тыс. добавился буддизм.
Под непосредственным воздействием империи Хань с рубежа эр на Корей­ском полуострове интенсифицируется процесс становления раннеполитичес-ких структур, сперва в пределах постплеменных образований Махан, Пехан и Чинхан, а с III в. появляются и первые раннегосударственные объединения — Когуре, Пэкче и Силла, в свою очередь стимулировавшие процесс становления раннеклассовых отношений на юге Японии. Их политические институты и формы социальных отношений развивались под воздействием соответствующих ки­тайских институтов, причем проводником этого влияния было конфуцианство, ставшее основной идейной доктриной всех трех государств древних корейцев.
С конца IV в. в Корею из Китая проник буддизм в его китаизированной махаянистской модификации, и здесь его влияние с этого времени становится более существенным, чем оно было в Китае. Во второй половине VII в., после нескольких столетий междоусобиц, Корея была объединена царством Силла, организовавшим свою жизнь в соответствии с китайско-конфуцианской моде­лью. При дворе вполне восторжествовала китайская письменно-литературная и художественно-изобразительно-архитектурная традиция, однако народная культура длительное время оставалась почти без изменений. Все это аналогич­но тому, что наблюдалось и во Вьетнаме.
Утверждение основ цивилизации китайского образца в Корее, при нали­чии и собственно китайского влияния, в условиях отсутствия конкуренции с каким-либо иным макроцивилизационным эталоном способствовало распрос­транению китайского влияния также на Маньчжурию и Японию. В Южной Маньчжурии на основе племен сумо-мохэ к началу VIII в. складывается госу­дарство Бохай, а вскоре державы киданей и чжурчженей, принимающие на китайский манер названия, соответственно, империй Ляю и Цзинь. После­дние, господствовавшие в Северном Китае в XI — нач. XIII вв., подверглись особенно сильной китаизации во всех сферах общественной и культурной жизни, однако это, как и в Корее или Вьетнаме, касалось главным образом верхушки общества.
Так, в частности, на примере чжурчженей прослежено, что в данных усло­виях развитие культуры шло быстрыми темпами, но неравномерно по всей территории, осложняясь социальной ее дифференциацией. Круг культурных интересов чжурчженей в Северной Китае все более отличался от запросов ихТрадиционные цивилизации южной и восточной азии________________________________397
сородичей в Маньчжурии. Верхушка чжурчженьского общества — воспитан­ники школ и знатоки китайской литературы — далеко отошла от простого народа, воспринимала как религию буддизм и внешне мало отличалась от ки­тайцев. То же, в сущности, можно сказать и о других восточноазиатских наро­дах, утверждавших свою власть над частью Северного Китая (как тангуты) или же покорявших всю его территорию (как монголы — династия Юань или мань­чжуры — династия Цин).
Однако следует отметить, что если земледельческие народы Дальнего Вос­тока, в частности Кореи и Маньчжурии, как, в известном смысле, и Японии, в конечном счете органически восприняли основы цивилизации Китая, образо­вав единую с ним Китайско-Восточноазиатскую макроцивилизационную сис­тему, то кочевники приобщались к ней лишь в случае их переселения в Китай, с вытекающей из этого сменой всего их образа жизни. Этому способствовали как принципиальные отличия в хозяйственно-культурных типах земледельцев и кочевников, так и многовековое их военно-политическое противостояние. Поэтому не удивительно, что, к примеру, монголы, буряты или калмыки выс­шие духовные принципы своих национальных культур воспринимали не из Китая, а от Тибета — в ламаистской форме буддизма — алфавитным письмом индийского происхождения.
Таким образом, контуры Китайско-Восточноазиатской макроцивилизаци-онной системы, как она оформилась ко II тыс., в общих чертах начинают про­ясняться. В ее основе лежит собственно Китай, в экологическом, хозяйствен­ном, культурном, антропологическом и многих других отношениях четко раз­деляющийся на Северный и Южный. Первый выступает в качестве первично­го центра всей рассматриваемой макросистемы, тогда как второй постепенно воспринял основы его цивилизации. В этом смысле до III в. Южный Китай был своеобразной периферией Северного Китая.
Однако, по крайней мере дважды, в IV—V и XI—XIII вв., в века разорения и завоевания кочевниками бассейна Хуанхэ, функции цивилизационного цен­тра перебирал Южный Китай, принимавший беженцев с севера и игравший роль хранителя и продолжателя общекитайских цивилизационных традиций. К середине II тыс. уровень развития обеих частей Китая вполне выровнялся, од­нако их хозяйственно-культурно-бытовые и языковые различия остаются су­щественными до наших дней. f
При этом на южной и северо-восточной периферии собственно Китайской цивилизации, в пределах Вьетнама, с одной стороны, и Кореи с Маньчжурией (а в сущности, и Японией) с другой — образовались ко второй половине I тыс. две вполне оформившиеся на китайских в своей основе, конфуцианско-буд-дийских принципах субцивилизационные зоны, развивающиеся в последую­щие века более или менее самостоятельно. Однако если Вьетнам, Маньчжурия и, в значительной мере, Корея преимущественно находились в орбите полити­ческой активности китайских империй, то Япония всегда была совершенно независимой от великой континентальной державы, активно воспринимая при этом ее культуру. Попытки же Китайско-Восточноазиатской цивилизации рас­пространиться на регионы Центральной Азии (Монголия, Синцзянь, Тибет) успеха не имели, так что даже прямое включение этих территорий в состав империи Цин в XVII—XIX вв. не привело к культурной переориентации их народов на китайско-конфуцианские ценности.398

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление структуры традиционной Китайско-Восточноазиатской макроцивилизационной системы» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
МОНЕТИЗАЦІЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФІЦИТУ ТА ВАЛОВОГО ВНУТРІШНЬОГО ПРОДУКТУ...
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Аудит господарських операцій з надходження тварин
Інтелектуальні інвестиції


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 749 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП