ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Історія світової цивілізації

Роль внешних факторов в становлении ранних цивилизаций
Раннегосударственные социальные организмы могут возникать как на осно­ве сугубо внутреннего развития (древнейшие цивилизации), так и в условиях контактов с уже сложившимися цивилизационными центрами. Роль устанав­ливающихся между ними связей в одних случаях состоит в заимствовании неко­торых достижений, в других — оказании мощного стимулирующего воздействия.
И те, и другие общества можно называть контактными, различая, соответ­ственно, контактные заимствующие и контактные заимствующе-стимулиру-емые общества, именуемые часто (А.Дж. Тойнби, Л. Огшенхеймом и др.) "циви­лизациями-спутниками" ("цивилизациями-сателлитами").
В условиях непосредственных контактов цивилизованных и позднеперво-бытных обществ наблюдается одна из трех ситуаций.
1. Цивилизация непосредственно влияет на граничащие с ней общества финальной стадии первобытности, выступающие в роли ближней или внешней периферии (контакты греков с фракийцами, иллирийцами, скифами и т, д.; германские и славянские племена на границах Рима и Византии и т.д.).
2. Цивилизация подчиняет и включает в свой состав позднепервобытные или раннеклассовые этносы, приобретающие статус внутренней периферии, а затем в большинстве случаев и вовсе сходящие с исторической арены в качестве само­стоятельно развивающихся обществ (население многих североафриканских и европейских провинций Римской империи: нумидийцы, мавританцы, иберы, кель­ты, иллирийцы, фракийцы, даки и др.; население южнокитайских областей, вклю­ченных в состав империи Хань, и т. д.).
3. Успешный натиск варварских народов на переживающую, как правило, в этот момент общий кризис цивилизацию может привести к образованию на тер­ритории занятых ими провинций повторной периферии (германское и славянское завоевание областей Римской и Византийской империй, фригийцы на территории разрушенного Хеттского царства, кочевники на берегах Хуанхэ в IV—V вв. и т. д.).
В условиях повторной периферии часто складываются благоприятные усло­вия для становления вторичных цивилизаций, что мы видим в ргеиде, Палести­не, Иране, Индии и Китае в конце бронзового и начале раннежелезного веков. Внутренняя периферия не представляет собой самостоятельного типа разви­тия, хотя в ряде случаев, впитав достижения более высокой культуры, соответ­ствующие общества со временем могут перерасти в самостоятельные государ­ственные образования (например, отделившаяся в начале I тыс. до н. э. от Египта Напата в среднем течении Нила). На базе внешней периферии склады­ваются социальные организмы контактных цивилизаций, причем роль цивили-зационного центра в процессе их формирования может быть различной.
В ряде случаев воздействие цивилизационного центра на позднепервобыт-ную периферию состоит главным образом в том, что последняя лишь перени­мает некоторые достижения более развитых соседей. Движущими силами их развития являются исключительно внутренние процессы, в какой-то степени активизирующиеся под воздействием внешних стимулов, но не подвергающи­еся существенным изменениям с их стороны.
I272____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Обычно такая ситуация наблюдается там, где в условиях приблизительно одного хозяйственно-культурного типа в соседних, связанных между собой районах происходит постепенный переход к раннеклассовым отношениям. Однако в одном месте этот процесс протекает несколько быстрее: вырабатыва­ются новые принципы организации всех сфер жизни, определенные этичес­кие, эстетические и религиозные каноны, наилучшим образом соответствую­щие данным историческим условиям. Естественно, что несколько отстающие, но аналогичные по характеру развития соседние общества, находящиеся в бо­лее или менее интенсивных контактах с очагами цивилизаций, перенимают многие достижения, что ускоряет их развитие.
В качестве примера можно назвать обширную зону сухих субтропиков Пе­редней Азии, где, судя по археологическим материалам, на рубеже III—II тыс. до н. э. в зоне перекрестного влияния Шумера и Хараппской цивилизации форми­ровалось несколько раннеклассовых обществ. О них можно судить по таким поселениям раннегородского типа, как Шахри-Сохте на западе Ирана, Алтын-Депе и Намазга-Депе в Южной Туркмении, Мундигак в Южном Афганистане, Джаркутан на юге Узбекистана и др., выполнявшим функции хозяйственного политического и идеологического лидерства в масштабах определенной терри­тории. В целом они имели местную основу и развивались вполне самостоятельно как города-государства номового типа, однако в их облике и культуре заметно использование месопотамских и хараппских образцов и эталонов.
Социальные организмы таких контактных цивилизаций по своей структуре близки к опережающим их в развитии соседям. В некоторых случаях грань между цивилизационным центром и периферией достаточно условна. Это хо­рошо видно на примере Элама, где становление ирригационного земледелия, городских центров, царской власти, жреческих корпораций и появление пись­менности протекало спонтанно и почти одновременно с аналогичными про­цессами в Нижней Месопотамии. Однако большинство сфер эламской культу­ры все же развивалось под сильным шумерийским влиянием.
Поэтому а.дж. Тойнби и Л. Оппенхейм имели основания относить Элам к категории цивилизаций-спутников наряду с Хеттской и Урартской. Усилившаяся на рубеже IV—III тыс. до н. э. торговля между номовыми социальными организма­ми Двуречья и населением богатого сырьевыми запасами Иранского нагорья иг­рала существенную роль в подъеме протоэламской цивилизации, осуществлявшей контроль над этими торговыми путями, причем по отношению к позднепервобыт-ным обществам плато Элам выступало в роли цивилизационного центра.
Следовательно, условиями развития контактных заимствующих цивилиза­ций являются: 1) сходство в направлении социально-экономического и куль­турного развития цивилизационного центра и его внешней периферии; 2) не­равномерность их развития; 3) своего рода "ненасильственное" восприятие периферией отдельных достижений центра, не приводящее к отклонению от заданной внутренними закономерностями линии спонтанного развития.
Для второго типа контактных цивилизаций характерно не просто влияние, а активное воздействие более развитых соседей на внутреннюю структуру формирующихся эксплуататорских обществ. Так, особенности внешних свя­зей во многом определяли конкретные пути развития Хеттского царства, Ахей­ской Греции или Финикии, Македонии, Фракии, Дакии и Скифии, Хазарии и обеих Болгарии, Великоморавской державы, Киевской Руси и СкандинавскихСтановление первых цивилизаций
273
стран, средневековых государств Западного Судана и Восточной Африки, Даль­него Востока, Индокитая и т. д. Соответствующие общества можно назвать заимствующе-стимулируемыми.
Условиями появления заимствующе-стимулируемых социальных организ­мов являются: 1) неравномерность социально-экономического развития — вы­движение цивилизационного центра и отставание внешнепериферийных об­ществ; 2) их активное многоплановое взаимодействие; 3) способность цивили­зационного центра в процессе развития контактов с периферийными соци­альными организмами видоизменять и в определенной степени "направлять" спонтанное развитие последних.
В терминологии А.Дж. Тойнби, рассматривавшего мировую историю в ас­пекте взаимодействия цивилизаций друг с другом и с природной средой, этот механизм определяется как "вызов-и-отклик": периферийные общества пере­страиваются в ответ на импульс, получаемый из цивилизационного центра, и в свою очередь воздействуют на соседнее общество.
Принадлежность обеих взаимодействующих сторон к одному или различ­ным хозяйственно-культурным типам в данном случае не имеет принципиаль­ного значения, хотя торговые контакты, очевидно, бывают более интенсивны­ми при специализации в различных сферах хозяйственной деятельности, тогда как культурное влияние, по всей видимости, легче распространяется при ис­ходной хозяйственно-культурной близости. Поскольку внешние связи в усло­виях развития контактных заимствующе-стимулируемых социальных организ­мов (составляющих огромное большинство обществ рассматриваемого пере­ходного периода) играют принципиально важную роль, представляется целесо­образным рассмотреть их более подробно.
Основным видом экономических контактов являются торговые связи. По-зднепервобытная, а затем и раннеклассовая периферии могут поставлять ци-вилизационному центру разнообразное сырье (руду, древесину, ценные поро­ды камня, самоцветы, благородные металлы и т. п.), продукцию промыслов (дорогие меха, перья редких птиц, слоновую кость и т. д.), рабов, всевозможные приправы, благовония, экзотические яства, в некоторых случаях и диковинных животных, в эпоху железного века — сельскохозяйственные товары, главным образом продукцию животноводства и зерно.
Взамен периферийные общества получают не только сельскохозяйственные товары (поставка зерна из Месопотамии в соседние горные и степные районы, экспорт вина и масла из Эгеиды Крито-Микенского и всего Средиземноморья Античного периодов и т. д.), но и ремесленную продукцию, удовлетворяющую престижные запросы варварской знати (дорогие ткани, художественную кера­мику, высококачественные металлические изделия, украшения и т. п.). При этом, как видно на примере древней Передней Азии, цивилизационный центр неред­ко нуждается в товарообмене намного больше, чем периферия. Агрессивность месопотамских деспотий в значительной мере обусловливалась стремлением подчинить соседние территории, являвшиеся источниками сырья.
Товарообмен с цивилизационным центром сказывается на периферийных обществах двояким образом. Из центра на периферию поступают новые товары, а также передовые для того времени идеи в области ведения хозяй­ства, организации социально-политических отношений, государственного ус­тройства, научные знания, эстетические каноны и т. д. Все это, как правило,274____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
способствует социально-экономическому развитию внешнепериферийных социальных организмов.
Более важен второй момент — широкомасштабная торговля с цивилизо­ванным центром во многих случаях оказывает огромное воздействие на харак­тер и направленность исторического развития периферийных социальных орга­низмов. Сказанное проявляется в том, что последние в той или иной степени ориентируют свое хозяйство в соответствии с запросами внешнего рынка и определенным образом трансформируют собственную социально-экономиче­скую и даже территориально-поселенческую структуру. Характер обществен­ной трансформации определяется, в первую очередь, способом получения экс­портируемой продукции, которая может быть либо местного производства, либо полученной у соседних народов: мирным путем — через торговые связи или же насильственно — в виде военной добычи или дани.
При экспорте собственной продукции центральная власть заинтересована в интенсификации ее производства. В качестве примера можно привести севе-роафриканскудо Нумидию эпохи правления Массинисы (около 215—149 гг. до н. э.), когда ввиду резкого увеличения спроса на зерно на внешнем рынке (в Италии и Греции) правительство начинает активно содействовать развитию земледелия в преимущественно скотоводческой стране.
В том случае, когда рынок цивилизационного центра требовал сырье и осо­бенно металлы, расширение торговых связей стимулировало развитие государ­ственной добычи и переработки полезных ископаемых. Примером могут слу­жить африканские государства древности (Напата, Мероэ, Аксум) и средневе­ковья (Гана, Мали, Сон-гай), где правительство монополизировало и (или) строго контролировало плавку и обработку железа, медные копи, серебряные рудни­ки и золотые прииски. Подобные мероприятия укрепляли позицию государ­ственного сектора в экономике и, соответственно, правящей династии. С этим можно сопоставить данные о том, что в Македонии доходы от рудников при­надлежали царям, что предполагается и для Фракии с Дакией.
Если же контактный социальный организм экспортирует в основном товары не местного производства, то роль внешней торговли во многом зависит от того, специализируется ли он на транзитных поставках или же сбывает насильствен­но отчужденную у соседей продукцию. В первом случае периферийные соци­альные организмы могут выполнять роль посредника между самостоятельными цивилизационными центрами (страна Дильмун (о. Бахрейн) в Персидском за­ливе, бывшая в III тыс. до н. э. торговым посредником между Месопотамией и Индией; Угарит, выполнявший во II тыс. до н. э. посреднические функции в товарообмене между Месопотамией, Египтом, Эгейским миром и Хеттской Ана-толией) либо между сложившимся цивилизационным центром и позднеперво-бытными или уже формирующимися раннегосударственными организмами (Элам, древнейший Ашшур, специализировавшийся на поставках сырья из Малой Азии в Нижнюю Месопотамию; Троя, выступавшая в роли поставщика Востоку ев­ропейского металла в эпоху бронзы). В подобных социальных организмах тран­зитная торговля становится одной из важнейших статей дохода и определяет род деятельности многих людей, среди которых важную роль играют государственно-храмовые торговые агенты — тамкары древнего Ближнего Востока.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль внешних факторов в становлении ранних цивилизаций» з дисципліни «Історія світової цивілізації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто...
Где центр тяжести летящей ракеты?
Формування власного капіталу банку
Аудит виробничої діяльності. Мета і завдання аудиту
НЕБАНКІВСЬКІ ФІНАНСОВО-КРЕДИТНІ УСТАНОВИ


Категорія: Історія світової цивілізації | Додав: koljan (12.05.2013)
Переглядів: 698 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП