Одной из наиболее сложных проблем ранней истории человечества является вопрос о происхождении языковых семей. В научной плоскости он обсуждается уже более двух столетий, с того момента, как к концу XVIII в. было установлено родство языков большинства народов Европы и Индии и была создана концепция индоевропейской языковой общности. Если контуры некоего древнейшего праязыка остаются еще с трудом уловимыми, то происхождение некоторых древних языковых семей (индоевропейской, семитской и пр.) начинает представляться все более отчетливо. Вырисовываются контуры и более ранних этноязыковых общностей Восточносре-диземноморско-Переднеазиатского региона, представители которых в последующие тысячелетия распространились по пространствам Европы, большей части Азии и северной половине Африки. На основании исследований В.М. Иллича-Свитыча, А.Ю. Милитарева, С.А.Старостина и ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами (что, в частности, с успехом делают В.А. Шнирельман и другие исследователи, работающие на междисциплинарном уровне) можно прийти к следующим, еще весьма гипотетическим, выводам относительно происхождения и расселения представителей ряда древнейших этноязыковых общностей Старого Света. В пределах XXX—XXV тыс. до н. э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточносредиземноморско-переднеазиатской праэт-ноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три: — ностратический с ареалом становления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним областей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламо-дравидийских народов); — афразийский — между Средним Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древних египтян, а также носители современных берберско-туа-регских, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки; — синокавказский — ориентировачно в пределах Армянского нагорья и Анатолии (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хаттский, хурритский, урартский, абхазо-адыгейские и нахско-дагестан-ские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетско-бирманской группы, в том числе и китайский). Лингвисты все более склоняются к мысли об изначальном родстве пра-ностратических, прасинокавказских и праафразийских диалектов, а значит, и о наличии некоей пра-пра-общности (типа раннепервобытной этноязыковой непрерывности) языковых предков их носителей. Последняя, по мнению С.А. Старостина, должна была существовать где-то на заре верхнего палеолита в пределах Ближневосточно-Переднеазиатского региона. Результатом ее распада, вероятно еще до XXV тыс. до н. э., и стало обособление трех названных праобщностей.Эпоха ранней первобытности 183 Праностратическая общность в ее современном понимании (без афразийской группы) складывалась к северо-востоку от Месопотамии, где-то в пределах Западного Ирана и Закавказья, о чем в свое время писал В.Н. Даниленко, праафразийская — к юго-западу от нее, в пределах Сирии — Палестины — Синая, где со временем на ее основе, по обоснованному предположению В.А. Шнирельмана, сформировалась натуфийская культура, тогда как сино-кавказская, по всей видимости, сложилась в пределах Анатолии. Из Малой Азии наиболее восточные группы синокавказцев, как можно предполагать, на рубеже плейстоцена и голоцена проникли предгорьями Заг-роса, Эльбруса и Копет-Дага в районы Памира, Тянь-Шаня и Гиндукуша, где оставили материалы ранненеолитической гиссарской и подобных ей культур. Из этого региона Высокой Азии они приблизительно в VI тыс. до н. э. время просочились в Тибет и бассейн Хуанхэ, передав постепенно свое наречие местным, еще немногочисленным, их обитателям и положив начало сино-тибето-бирманским языкам. Отдаленные же группы синокавказцев уже в первые тысячелетия голоцена проникли, пока лишь предположительно реконструируемыми маршрутами, в глубины Сибири и даже достигли Нового Света, став языковыми предками современных представителей кетской (на Верхнем Енисее) и наденской (индейцы навахо и северо-западного побережья Северной Америки) языковых семей. В свою очередь из Анатолии потомки представителей западного ареала си-нокавказской общности в течение IX—VI тыс. до н. э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа. Более понятным представляется расселение афразийцев, постепенно из областей Сирии и Палестины осваивавших районы Северной Месопотамии и Аравийского полуострова, а со стороны Синая — просторы Северной и Восточной Африки, начиная с нижнего течения Нила. Оставшиеся в Азии афра-зийцы со временем образовали прасемитскую общность (из которой вышли аккадцы, финикийцы, евреи, арабы и пр.), а расселившиеся в Африке составили основу древних египтян и менее развитых народов берберо-гуанчской, чадской и кушитско-омотской языковых групп. Относительно же представителей ностратической общности с некоторой степенью достоверности можно предполагать, что приблизительно с XV тыс. до н. э., в связи с некоторым потеплением, к северу от Большого Кавказского хребта начинают просачиваться группы ностратической общности, которые постепенно образуют северную филиацию последней в пределах Северного Причерноморья — Северного Кавказа — Северного Прикаспия. От обосновавшего ее существование Н.Д. Андреева она получила название бореальной (по имени древнегреческого бога северного ветра Борея) общности. Ее составляли протоэтносы, чьи диалекты со временем развились в группы индоевропейских, уральских и алтайских языков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Древнейшие праязыковые общности» з дисципліни «Історія світової цивілізації»