ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Иранско-Зороастрийская цивилизационная система
Иранско-Зороастрийская цивилизационная система имела богатое, оригиналь­ное содержание и величественную историю, которые до сих пор остаются недо­оцененными. В этом повинно и в целом негативное отношение к "персам" или "парфянам" античной традиции, поскольку персы для греков и ранних византий­цев, а парфяне для римлян были главными соперниками в их борьбе за господство на Ближнем Востоке, и то, что в середине VII — начале VIII вв. данная цивилиза­ция была разрушена арабами, хотя ее достижения и традиции и стали одним из оснований, на которых возводилась Мусульманская цивилизация.
Основы древнеиранского цивилизационного мира формируются на рубеже II—I тыс. до н. э., когда на обширных пространствах Среднего Востока между Аралом и Индийским океаном, от Памира и Гиндукуша до Загроса, осуществлял­ся грандиозный синтез пришлых из пояса Евразийских степей скотоводческих ирано-арийских племен с потомками распавшихся в течение II тыс. до н. э. ран-нецивилизационных очагов Иранско-Среднеазиатского региона, представлявших периферийные формы месопотамско-эламской цивилизационной традиции.
Еще до этого времени происходит разделение на две ветви древнеиранских народов: западную, представленную в дальнейшей истории, в первую очередь, индийцами и персами, и восточную, среди этнических групп которой наиболее известны бактрийцы и согдийцы. Целый ряд древнеиранских этносов занимал промежуточную позицию между двумя названными ветвями. Среди них осо­бого внимания заслуживают парфяне, чьи первоначальные владения находи­лись в пределах современного Туркменистана, и хорезмийцы — древние оби­татели Южного Приаралья, преимущественно Амударъинской дельты.
В течение первой половины I тыс. до н. э. две названные ветви древнеиран­ских этносов играли особую роль в формировании основ общеиранской циви­лизации. Решающим в ее становлении как некоего уникального социокультур­ного целого было возникновение и распространение древнейшей (наряду с иудаизмом) "пророческой религии" — зороастризма, связанного с именем ее основателя Заратуштры (Заратустры, Зороастра античной традиции). При всем разнообразии опирающихся на весьма скудную источниковедческую базу мне­ний, наиболее вероятным представляется отнесение его жизни приблизитель­но к X—IX вв. до н. э. в восточноиранском ареале: где-то в пределах Западного Таджикистана, Южного Узбекистана или Северного Афганистана.
Отсюда зороастризм с его последовательно дуалистической религией про­тивостояния благого бога света и добра Ахурамазды и властителя тьмы и зла Ахримана, высокими этическими идеалами, корпусом священных книг ("Авес­та"), ориентированной на почитание огня и света обрядовой стороной распро-360
Первые цивилизациии Цивилизационные системы второй генерации

Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности__________361
77л — Империя Ахеменидов в V в. до н. э.
"•Jjj) — Область древнеиранского культурного влияния в эпоху Ахеменидов
— Финикия и побережья, колонизованные финикийцами
— Греция и побережья, колонизованные греками
(О) — Основные государства, вошедшие в состав империи Ахеменидов
, ( ) — Другие страны: 1 — Персия, 2 — Мидия, 3 — Бактрия, 4 — Вавилония, 5 — Египет,
6 — Лидия, 7 — Этрурия, 8 — Скифия, 9 — Напата и Мероэ, 10 — Саба
Карта 16. Древнеиранская цивилизация в эпоху Ахеменидов (вт. пол. VI—сер. IV вв. до. н. э.)
страняется среди ираноязычных этносов Среднего Востока, укореняясь к сере­дине VII в. до н. э. и в западноиранском ареале, как раз в период тяжелейшей борьбы мидийцев с господствовавшей на Ближнем Востоке военизированной Ассирийской державой.
Зороастризм, утверждавший идеалы справедливости и чести (концепция "арты") и обещавший загробное блаженство тем, кто пал в борьбе за них, стано­вится идейным знаменем борьбы западноиранских народов за независимость против Ассирии, а их победа, тем более стремительное установление иранского господства над всем Ближним Востоком при Кире Великом (559—530 гг. до н. э.), служила лучшим доказательством истинности исповедуемой религии.
Если на востоке общеиранского ареала закладывались духовные основы новой цивилизации, то ее организационно-политические формы, как и основы ее худо­жественной традиции, вырабатывались в его западной части — на периферии могущественных месопотамских деспотий, прежде всего -— Ассирии. Мидийцы, как и тем более сменяющие их в качестве ведущей политической силы на Ближ­нем и Среднем Востоке в середине VI в. до н. э. персы, воспринимают уже веками отработанные приемы и методы организации и управления, принципы городской жизни, каноны парадного монументального искусства и пр. После завоевания Камбизом в 525 г. до н. э. Египта первая персидская империя — держава Ахемени­дов — достигает приблизительно тех границ, в которых она просуществовала сле­дующие два столетия — до ее покорения Александром Македонским.
В течение двух веков Ближний и Средний Восток, от Нила до Памира и от Босфора и Дарданелл до р. Инд, входили в состав единой, в целом стабильной и обустроенной военно-политической макросистемы. В ее пределах налажи­вался обмен товарами и информацией, взаимодействовали разнообразные на­ционально-культурно-религиозные традиции, вырабатывались некие общие социокультурные основания дальнейшей жизни народов данного региона.
Империя Ахеменидов охватывала преимущественно те земли, которые ты­сячелетие спустя станут ведущими в процессе становления цивилизации Му-362 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
сульманского мира: прежде всего Сирию и Месопотамию, с одной стороны, и Иран с южными областями Средней Азии и Северным Афганистаном — с другой, при постепенном подключении Египта, Анатолии и других территорий. Уже тогда, как и в эпоху Халифата, явственно проступали духовно-культурные различия преимущественно семитоязычного Ближнего Востока и, главным об­разом, ираноязычного Среднего Востока, хотя в мусульманское время религи­озная общность делала их менее выразительными.
Создается впечатление, что социокультурная система империи Ахеменидов, при всей ее гетерогенности, представляется своего рода прообразом того циви-лизационного единства народов Ближнего и Среднего Востока, которое было достигнуто благодаря арабским завоеваниям и распространению ислама. Но в отличие от последнего, зороастризм не вышел за пределы ираноязычной среды, да и в ней самой подвергался размыванию и синкретизации, что выражалось, в частности, в возрастании значения культов Митры и Анахиты во второй полови­не I тыс. до н. э. Кроме того, зороастризм, в отличие от буддизма, христианства и ислама, не обладал высоким профетическим потенциалом, и его служители, как правило, не стремились к обращению в веру Заратуштры иноплеменников.
Существеннейшим препятствием на пути завершения социокультурной кон­солидации областей Ближнего и Среднего Востока в древности стала греко-ма­кедонская экспансия, докатившаяся до берегов Окса (Амударьи), Яксарта (Сыр-дарьи) и Инда. Она, как и сменяющая ее в самом конце I тыс. до н. э. агрессия Рима, на несколько веков отсрочили завершение социокультурной интеграции Ближнего и Среднего Востока в рамках одной цивилизационной системы.
Иранцам потребовалось полтора века, чтобы оправиться от нанесенного им Александром поражения и ущерба. Однако и создание могущественного Парфян­ского царства, царям которого в 141 г. до н. э. удалось отвоевать у сирийских Селевкидов Вавилонию, а в 53 и 36 гг. до н. э. разгромить римские легионы (Крас-са, затем Марка Антония), не привело к восстановлению их власти над областями Восточного Средиземноморья (к чему иранцы, уже в лице персов Сасанидов, стре­мились вплоть до начала VII в.). Более того, римлянам в начале II в., при Траяне, удается добиться решающего перелома в борьбе с парфянскими царями династии Аршакидов, а столетием позднее полностью разгромить их державу.
Однако сопровождающееся постоянной напряженной борьбой противостоя­ние на Ближнем Востоке Позднеантично-Ранневизантийского и Иранского миров от момента гибели Парфянского царства в начале 20-х гг. III в. затягивается еще на четыре столетия, в течение которых ираноязычный мир находился под властью могущественной персидской державы Сасанидов. Последним, особенно таким могущественным представителям этой династии, как Шапур II (309—379) или Хос-ров I Ануширван (531—579) и Хосров II Парвиз (591—628) преимущественно уда­валось удерживать под своим контролем не только ираноязычный регион до Па­мира и Гиндукуша на востоке, но также прочно владеть Месопотамией, частично контролируя Закавказье и Приевфратскую Сирию. С 570 г., после завоевания Йемена (до того разбитого эфиопами), их влияние доминировало в Восточной и Южной Аравии. В 614 г. персы овладели Дамаском и Иерусалимом, в 619 г. — Египтом, а в 626 г. их войска стояли на азиатском берегу Босфора — перед самим Константинополем, заняв предварительно Армению и Малую Азию.
На какое-то мгновение заветная мечта Сасанидов о восстановлении Иран­ской империи в границах времен Ахеменидов была осуществлена. Однако этоАнтичная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 363
была пиррова победа — силы персов были истощены, и через два года Визан­тия вернула утраченные области. Однако главный удар был нанесен с юга: в 637 г. арабы захватили Месопотамию, где находилась столица Сасанидского государства Ктесифон, а к 651 г. завершили завоевание Ирана, одновременно отторгнув и от Византии едва возвращенные ею ближневосточные провинции.
Так к середине VII в. Иранско-Зороастрийская цивилизационная система рухнула и ее территории были включены в ядро утверждавшейся на Ближнем и Среднем Востоке Мусульманской цивилизации.
Параллельно с формированием Древнеиранского мира закладывались осно­вы и Античной цивилизации. Ее первоначальным центром была Греция, опра­вившаяся после катастрофы падения Крито-Микенской системы и в первой чет­верти I тыс. до н.э. вставшая на путь формирования социокультурной системы нового, древнеевропейского типа.
Первичные цивилизационные очаги античного типа к так называемому "гоме­ровскому времени", к VIII в. до н. э., утверждались преимущественно в пределах Эгеиды, на побережье материковой Греции (Коринф, Мегара, Афины и пр.), на островах (Халкида и Эретрия на Эвбее, Митилена на Лесбосе, Хиос, Самос и пр.) и на побережье Малой Азии, прежде всего в Ионии (Милет, Эфес, Фокея и пр.).
Греки с самого начала античной истории проявляют невиданное ранее стрем­ление к внешним сношениям, к установлению морских связей с весьма отдален­ными, по понятиям тех времен, областями. Так, уже на рубеже IX—VIII вв. до н. э. на побережье Киликии, Сирии (в частности, в устье Оронта) и Палестины появля­ются маленькие, но постоянные греческие поселения, представлявшие собою тор­говые базы (эмпории) греков. С этого же времени в самой Эгеиде (Крит, Родос, Эвбея, Аттика) появляются изделия сиро-финикийского и египетского происхож­дения. Конкурируя с финикийцами, у которых они перенимают многие достиже­ния, в том числе и алфавит, греки активно включаются в систему восточносреди-земноморских экономических и культурных связей, закладывая основы своего дальнейшего продвижения в Западное Средиземноморье и Причерноморье.
К началу VIII в. до н. э. они уже обживали Троаду и Эгейское побережье Фракии. Около 775 г. до н. э. милетцы основывают Кизик (на Мраморном море) и Трапезунд, непосредственно выходя к Колхиде. А около 750 г. халкидяне основывают первую греческую колонию в Италии — Кумы, после чего колони­зационный поток из Эгеиды на запад значительно возрастает. Во второй поло­вине VIII в. до н. э. греки уже достаточно прочно обживают плодородное и, в отличие от областей Восточного Средиземноморья, негусто заселенное побе­режье Южной Италии до Неаполитанского залива, параллельно осваивая и Сицилию, где около 733 г. до н. э. коринфяне закладывают важнейший город этого острова — Сиракузы.
К V в. до н. э. эллины охватили своим колонизационным порывом огромную протяженность морских побережий. Отдельные их колонии-форпосты мы ви­дим даже на Средиземноморском побережье Испании (Менанка, Гемероскопей-он, Сагунг), однако здесь, как и на Балеарских островах и Сардинии, доминиро­вали финикийцы — карфагеняне.
Сплошной зоной греческой колонизации стали, во-первых, Средиземномор­ское побережье современной Франции, где во главе с Массалией (современным Марселем) расцветают такие города, как Эмпорион, Агата, Амфиполь, Никея и пр., во-вторых, южное побережье Италии до Неаполя и основная территория364____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Сицилии (кроме обжитого карфагенянами ее западного выступа), в-третьих, часть Ливийского побережья — Киренаика с ее союзом пяти городов во главе с Кире-ной, в-четвертых, все побережье Фракии от Халкидики в Эгеиде до Истрии при устье Дуная (Истра), в-пятых, все западное и северное побережье Малой Азии с прибрежной полосой современных Грузии и Абхазии, в-шестых, области Север­ного Причерноморья, где особо значительные сгустки греческих поселений ви­дим в низовьях Днестра (Тира, Никоний), у Богу-Днепровского лимана (Борис-фен, Ольвия), на юго-западной оконечности Крыма (Херсонес) с последующей колонизацией оттуда и Северо-Западного Крыма (Керкинитида), в областях, при­мыкающих к Керченскому проливу — от Феодосии до Горгиппии (Анапы) во главе с Пантикапеем. При этом отдельные греческие колонии мы знаем от Кор­сики (Алалия) до Кипра (Солы, Пафос, Саламин) и Киликии (Таре, Анхиал), в устьях По (Адрия), Дона (Танаис) и Нила (Навкратис).
Как видим, древнегреческая колонизация к середине I тыс. до н. э. охватила большую часть Средиземноморского бассейна и практически все Причерномо­рье. И если в Восточном Средиземноморье греки сами длительное время ока­зывались как бы на периферии великих цивилизаций Ближнего Востока — Египта, Месопотамии, связанных с ними областей Сиро-Палестино-Финикий­ского и Анатолийского регионов, то в других направлениях своего распростра­нения они прямо надвигались на позднепервобытные общества, стимулируя их выход на уровень раннецивилизационных отношений. И если в одних случаях (как, скажем, в Причерноморье) они выступали единственным цивилизацион-ным ферментом, то в других, главным образом в Западном Средиземноморье, им приходилось выдерживать жесточайшую конкуренцию с другими цивили­зованными народами — носителями трансформированной ближневосточной традиции: карфагенянами и этрусками.
Иными словами, если в пределах Причерноморья и Приазовья варварские народы, главным образом фракийцы Восточных Балкан и Нижнего Дуная, скифы Северопричерноморских степей и праславяне Лесостепной Украины, как и меньшие по численности этнические группы (тавры, синды, меоты и пр.), воспринимали импульс преимущественно одной, собственно древнегре­ческой цивилизации, причем в виде не военного вызова, а торгового сотруд­ничества, то в Западном Средиземноморье ситуация выглядела гораздо слож­нее. Здесь, в сущности, "на равных" конкурировали этруски, карфагеняне и греки, и когда последние начали возобладать, первые и вторые заключили союз. В 539 г. до н. э. карфагенско-этрусский флот наносит решающее пора­жение греческому (собственно — фокейскому) у берегов Корсики, после чего эллинам в Западном Средиземноморье остается довольствоваться тем, чем им удалось завладеть до этой даты.
Цивилизационный процесс в Западном Средиземноморье проходил под знаком не только карфагенско-этрусско-греческого противостояния, но и ак­тивной роли местных, достаточно высокоразвитых этносов, оказавшихся в си­стеме столь сложных и многосторонних вызовов внешних, более могуществен­ных и культурных сил. В течение второй половины VIII—VII вв. до н. э. греки и в меньшей степени карфагеняне оттесняют от побережья уже вполне вышед­ших на рубеж цивилизационной стадии коренных обитателей Сицилии, сике-лов, устанавливая в конечном счете свое господство над ними. Аналогичным образом от моря и плодородных долин в гористые местности оттесняется иАнтичная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 365
менее развитое местное население Западного Средиземноморья: греками в Южной Италии и карфагенянами в Северной Африке (в пределах современ­ных Туниса и отчасти Алжира).
К 500 г. до н. э. усилиями карфагенян была уничтожена первая цивилиза­ция Испании — Тартес в бассейне р. Гвадалквивир, после чего местные ранне-цивилизационные тенденции в весьма замедленном темпе, прерываясь даль­нейшей карфагенской, а затем, уже окончательно, римской экспансией, реали­зуются во внутренних районах Пиренейского полуострова.
В таком контексте легче понять и условия образования раннецивилизаци-онного центра в Средней Италии, ио нижнему течению р. Тибр, во главе с Римом. По Варрону, город был основан в 753 г. до н.э., однако в течение после­дующих полутора — двух столетий никакой особой роли в истории Западного Средиземноморья не играл. Он находился в непосредственной близости от Этрурии, воспринимая цивилизационные достижения (в том числе и основы письменности) преимущественно от нее.
В то же время ближайшими соседями римлян "царского периода" с юга оказались греки Неаполя, Кум и Дикеархейи, тогда как через гавань Остии обитатели Лациума поддерживали связь и с карфагенянами. Возглавляемые Римом общины Лациума занимали плодородные, выходящие к морю области. Этим их положение выгодно отличалось от других групп италиков (умбров, марсов, сабинов, самнитов и пр.), владевших внутренними, гористыми областя­ми Апеннинского полуострова.
Доминирование этрусков в северной половине Италии в VII—VI вв. до н. э. определило и установление их господства над Римом, однако их дальнейшее продвижение на юг было остановлено греками Кум, разбивших этрусков в 524 г. до н. э. Это облегчило освобождение римлян, изгнавших в 509 г. до н. э. после­днего своего царя этрусской династии Тарквиния Гордого и заключивших союз с конкурентами этрусков — карфагенянами.
В следующем году, при помощи италийских греков, им удалось отстоять независимость в борьбе с этрусками, после чего, сперва медленно, а затем все решительнее, римляне в той или иной форме (где силой, где через союзничес­кие соглашения) подчиняют племена италиков Апеннинского полуострова, ос­лабленные галльским нашествием начала IV в. до н. э. города-государства эт­русков, а затем и греческие колонии Южной Италии, господство над которыми было окончательно закреплено победой над эпирским царем Пирром при Бе-невенте в 275 г. до н.э. С этого момента борьба за господство над Западным Средиземноморьем разворачивается уже между господствующими в Северной Африке карфагенянами и завладевшими Италией римлянами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Иранско-Зороастрийская цивилизационная система» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вибір конфігурації систем комп’ютерної телефонії
Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Формування власного капіталу банку
НЕБАНКІВСЬКІ ФІНАНСОВО-КРЕДИТНІ УСТАНОВИ
WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто...


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 718 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП