ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Ведущие типы социально-экономических отношений античного общества
Уникальность Античной цивилизации традиционно связывали с якобы до­минировавшем в системе ее социально-экономических отношений рабовладель­ческим способом производства. Вопрос о характере и степени распространен­ности последнего в мировом и древнесредиземноморском масштабах неоднок­ратно обсуждался в научной литературе. Уже в середине 60-х годов прошлого века Э.О. Берзиным были определены условия, допускающие превращение рабовладения в ведущий экономический уклад. Исследователь доказал, что наличие рабовладения свидетельствует о достаточно высоком уровне товарно-рыночных отношений, и пришел к выводу, что древнейшие эксплуататорские (раннеклассовые) общества не могли быть рабовладельческими. Рабовладение как экономический уклад начинает развиваться лишь на определенном этапе эволюции некоторых, достаточно немногочисленных докапиталистических клас­совых обществ, в том числе, разумеется, и античного.
Рядом ученых прошлых десятилетий отмечалась социально-экономическая неоднородность и многоукладность Античной цивилизации, начиная с момента сложения ее первичного древнегреческого ядра. Здесь альтернативой связанно­го с заморской торговлей интенсивно развивавшегося полиса (Милет, Эфес, Коринф и пр.) обычно называли жесткие и консервативные структуры Спарты, Крита и Фессалии с, по сути дела, крепостнической формой эксплуатации бес­правного земледельческого населения военной знатью. В то же время обраща­лось внимание и на особенности развития областей Средней Греции, прежде всего Атгики, сыгравшей столь видную роль в древнегреческой истории.
В этой связи указывалось на историческое значение вторжения дорийских племен, в результате которого рухнула уже обветшавшая бюрократическая система управления микенских княжеств, когда Афины, остававшиеся един­ственным не захваченным варварами старинным (с микенского времени) цен­тром, стали оплотом и убежищем ахейских эмигрантов, в первую очередь — знати. Военная опасность была причиной объединения Аттики под главенст­вом местной военной верхушки — евпатридов — и установления аристократи­ческой системы власти в Афинском государстве.
В Аттике (судя по поэме Гесиода "Труды и дни", и в Беотии, а, вероятно, и во многих других внутренних аграрных областях Средней Греции) в первой половине I тыс. до н. э. власть находилась в руках землевладельческой аристок­ратии, закабалившей мелких крестьян. В богатых хозяйствах наряду с патриар-Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности
335
хально-рабским применялся и сезонный труд наемных работников [Гесиод, 441 — 448, 459, 603—604 и др.].
Переселение фессалийцев и дорийцев и разгром ими ведущих цивилизаци-онных центров Пелопоннеса через 60—80 лет после падения Трои привели к массовому оттоку эолийского, ионийского и части не попавшего под власть завоевателей ахейского населения на острова и далее к западному побережью Малой Азии и на Кипр, где колонисты-беженцы создавали новые общины-полисы. Фукидид, описывая, как "самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины", констатирует: "эти пришельцы настолько увели­чили... население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа" [История, 1, 2, б].
Данное сообщение подтверждается археологическими находками, свиде­тельствующими, что в конце II тыс. до н. э. в связи с массовыми миграциями многие области материковой Греции приходят в запустение, тогда как неболь­шие греческие поселения возникают на островах Эгейского моря и на проти­воположном малоазийском берегу.
Исследованию проблемы раннегреческого полиса и его сопоставлению с древ­невосточными городами-государствами посвящены работы Ю.В. Андреева. Он один из первых в советской науке специально рассматривал вопрос о переходе на рубеже II—I тыс. до н э. греческого общества от микенской военно-бюрокра­тической системы к полисным общинам. В противоположность дворцу микенс­кого времени, подчеркивал этот исследователь, древнейший полис отнюдь не был местом обитания аристократической элиты. Первичным зерном, из которо­го он развился и вырос, была не цитадель в обычном понимании этого слова, т. е. обнесенный стеной дворцовый комплекс, господствующий над лежащей у его подножья сельской округой, а рядовое земледельческое поселение или в некото­рых случаях целое "гнездо" таких поселений, группирующихся вокруг укреп­ленного самой природой или человеческими руками холма-акрополя.
Рассматривая причины возникновения полисных общин, исследователь спра­ведливо отмечает, что при переходе от бронзового века к железному практи­чески исчезает потребность в государственном обеспечении производителей металлом и, следовательно, исчезает экономическая потребность в системе дворцовой экономики. Последнее совпало с крушением бюрократических ахей­ских царств под ударами дорийцев. Кроме того, в условиях относительной изо­ляции Эгейского мира на рубеже II—I тыс. до н. э. греки были предоставлены самим себе, не испытывали никаких способных предопределить их историчес­кий выбор влияний извне и могли сами, без чьей-либо подсказки, искать тот путь развития, который наиболее соответствовал местным историческим и гео­графическим условиям.
По мере роста населения и учащения военных столкновений складывают­ся общины-полисы, возглавляемые представителями знатных старинных ро­дов, которые в то же время были не на столько сильны, чтобы полностью подчинить себе общину и превратить ее в объект эксплуатации. Это опреде­лялось тем, что в социально-экономическом отношении полис был достаточно рыхлым конгломератом экономически вполне обособленных друг от друга и от всей общины в целом патриархальных семей. Сплачивало же их в единый гражданский коллектив сознание общности своих интересов перед лицом336____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
враждебного внешнего мира, прежде всего, необходимость совместной защи­ты от вражеских нападений.
Вместе с тем не следует забывать, что в рамках древнейшего полиса суще­ствовали не только социально-политические, но и многосторонние, определяю­щие в конечном итоге саму сущность полисной организации экономические отношения между самостоятельными домохозяйствами. В их основе лежали как отношения по поводу владения землей, так и бесспорно существовавшее внутри такой общины разделение труда при последующем меновом, а в перс­пективе — товарно-рыночном — перераспределении продуктов. В этом и со­стояло важнейшее отличие полиса от ахейского социального организма, где при господстве дворцового сектора перераспределение материальных благ осу­ществлялось прежде всего редистрибутивным способом
Аналогичным образом В.П. Яйленко отмечал, что в реальных условиях неболь­шого и небогатого общества, каким являлся по преимуществу раннегреческий полис, не было и не могло быть серьезных различий в социальном статусе отдель­ных групп индивидуумов. Конечно, в каждом полисе имелась и своя аристократия по рождению, и средние по достатку слои, и беднота. Но главным было то общее, что объединяло их, — принадлежность к своему полису, являвшемуся, в первую очередь, инструментом противостояния враждебному внешнему миру.
В контексте рассматриваемого круга вопросов особый интерес представля­ет выдвинутая Г.А. Кошеленко концепция этапов и путей становления государ­ственности в Древней Греции. Исследователь подчеркнул неоднократность процесса становления классового общества в областях Эгеиды, рассматривая в качестве основных его этапов крито-микенский и раннеполисный. Рассматри­вая трансформацию ранней формы полисной общины в полисное государство, исследователь выделяет два основных пути образования греческой государ­ственности: спартанский — после завоевания дорийцами местного ахейского населения Пелопоннеса, и афинский — в результате внутреннего спонтанного развития антагонистических отношений в самой полисной общине в ходе зака­баления землевладельческой аристократией разоряющегося крестьянства.
Если первый путь уже в IX в. до н. э. обеспечил образование пусть и обре­мененного архаическими пережитками, но вполне жизнеспособного Спартан­ского государства, то второй — привел в тупик. Афинская аристократия, с одной стороны, не имела возможности создавать крупные хозяйства и не мог­ла полностью закабалить крестьянство, а с другой —усиление военной напряжен­ности и становление новой формы вооруженной борьбы — фаланги тяжелово­оруженных воинов — повышало военную роль крестьянского ополчения, что, в свою очередь, обеспечило и успешное выступление крестьянства против эко­номического и социального господства аристократии. Освобождение крестьян, совпавшее с заметным ростом товарно-рыночных отношений, определило раз­витие эксплуататорских отношений за счет привлечения в частные домохозяй­ства рабов-иноплеменников, что, но мнению исследователя, и привело к началу третьего этапа становления классовых отношений в Древней Греции.
Соглашаясь с правомерностью данной концепции относительно Лакедемона и Аттики, зададимся вопросом: все ли древнегреческие общины "неспартанско­го" пути развития прошли этап закабаления крестьянства землевладельческой аристократией или же, как представляется, такое состояние было свойственно преимущественно областям Средней Греции архаического периода, но не явля-Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности
337
лось характерным для полисов Архипелага, Ионии и Эолии, не говоря уже о появляющихся в то время многочисленных колониях?
Разделяя мнение ГА. Кошеленко о том, что способы возникновения государ­ства накладывали сильнейший отпечаток на всю дальнейшую судьбу древнегре­ческих полисов, подчеркну принципиальные различия в процессе становления ионийско-эолийских полисов, политического объединения Аттики и дорийских государств. В первом случае социальный организм возникает в процессе сплоче­ния беженцев на новых землях, когда, несмотря на различное происхождение и степень знатности, в социально-экономическом отношении все члены граждан­ского коллектива были приблизительно равны. Во втором мы сталкиваемся с примером становления государственного образования на базе нескольких, объе­диняющихся под главенством пользующихся традиционными привилегиями и экономическими преимуществами аристократов общин в процессе трансформа­ции, а не коренной ломки прежней раннеклассовой системы отношений. Третий вариант демонстрирует возникновение государства в результате завоевания оказы­вающейся бесправной массы земледельческого населения раннеклассового об­щества племенами, находившимися на финальной стадии разложения первобыт­ных отношений, то есть на предклассовом уровне.
Появление общины протоклассового типа характерно лишь для первого случая. Однако общества второго пути в своем развитии достаточно быстро зашли в тупик и, находясь, в принципе, в тех же экологических и исторических условиях, что и ионийско-эолийские, этнически родственные им полисы, суме­ло во многом перестроиться по их образцам.
Ни один из трех путей становления государственности в Греции первой половины I тыс. до н. э. нельзя рассматривать как вариант формирования ран­неклассового общества. Наиболее близкой к последнему являлась Спарта, где позднепервобытные редистрибутивные традиции были искусственно законсер­вированы законами Ликурга. Другие возникавшие в тех же условиях и анало­гичным образом социальные организмы Арголиды, Фессалии и Крита, не гово­ря уже о городах-государствах Истма Коринфе и Мегарах, где также господ­ствовал дорийский элемент, достаточно быстро изжили редистрибуцию и пол­ностью перешли к внутриторговому распределению материальных благ. Тем более это относится к Аттике.
В этой связи важно отметить, что по формам эксплуатации Афины до ре­форм Солона, скорее, приближались к обществу дорийско-фессалийского, чем ионииско-эолииского типа, так как основной массой угнетаемого в них населе­ния были крестьяне, утрачивавшие собственность на землю и личную свободу, но сохранявшие, как правило, в своем пользовании обрабатываемый ранее участок. С юридической точки зрения, зависимость этих крестьян была почти рабской, поскольку их можно было продавать. Но в экономическом отношении она была скорее крепостная, поскольку крестьянин с семьей самостоятельно вел мелкое хозяйство. Напомним, что аналогичная ситуация характерна и для крепостнической России.
Зависимые работники типа спартанских илотов по своему социально-эконо­мическому статусу принципиально отличались от классических рабов, задейство­ванных в сфере товарного производства и являвшихся частной собственностью их владельцев. Дискуссионным остается лишь вопрос, можно ли считать илотию разновидностью рабства (по мнению большинства специалистов-антиковедов, в338 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
частности Ю. В. Андреева, Г.А. Кошеленко и Э.Д. Фролова) или же ее следует рассматривать как вариант феодально-крепостнических отношений (как предла­гают ученые, занимающиеся историей неантичных древних обществ, например И.А. Стучевский и Т.Д. Златковская). Для ответа необходимо прежде всего рас­смотреть вопрос, что же следует понимать под рабством и крепостничеством.
Наиболее целесообразным представляется определение рабства, предложен­ное М.А. Дандамаевым: рабом следует признать всякое лицо, которое, во-первых, лишено собственности на средства производства, во-вторых, работает в силу вне­экономического принуждения и, в-третьих, является чужой собственностью.
Крепостничество же, в широком смысле слова, согласно обоснованному мне­нию И.А. Стучевского, является системой эксплуатации земледельческого населе­ния, которое прикреплено к земле, ведет мелкое, натуральное самостоятельное хозяйство преимущественно своими орудиями труда и часть производимого про­дукта отдает собственнику земли (будь то государство или частное лицо), в зави­симости от которого оно находится. В отличие от собственно феодальных отноше­ний в узком смысле слова, крепостничество предполагает не столько систему лич­ной зависимости эксплуатируемого от эксплуататора как частного лица (что и являлось, как справедливо подчеркивает А.Я. Гуревич, спецификой отношений средневековой Европы), сколько прикрепленность к обрабатываемому наделу.
В средневековой Европе личная зависимость обычно, хотя и далеко и не всегда, совпадала с прикрепленностью к земле. Подобную ситуацию следует, вероятно, определять понятием феодально-крепостнические отношения. Одна­ко на Востоке прикрепленное к земле население, как правило, не находилось в личной зависимости от конкретных лиц, но подчинялось непосредственно го­сударственной администрации. В этом смысле, очевидно, можно говорить о государственно-крепостнических отношениях между владеющим землей госу­дарством и выплачивающим ренту-налог крестьянским населением.
Безусловно, между феодально-крепостническими и государственно-крепо­стническими отношениями прослеживаются многочисленные переходные фор­мы, и сами они способны трансформироваться друг в друга. Наряду с ними, как показал В.П. Илюшечкин, в ряде сословно-классовых обществ (традицион­ный Китай, позднеантичное Средиземноморье) широкое развитие приобретают арендные отношения, устанавливающиеся между землевладельцем (государ­ством или частным лицом) и лично свободным индивидом. Однако в тенденции они чреваты перерастанием в крепостнические отношения по мере того, как данный мелкий производитель или его потомки все в большей степени попада­ют в экономическую зависимость от землевладельца. В случае внешнего заво­евания, новая власть с самого начала рассматривает ранее юридически свобод­ных арендаторов в качестве прикрепленных к своим наделам плательщиков податей — ренты-налога.
Рассматривая с таких позиций социально-экономический статус спартанс­ких илотов, трудно согласиться с их определением в качестве рабов. От раб­ства илотию отличает, прежде всего, то, что непосредственный производитель полностью не отчуждается от средств производства и фактически ведет само­стоятельное хозяйство, используя принадлежащий ему рабочий скот, сельско­хозяйственный инвентарь и прочие виды имущества. После сдачи установлен­ной подати он может свободно распоряжаться оставшимися у него излишками. Спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные дела илотов, доволь-Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 339
ствуясь выплачиваемыми ими податями (рентой-налогом) и выполняемыми по­винностями. Юридически илоты и земельные участки, к которвш они были прикреплены, считались принадлежащими спартанскому государству, хотя фактически несколько илотских семей закреплялись за семьей каждого спар-тиата. Илоты должны были содержать своего непосредственного господина и сопровождать его в военных походах.
Как и при крепостнических отношениях, илоты владеют средствами производства и ведут самостоятельное хозяйство, прикреплены к земле и не являются ничьей частной собственностью, не могут (в отличие, например, от русских крепостных) стать объектом купли-продажи, имеют некоторые юри­дические оговоренные права и свободно распоряжаются той частью произве­денного ими прибавочного продукта, которая остается после выплаты оброка. Последнее, отметим, создавало экономический стимул для их деятельности и, несмотря на всю архаичность общественных отношений Спарты, делало ее производственную базу достаточно рентабельной и прочной.
Сказанное позволяет утверждать, что ничего специфически рабского в по­ложении илотов, фессалийских пенестов, критских мноитов и войкеев, аргос-ских гимнетов, гераклейских мариандинов и витинов Византии, нет и илотию следует рассматривать как разновидность крепостнических отношений. При определенных различиях всем им присуще общее: будучи зависимыми, они оставались на своей прежней земле, хотя и должны были отдавать завоевате­лям значительную часть производимых ими продуктов. В отличие от раба, за­висимый земледелец типа илота не отрывался от средств производства и преж­де всего, земли, имел собственное хозяйство, семью и сохранял определенную юридическую правоспособность. Такая категория людей по своему статусу вполне соответствует положению основных масс земледельческого населения древневосточных царств II—I тыс. до н. э. Экономически Спарта значительно более напоминала Египет, чем соседние Коринф или Афины.
Отметим, что илоты, пенесты, войкеи и аналогичные им категории зависи­мых крестьян в древней Греции по мере наростання кризиса полисных отно­шений все более активно начинали участвовать в социальной борьбе и факти­чески к I в. до н. э. добиваются свободы и равноправия. При этом собственно рабы в гражданской жизни полисов участия никогда не принимали, и вопрос об их освобождении как социального слоя в целом не прднимался. В то время, когда зависимое крестьянство уравнивается в правах со свободной частью на­селения, рабство приобретает наиболее четкие и жесткие римские формы.
Крепостнический вариант развития античных обществ характерен не толь­ко для аграрных областей Эллады, но и, едва ли не в большей степени, для Италии второй трети I тыс. до н. э., в частности для наиболее развитой ее части — Этрурии.
Большинство ученых вслед за восходящей к Геродоту античной традициии считают этрусков выходцами из Малой Азии, ссылаясь на многие восточные черты их общественного быта и культуры. Но даже если принять противопо­ложную точку зрения В.Л. Глазычева, что этруски вернулись в Тоскану после длительного пребывания в Восточном Средиземноморье в эпоху движения "на­родов моря" (что может быть согласовано с мнением Дионисия Галикарнасско-го, считавшего их автохтонами Италии), то и в этом случае они ушли вперед от первобытно-общинного строя.340 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
По мнению исследователей, составлявшие федерацию этрусские города-го­сударства представляли собой нечто вроде аристократических республик. На ранних этапах их существования известную роль играла царская власть, однако в дальнейшем ее значение сильно упало, аналогично тому, как это произошло в Афинах или в кельтских социальных организмах. С VI в. до н. э. у власти нахо­дятся главы сильнейших родов, владеющих землями и зависимыми людьми: этэ-ра — прикрепленными к земле потомками местного населения, обрабатывавши­ми наделы за долю урожая и отождествлявшимися античными авторами с фес-салийскими пенестами и спартанскими илотами; лаутнями—попавшими в ка­бальную зависимость свободными и их потомками, занятыми в собственно гос­подских хозяйствах в качестве ремесленников и другого обслуживающего пер­сонала; и, наконец, рабами — домашними слугами и гладиаторами. При этом основными производителями материальных ценностей у этрусков всегда были и оставались не рабы, а подчиненное местное сельское население.
В отличие от Спарты, где находившиеся на предклассовом уровне завоева­тели подчинили потомков населения погибшего раннеклассового общества, в Этрурии пришельцы, перешагнувшие рубеж финальной первобытности, под­чинили менее развитых в социально-экономическом отношении аборигенов. В условиях средиземноморского климата, при наличии железных орудий труда, в обоих случаях естественно развитие системы отдельных частных домохозяйств.
Более архаичные по своему общественному устройству спартанцы пошли по пути искусственной консервации целостности себя как "общины равных", что, несмотря на противоположные тенденции, все же до определенной сте­пени препятствовало социально-экономическому расслоению в их среде. Эт­руски же, как и фессалийцы, установили, по сути, крепостническую систему господства глав крупных родов над прикрепленными к земле неполноправны­ми крестьянами.
Представляется, что данная система принципиально не отличалась от суще­ствовавшей в Галлии к моменту римского завоевания. В Европе, при отсут­ствии потребности в массовых постоянных хозяйственных работах и наличии железных орудий, феодально-крепостнический путь развития фессалийско-эт-ру с с ко-галльского образца был закономерен, тогда как спартанский вариант, что было вызвано конкретными историческими обстоятельствами, склоняется к государственно-крепостническому строю.
Как видим, для античной эпохи крепостнические по своей сущности отно­шения не менее характерны, чем рабовладельческие. Условиями утверждения первых являются: внедрение железных орудий труда в сельскохозяйственную деятельность при отсутствии потребности в коллективных работах; отсутствие дворцово-редистрибутивной системы (или она еще не сложилась, или уже по­гибла); утверждение власти завоевателей. В каких же условиях развивались рабовладельческие отношения?
Органы власти полисных общин, высшим из которых являлось народное собрание, состояли из самих общинников и, несмотря на сохранение некото­рого влияния аристократических родов, не могли превратиться в средство экс­плуатации одних членов коллектива другими. Это было невозможно, во-пер­вых, в силу того, что редистрибутивная система уже не имела шансов воз­родиться; во-вторых, оказываясь на новых землях (Архипелаг, Иония, Эолия) представители аристократических родов не имели традиционного права влас-Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 341
ги-собственности на землю, минеральные ресурсы и труд соответствующего социального организма (в лучшем случае, они могли быть первыми среди себе подобных), в-третьих, потребности самообороны общины в целом были не­совместимы с развитием классового неравенства между самими гражданами.
Характеризуя античный полис и противопоставляя его азиатской общин­ной организации, К. Маркс отмечал, что он предполагает в качестве своего базиса не земельную площадь как таковую, а город как уже созданное Место поселения (центр) земледельцев (земельных собственников), представляющих собой союз граждан-воинов. Предпосылкой для присвоения земель здесь про­должает оставаться членство в общине, но, как член общины, каждый отдель­ный человек является частным собственником. Необходимым условием самого существования такой общины выступает сохранение равенства между образу­ющими ее свободными и самостоятельно обеспечивающими свое существова­ние крестьянами, а также свободный труд как условие дальнейшего существо­вания их собственности.
Такие общественные отношения и должны были возникнуть при повтор­ном генезисе общинных структур, когда объединение экономически самостоя­тельных семей, союз граждан-собственников, совместно владея определенной территорией, передает обрабатываемые наделы в бессрочное пользование каж­дому из полноправных членов. За исключением некоторых отчислений на об­щественные нужды, объем которых устанавливается народным собранием, весь производимый в домохозяйстве прибавочный продукт является собственнос­тью производителя и реализуется по его усмотрению.
Это, естественно, создает стимул для повышения производительности тру­да, рост которого в то же время лимитирован возможностью реализации про­изведенных излишков. Если рынок сбыта ограничен собственной общиной, то рост производительности труда выше определенного, достаточно невысокого уровня не имеет смысла. Даже развитие торговли с соседними полисами, рас­положенными в той же экологической зоне и специализирующимися на выра­щивании тех же культур, не может дать ощутимого толчка для роста объема излишков. Однако установление связей с обществами, где продукция поли­сных общин пользуется высоким спросом, стимулирует стремление к увеличе­нию размеров прибавочного продукта.
Развитие внешней торговли, работа на внешний рынок создают стимул к расширению производства, что на определенном этапе делает целесообразным и даже необходимым привлечение дополнительной рабочей силы. Привлекае­мые в домохозяйства работники не могут быть гражданами данного коллекти­ва. Они являются либо рабами-варварами, либо лично свободными, но по­литически бесправными в данном полисе выходцами из аналогичных общин, не имеющими средств к существованию. Последнее главным образом проявля­ется в том, что они не имеют и не могут (из-за отсутствия гражданских прав) иметь земельный участок.
Рост производительных сил, увеличение численности населения, все бо­лее ощутимая с годами нехватка пригодных для обработки земель, начинаю­щееся социально-имущественное расслоение, не совпадающее со старин­ным делением на аристократическую прослойку и остальную массу граж­дан, обострение социально-политической борьбы внутри полисов при уси­ливающемся давлении со стороны внешних сил (в частности, Лидии, а затем342____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Персидской державы на прибрежные полисы Ионии) привели к широкому колонизационному движению.
Но, несмотря и на колонизацию, в ряде наиболее развитых полисов ощуща­лась относительная перенаселенность, связанная с невозможностью обеспе­чить собственными силами производство необходимого объема важнейших пищевых продуктов, прежде всего — зерновых. Здесь же, при все более высо­ком уровне ремесленного производства, наблюдалась постоянная нехватка и многих видов сырья. Это вело ко все большей ориентации некоторых полисов на производство товаров для сбыта на внешнем рынке. Такими товарами ста­новились в первую очередь продукты переработки высокотоварных сель­скохозяйственных культур Средиземноморья — вино и оливковое масло, а так­же высококачественные ремесленные изделия: расписная керамика, дорогие ткани, изделия из металлов, в частности продукция ювелиров и т. п.
Постепенно, по мере роста численности населения и развития торгово-ре-месленного предпринимательства, импорт пищевых продуктов и сырья стано­вится важнейшим условием существования, а товарное производство прямо ориентируется на'внешний рынок, главным образом (через колонии), на об­ширную варварскую периферию Средиземноморья и Причерноморья. Част­ные домохозяйства, высокий уровень ремесленного производства и господство товарно-рыночных отношений при существеннейшей роли внешней торговли в экономической жизни общества создавали все условия для широкого приме­нения рабского труда в производстве. Не случайно, согласно античной тради­ции, именно ионийцы — хиосцы — первыми из эллинов стали широко приме­нять покупных рабов-варваров для различных работ.
В отличие от Карфагена, в греческих полисах не было условий для появ­ления крупных рабовладельческих вилл, и сельскохозяйственное производство в основе своей оставалось крестьянским, мелкотоварным. Гораздо большие возможности применения рабской силы открывались в мастерских, где рабы выполняли операции, не требующие специальной квалификации, особенно в горнодобывающей сфере.
Господство частнособственнических отношений, отсутствие давящего лич­ную инициативу государственно-редистрибутивного сектора и ориентация эко­номики на внешнюю торговлю определили и утверждение рабовладельческих отношений в финикийских колониях Западного Средиземноморья, прежде всего объединившего их под своим главенством в рамках единой державы Карфаген Этот город, основанный политическими противниками тирского царя, изна­чально становится олигархическим государством, возглавляемым богатейшими фамилиями, в чьих руках находилась внешняя торговля, судовладение, а также богатые виллы. Безграничный внешний рынок Западного Средиземноморья, Атлантического побережья Европы и Северной Африки был способен погло­тить любое количество вина, масла и ремесленных товаров, что стимулировало увеличение их производства. Но если в ремесле, подобно Греции, преобладали мелкие мастерские, владельцы которых работали совместно с несколькими рабами, то в земледелии, особенно после подчинения плодородной долины Баг-радоса (Меджерда), все более важную роль начинают играть крупные помес­тья, основанные на эксплуатации рабского труда.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ведущие типы социально-экономических отношений античного общества» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Використання стільникових мереж для передачі даних
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Методика розрахунку витрат


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 759 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП