Раннепервобытное общество и его древнейшая фаза развития
Ранняя первобытность характеризуется господством присваивающего, охот-ничье-собирательского (с элементами складывавшегося в некоторых областях ры-боловческого) типа экономики. Такая ориентация хозяйства предусматривала подвижный образ жизни, при котором небольшие коллективы соответственно сезонам года периодически меняли места проживания. Высокая детская смертность, непродолжительность жизни взрослых, периодические голодовки, постоянные перемещения и т. п. — все это замедляло прирост населения. Его увеличение на протяжении всей раннепервобытной эпохи происходило'довольно медленно. Связи между людьми основывались преимущественно на кровнородственных отношениях, главным образом между родственниками одного поколения (большей частью родными и двоюродными братьями и сестрами) и их брачными партнерами, а также их родителями и детьми. Представлений о гениалоги-ческом роде (включающем кроме живущих и многие поколения предков) еще не существовало. Причастность людей к различным духовным традициям обеспечивалась и осознавалась через принадлежность к тем или иным тотемическим группам, их глубинной сопричастностью к некоему тотему (о чем более обстоятельно речь пойдет позже). Их существование вносило культурно-информационную, преимущественно обрядово-мифологическую, дискретность в довольно аморфные, вписанные в определенные ландшафтно-климатические зоны массивы ранне-первобытного человечества. Первобытные основания цивилизации Феномен тотемической группы, исследованный на австралийских материалах, засвидетельствован не у всех этнографически изученных раннепервобыт-ных обществ. Однако большинство исследователей, в том числе таких разных, как Дж. Фрезер, Э. Дюркгейм, 3. Фрейд или С.А. Токарев, склонны считать тотемизм стадиальным, присущим раннепервобытному обществу явлением (хотя, разумеется, его формы со времен палеолита у разных социумов могли значительно отличаться от наблюдавшихся у австралийских аборигенов XIX—XX веков). Возникнув у древнейших человеческих групп на заре истории, тотемичес-кие отношения в одних случаях могли закрепляться и приобретать гипертрофированный характер (Австралия), а в других (в том числе и в рамках самой ранне-первобытной стадии развития) — трансформироваться и изживаться. Элементарной социально-производственной группой раннепервобытного общества была кровнородственная община, объединявшая брачных партнеров разных (двух и более) тотемических групп. Обычно родственники-мужчины принадлежали к одной из них, а их жены — к другим, поскольку брачные отношения внутри членов определенной тотемической группы были категорически запрещены. Нередко члены одной тотемической группы образовывали устойчивые ядра нескольких кровнородственных общин, находившихся между собой в дружественных, "братских" отношениях. Ядро кровнородственной общины раннепервобытных охотников и собирателей состояло из 5—10 или чуть более кровных родственников, преимущественно мужчин, с женами и детьми. Общая численность ее членов колебалась в пределах 25—50, редко больше, лиц, объединенных в более или менее устойчивые семейные группы. Однако этот усредненный тип сильно варьировался в зависимости от различных, преимущественно хозяйственного порядка, обстоятельств. В различных хозяйственно-культурных типах картина сильно разнилась. Между ближайшими по месту обитания, наречию, обычаям, системой хозяйствования и т. п. общинами традиционно существовали более или менее регулярные брачные и культурно-информационные, обычно ритуализированные, связи, отношения обмена, взаимопомощи и т.д. Таким ассоциациям были присущи общий диалект и определенные черты культуры, специфические религиозно-мифологические представления, связанные с соответствующей обрядово-куль-товой практикой. Состояли они обычно из 5—10 или немногим более общин, среди членов которых иногда прослеживаются следы общего самосознания. Такие общности не следует называть (как это часто делают) племенами, поскольку никаких собственно племенных общественно-организационных функций они не выполняли и надобщинных институтов власти не имели. Рассматривая такие сгустки раннепервобытных общин прежде всего как явления этнического плана, В.Ф. Генинг называл их "формирующимися этническими группами", Я.В. Чеснов — "предэтническими общностями", а В.А. Шнирельман — "протоэтносами". Последний термин представляется наиболее удачным. Границы такого рода протоэтносов раннепервобытной стадии большей частью (если они не определяются четкими географическими рубежами типа горного хребта или широкой реки) довольно аморфны, и общины, живущие на их периферии, могут довольно активно общаться с периферийными же социумами аналогичных межобщинных структур. Этому способствует и мобильный образ жизни раннепервобытных охотников и собирателей. Ближайшие в территориальном отношении кровнородственные общины протоэтно-Эпоха ранней первобытности_____________________________________________163 сов "А" и "Б" могут контактировать друг с другом даже чаще, чем с находящимися на значительном удалении от них общинами их собственного прото-этнического блока. Это делает границы между протоэтносами зачастую достаточно прозрачными и условными. Поэтому в пределах больших географически компактных и экологически однородных регионов (как, скажем, Австралия или зона приледниковых тундростепей позднеплейстоценовой Евразии) определенное множество кровнородственных общин, сплоченных в некоторое количество взаимосвязанных протоэтносов, образует, в терминологии В. Ф. Генинга, этноязыковую непрерывность. В ее рамках прослеживается выразительное хозяйственно-культурно-диалектное родство групп людей, причастных — благодаря прямым и опосредствованным связям — к общему информационному полю, а потому очерчиваются контуры древнейших родственных языковых ареалов (праафразийская с последующим подразделением на древнесемитскую и пр., ностратическая с выделяющейся из нее бореальной, от которой, согласно Н.Д. Андрееву, происходят индоевропейская, уральская и алтайская языковые общности и т.д.). В зависимости от конкретных условий и форм жизнедеятельности отдельных коллективов на разных территориях в те или иные времена преобладали свои специфические виды охоты и собирательства, половозрастного разделения труда, брачных, внутриобщинных и межобщинных связей, обрядовой практики и мифологических представлений. На протяжении своей истории, длившейся много десятков тысяч лет, ран-непервобытное общество не могло оставаться неизменным, не претерпевать развития. Однако выделить и сколько-нибудь конкретно представить себе этапы в настоящее время крайне сложно. Древнейшие антропологические остатки человека современного типа, зафиксированные в предельно удаленных друг от друга точках Азии, Африки и Европы, отстоят от нас приблизительно на 40 тыс. лет. Они демонстрируют уже вполне сложившиеся расовые отличия. Поэтому можно предполагать, что вид Homo sapiens (а только его представителей мы и можем считать людьми в собственном и строгом смысле слова) образовался по крайней мере на 100 — 150 тыс. лет раньше. Ведь для того чтобы из первичного ареала обитания его древнейших групп люди могли расселиться и у них возникли расовые (популя-ционные) отличия, должно было пройти много десятков тысяч лет. Такой вывод опирается и на данные других наук, в частности генетики — согласно концепции "пра-Евы", у всех людей был общий женский предок, живший приблизительно 150—200 тыс. лет назад, а также археологии — распространение техники леваллуа, свидетельствующей, как показал С.В. Смирнов, о вполне сложившейся обычной для человека схеме трудовой деятельности не позднее 100 тыс. лет назад. Судя по всему, хотя этот вопрос является еще далеким от окончательного решения, Homo sapiens как отдельный биологический вид не развился из неандертальцев, а сформировался на родственной с ними основе и существовал параллельно и во взаимодействии с последними. Таким образом, можем говорить о чрезвычайно продолжительном, древнейшем периоде человеческой истории, почти не документированном антропологически и археологически (кроме находок каменных изделий, выполненных в технике леваллуа). Этот период древнейшего существования Первобытные основания цивилизации дение определенным социокультурным нормам и пр., — приходится на время наибольшего распространения на Земле неандертальцев. Они представляли боковую, тупиковую ветвь эволюции гоминид. Во время их преобладания происходило постепенное распространение по пространствам Старого Света представителей вида Homo sapiens из ареала его возникновения. Как принято считать, человек современного типа впервые появился в Восточной Африке. Кроме ряда косвенных археологических данных, это мнение подтверждается и тем, что у людей, живущих в странах Африканского Рога (Эфиопия, Сомали и пр.) обнаружены практически все гены, вообще встречающиеся у людей, тогда как отдельные их группы, по мере расселения по планете, стали преобладать у тех или иных групп, обуславливая нароставшие с течением времени расовые различия. Человеческим группам, по крайней мере на первоначальном этапе их распространения по земному шару, должен был быть присущ недифференцированный собирательско-охотничий хозяйственный комплекс, вполне эффективный на берегах озер, рек и морей саванно-лесной зоны. Становление же особых путей развития человечества следует связывать с началом освоения людьми пищевых ресурсов разнообразных ландшафтных зон, сперва в пределах экваториально-тропического пояса, а затем по мере расселения в субтропической, умеренной и даже приледниковой зонах позднеплейстоце-новой Земли. Происходило это (в пределах Старого Света) не позднее 40— 30 тыс. лет назад. К этому времени и можно относить условный рубеж между первым и вторым (с присущим ему многообразием форм адаптации к различным природно-климатическим условиям) этапами развития раннепер-вобытного общества. Вследствие хозяйственного освоения кровнородственными общинами разных природно-климатических зон происходит дифференциация форм жизнедеятельности и культуры представителей древнейшего человечества. Появляются отдельные хозяйственно-культурные типы, демонстрирующие разнообразие форм адаптации людей к различным условиям среды обитания. В рамках устойчивых хозяйственно-культурных типов формируются определенные социокультурные типы обществ со свойственными им путями развития. Впрочем, в данном случае корректнее было бы говорить о квазиразвитии, поскольку его сущностью является нахождение оптимальных форм адаптации к условиям внешней среды. В случае нахождения оптимального баланса со средой (и до его нарушения) эти общества обретают стабильные, а в тенденции застойные, костные формы, не склонные к самопроизвольным продуктивным изменениям. Это нередко ведет к культурной деградации их потомков. В наиболее обобщенной форме можно говорить о трех основных типах раннепервобытных обществ: 1) тропических собирателей; 2) коллективных охотников открытых пространств (с их подразделением на саванно-тропические и тундро-степные группы) и 3) охотников и собирателей преимущественно закрытых ландшафтов субтропической и умеренной зон. Их, разумеется, следует понимать как научные абстракции, определенные идеальные типы, отдавая себе отчет в их колоссальной вариабельности в соответствии с многообразием ландшафтных условий нашей планеты, как в эпоху ледникового периода, так и в последующие тысячелетия.03 7 со й V Я 7 X I I" I
^•^ о — Область возникновения человека современного вида (Homo sapiens) \ — Области формирования основных расовых групп: I — негроидов, II — европеоидов, III — монголоидов, IV — австралоидов, V — индейцев — Направления расселения основных расовых г™™"1 : групп 3 — Области, занятые ледниками в эпоху позднего палеолита Карта 11. Расселение древнейших людей (вида Homo sapiens) по земному шару и формирование основных расовых групп166________________________________________Первобытные основания цивилизации
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Раннепервобытное общество и его древнейшая фаза развития» з дисципліни «Історія світової цивілізації»