Роль внешних факторов в становлении ранних цивилизаций
Раннегосударственные социальные организмы могут возникать как на основе сугубо внутреннего развития (древнейшие цивилизации), так и в условиях контактов с уже сложившимися цивилизационными центрами. Роль устанавливающихся между ними связей в одних случаях состоит в заимствовании некоторых достижений, в других — оказании мощного стимулирующего воздействия. И те, и другие общества можно называть контактными, различая, соответственно, контактные заимствующие и контактные заимствующе-стимулиру-емые общества, именуемые часто (А.Дж. Тойнби, Л. Огшенхеймом и др.) "цивилизациями-спутниками" ("цивилизациями-сателлитами"). В условиях непосредственных контактов цивилизованных и позднеперво-бытных обществ наблюдается одна из трех ситуаций. 1. Цивилизация непосредственно влияет на граничащие с ней общества финальной стадии первобытности, выступающие в роли ближней или внешней периферии (контакты греков с фракийцами, иллирийцами, скифами и т, д.; германские и славянские племена на границах Рима и Византии и т.д.). 2. Цивилизация подчиняет и включает в свой состав позднепервобытные или раннеклассовые этносы, приобретающие статус внутренней периферии, а затем в большинстве случаев и вовсе сходящие с исторической арены в качестве самостоятельно развивающихся обществ (население многих североафриканских и европейских провинций Римской империи: нумидийцы, мавританцы, иберы, кельты, иллирийцы, фракийцы, даки и др.; население южнокитайских областей, включенных в состав империи Хань, и т. д.). 3. Успешный натиск варварских народов на переживающую, как правило, в этот момент общий кризис цивилизацию может привести к образованию на территории занятых ими провинций повторной периферии (германское и славянское завоевание областей Римской и Византийской империй, фригийцы на территории разрушенного Хеттского царства, кочевники на берегах Хуанхэ в IV—V вв. и т. д.). В условиях повторной периферии часто складываются благоприятные условия для становления вторичных цивилизаций, что мы видим в ргеиде, Палестине, Иране, Индии и Китае в конце бронзового и начале раннежелезного веков. Внутренняя периферия не представляет собой самостоятельного типа развития, хотя в ряде случаев, впитав достижения более высокой культуры, соответствующие общества со временем могут перерасти в самостоятельные государственные образования (например, отделившаяся в начале I тыс. до н. э. от Египта Напата в среднем течении Нила). На базе внешней периферии складываются социальные организмы контактных цивилизаций, причем роль цивили-зационного центра в процессе их формирования может быть различной. В ряде случаев воздействие цивилизационного центра на позднепервобыт-ную периферию состоит главным образом в том, что последняя лишь перенимает некоторые достижения более развитых соседей. Движущими силами их развития являются исключительно внутренние процессы, в какой-то степени активизирующиеся под воздействием внешних стимулов, но не подвергающиеся существенным изменениям с их стороны. I272____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации Обычно такая ситуация наблюдается там, где в условиях приблизительно одного хозяйственно-культурного типа в соседних, связанных между собой районах происходит постепенный переход к раннеклассовым отношениям. Однако в одном месте этот процесс протекает несколько быстрее: вырабатываются новые принципы организации всех сфер жизни, определенные этические, эстетические и религиозные каноны, наилучшим образом соответствующие данным историческим условиям. Естественно, что несколько отстающие, но аналогичные по характеру развития соседние общества, находящиеся в более или менее интенсивных контактах с очагами цивилизаций, перенимают многие достижения, что ускоряет их развитие. В качестве примера можно назвать обширную зону сухих субтропиков Передней Азии, где, судя по археологическим материалам, на рубеже III—II тыс. до н. э. в зоне перекрестного влияния Шумера и Хараппской цивилизации формировалось несколько раннеклассовых обществ. О них можно судить по таким поселениям раннегородского типа, как Шахри-Сохте на западе Ирана, Алтын-Депе и Намазга-Депе в Южной Туркмении, Мундигак в Южном Афганистане, Джаркутан на юге Узбекистана и др., выполнявшим функции хозяйственного политического и идеологического лидерства в масштабах определенной территории. В целом они имели местную основу и развивались вполне самостоятельно как города-государства номового типа, однако в их облике и культуре заметно использование месопотамских и хараппских образцов и эталонов. Социальные организмы таких контактных цивилизаций по своей структуре близки к опережающим их в развитии соседям. В некоторых случаях грань между цивилизационным центром и периферией достаточно условна. Это хорошо видно на примере Элама, где становление ирригационного земледелия, городских центров, царской власти, жреческих корпораций и появление письменности протекало спонтанно и почти одновременно с аналогичными процессами в Нижней Месопотамии. Однако большинство сфер эламской культуры все же развивалось под сильным шумерийским влиянием. Поэтому а.дж. Тойнби и Л. Оппенхейм имели основания относить Элам к категории цивилизаций-спутников наряду с Хеттской и Урартской. Усилившаяся на рубеже IV—III тыс. до н. э. торговля между номовыми социальными организмами Двуречья и населением богатого сырьевыми запасами Иранского нагорья играла существенную роль в подъеме протоэламской цивилизации, осуществлявшей контроль над этими торговыми путями, причем по отношению к позднепервобыт-ным обществам плато Элам выступало в роли цивилизационного центра. Следовательно, условиями развития контактных заимствующих цивилизаций являются: 1) сходство в направлении социально-экономического и культурного развития цивилизационного центра и его внешней периферии; 2) неравномерность их развития; 3) своего рода "ненасильственное" восприятие периферией отдельных достижений центра, не приводящее к отклонению от заданной внутренними закономерностями линии спонтанного развития. Для второго типа контактных цивилизаций характерно не просто влияние, а активное воздействие более развитых соседей на внутреннюю структуру формирующихся эксплуататорских обществ. Так, особенности внешних связей во многом определяли конкретные пути развития Хеттского царства, Ахейской Греции или Финикии, Македонии, Фракии, Дакии и Скифии, Хазарии и обеих Болгарии, Великоморавской державы, Киевской Руси и СкандинавскихСтановление первых цивилизаций 273 стран, средневековых государств Западного Судана и Восточной Африки, Дальнего Востока, Индокитая и т. д. Соответствующие общества можно назвать заимствующе-стимулируемыми. Условиями появления заимствующе-стимулируемых социальных организмов являются: 1) неравномерность социально-экономического развития — выдвижение цивилизационного центра и отставание внешнепериферийных обществ; 2) их активное многоплановое взаимодействие; 3) способность цивилизационного центра в процессе развития контактов с периферийными социальными организмами видоизменять и в определенной степени "направлять" спонтанное развитие последних. В терминологии А.Дж. Тойнби, рассматривавшего мировую историю в аспекте взаимодействия цивилизаций друг с другом и с природной средой, этот механизм определяется как "вызов-и-отклик": периферийные общества перестраиваются в ответ на импульс, получаемый из цивилизационного центра, и в свою очередь воздействуют на соседнее общество. Принадлежность обеих взаимодействующих сторон к одному или различным хозяйственно-культурным типам в данном случае не имеет принципиального значения, хотя торговые контакты, очевидно, бывают более интенсивными при специализации в различных сферах хозяйственной деятельности, тогда как культурное влияние, по всей видимости, легче распространяется при исходной хозяйственно-культурной близости. Поскольку внешние связи в условиях развития контактных заимствующе-стимулируемых социальных организмов (составляющих огромное большинство обществ рассматриваемого переходного периода) играют принципиально важную роль, представляется целесообразным рассмотреть их более подробно. Основным видом экономических контактов являются торговые связи. По-зднепервобытная, а затем и раннеклассовая периферии могут поставлять ци-вилизационному центру разнообразное сырье (руду, древесину, ценные породы камня, самоцветы, благородные металлы и т. п.), продукцию промыслов (дорогие меха, перья редких птиц, слоновую кость и т. д.), рабов, всевозможные приправы, благовония, экзотические яства, в некоторых случаях и диковинных животных, в эпоху железного века — сельскохозяйственные товары, главным образом продукцию животноводства и зерно. Взамен периферийные общества получают не только сельскохозяйственные товары (поставка зерна из Месопотамии в соседние горные и степные районы, экспорт вина и масла из Эгеиды Крито-Микенского и всего Средиземноморья Античного периодов и т. д.), но и ремесленную продукцию, удовлетворяющую престижные запросы варварской знати (дорогие ткани, художественную керамику, высококачественные металлические изделия, украшения и т. п.). При этом, как видно на примере древней Передней Азии, цивилизационный центр нередко нуждается в товарообмене намного больше, чем периферия. Агрессивность месопотамских деспотий в значительной мере обусловливалась стремлением подчинить соседние территории, являвшиеся источниками сырья. Товарообмен с цивилизационным центром сказывается на периферийных обществах двояким образом. Из центра на периферию поступают новые товары, а также передовые для того времени идеи в области ведения хозяйства, организации социально-политических отношений, государственного устройства, научные знания, эстетические каноны и т. д. Все это, как правило,274____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации способствует социально-экономическому развитию внешнепериферийных социальных организмов. Более важен второй момент — широкомасштабная торговля с цивилизованным центром во многих случаях оказывает огромное воздействие на характер и направленность исторического развития периферийных социальных организмов. Сказанное проявляется в том, что последние в той или иной степени ориентируют свое хозяйство в соответствии с запросами внешнего рынка и определенным образом трансформируют собственную социально-экономическую и даже территориально-поселенческую структуру. Характер общественной трансформации определяется, в первую очередь, способом получения экспортируемой продукции, которая может быть либо местного производства, либо полученной у соседних народов: мирным путем — через торговые связи или же насильственно — в виде военной добычи или дани. При экспорте собственной продукции центральная власть заинтересована в интенсификации ее производства. В качестве примера можно привести севе-роафриканскудо Нумидию эпохи правления Массинисы (около 215—149 гг. до н. э.), когда ввиду резкого увеличения спроса на зерно на внешнем рынке (в Италии и Греции) правительство начинает активно содействовать развитию земледелия в преимущественно скотоводческой стране. В том случае, когда рынок цивилизационного центра требовал сырье и особенно металлы, расширение торговых связей стимулировало развитие государственной добычи и переработки полезных ископаемых. Примером могут служить африканские государства древности (Напата, Мероэ, Аксум) и средневековья (Гана, Мали, Сон-гай), где правительство монополизировало и (или) строго контролировало плавку и обработку железа, медные копи, серебряные рудники и золотые прииски. Подобные мероприятия укрепляли позицию государственного сектора в экономике и, соответственно, правящей династии. С этим можно сопоставить данные о том, что в Македонии доходы от рудников принадлежали царям, что предполагается и для Фракии с Дакией. Если же контактный социальный организм экспортирует в основном товары не местного производства, то роль внешней торговли во многом зависит от того, специализируется ли он на транзитных поставках или же сбывает насильственно отчужденную у соседей продукцию. В первом случае периферийные социальные организмы могут выполнять роль посредника между самостоятельными цивилизационными центрами (страна Дильмун (о. Бахрейн) в Персидском заливе, бывшая в III тыс. до н. э. торговым посредником между Месопотамией и Индией; Угарит, выполнявший во II тыс. до н. э. посреднические функции в товарообмене между Месопотамией, Египтом, Эгейским миром и Хеттской Ана-толией) либо между сложившимся цивилизационным центром и позднеперво-бытными или уже формирующимися раннегосударственными организмами (Элам, древнейший Ашшур, специализировавшийся на поставках сырья из Малой Азии в Нижнюю Месопотамию; Троя, выступавшая в роли поставщика Востоку европейского металла в эпоху бронзы). В подобных социальных организмах транзитная торговля становится одной из важнейших статей дохода и определяет род деятельности многих людей, среди которых важную роль играют государственно-храмовые торговые агенты — тамкары древнего Ближнего Востока.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль внешних факторов в становлении ранних цивилизаций» з дисципліни «Історія світової цивілізації»