Арктика и Антарктика - весьма своеобразные в географическом (в том числе и в политико-географическом) отношении регионы, роль которых в жизни человечества становится все более значительной и многообразной. Под Арктикой понимается северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры (в этом случае площадь региона составляет 27 млн. км2). Но иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом, и тогда ее площадь составляет 21 млн. км2. В современном международном праве закреплено разделение Арктики на 5 секторов, основаниями которых служат северные границы России, США (штат Аляска), Канады, Дании (точнее, Гренландии) и Норвегии, боковыми гранями - меридианы, а вершиной - Северный полюс. Своеобразие международно-правового статуса Арктики в целом и, в особенности, Северного Ледовитого океана определяется особыми, резко отличными от других регионов мира, географическим положением и природными условиями: высокоширотное, приполюсное положение; исключительно суровые климатические условия; сплошные льды, покрывающие большую часть Северного Ледовитого океана в течение почти всего года, что делает его недоступным для обычного мореплавания. В связи с этими факторами здесь по-особому ставятся проблемы экологической и / военной безопасности приарктических государств, в том числе и J России. Права России на земли в Северном Ледовитом океане, в акваториях, прилегающих к ее северному побережью, были провозглашены в ноте Российского министерства иностранных дел в 1916 г., а затем были вновь подчеркнуты в ноте НКИД СССР от 19* 284 ГЛАВА XI. АРКТИКА И АНТАРКТИКА НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА 11.1. Политико-географический облик Арктики 285
6 ноября 1924 г. в связи с попытками США и Канады присвоить острова Врангеля и Геральда. Постановлением Президиума ЦИК и СНК от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено право СССР на все острова и земли в арктическом секторе СССР, которые открыты или могут быть открыты в пределах сектора в будущем, за исключением восточных островов архипелага Шпицберген. Границы полярных владений Советского Союза, унаследованные современной Российской Федерацией, были определены следующим образом - они проходят по меридианам 32° 041 35" в. д. и 168Ч91 30" з. д.' Специфика природных условий Арктики обусловила и особое положение приарктических государств в отношении некоторых водных путей. Это относится к Северному морскому пути России, к Северо-Западному морскому пути Канады, к норвежскому шхерному морскому пути "Индерлея", которые рассматриваются как национальные коммуникации, соответственно, России, Канады и Норвегии. Остановимся подробнее на Северном морском пути (СМП), который образован арктическими морями, представляющими собой неглубокие ледовые моря заливного типа, вдающиеся в Евразийский материк. Освоение этих морей потребовало огромных многолетних усилий, и в связи с этим правительства Российской империи, а затем Советского Союза, ставшего преемником ее территориальных прав, неоднократно заявляли об исторических правах на отдельные акватории Северного Ледовитого океана. Так, особый режим Карского моря официально подтверждался Россией в течение трех столетий. В советской доктрине международного права (1950-80-х гг.) воды сибирских морей - Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и, частично, в пределах арктического сектора СССР, Чукотского -рассматривались как "исторические заливы" или "исторические моря" с режимом внутренних вод Советского Союза 2. Правовое положение Северного морского пути связано также с режимом проливов, ведущих в эти моря. Почти все они перекрываются территориальными водами СССР. Проливы Вилькицкого и Санникова были объявлены внутренними морями Советского Союза в качестве "исторических" вод. "Эти проливы, так же как и пролив, ведущий в Гудзонов залив, морской прибрежный путь "Индерлея" и некоторые другие арктические проливы, являются историческими проливами соответствующих арктических государств, так как они находятся в стороне от путей международного судоходства и на протяжении длительного времени используются этими прибрежными государствами или ведут к их историческим заливам и морям" 3. После распада СССР СМП перешел полностью под юрисдикцию России, являясь ее национальной транспортной магистралью, хотя часть танкерного флота, который используется в Арктике, отошел к Латвии (20% общего дедвейта арктического танкерного флота). При этом "объективно значение СМП для России возросло вследствие изменения ее геополитического и геоэкономического положения" 4. Отмечая это, академик А. Г. Гранберг подчеркивает, что СМП - это основная транспортная магистраль, связывающая все арктические и субарктические регионы Российской Федерации, и самый короткий трансокеанический мост между Европой и Восточной Азией, Европой и тихоокеанским побережьем Северной Америки. Последнее десятилетие ознаменовалось новым этапом в функционировании СМП - началом его интернационализации. В 1990 г. были утверждены "Правила плавания по трассам Северного морского пути", регулирующие судоходство на недискриминационной для судов любых государств основе, и, та^ ким образом, СМП был фактически открыт для международного транзитного плавания (порт Игарка). В начале 1991 г. по СМП было проведено два иностранных судна. В январе 1993 г. Россия присоединилась к сотрудничеству в Баренцевом (Евроарктическом) регионе; в рамках Совета этого региона создана рабочая группа по СМП. Практический интерес к использованию и развитию СМП проявляют страны Скандинавии, Германия, Франция, Япония, Канада. Специальным распоряжением правительства России для захода иностранных судов в навигацию 1997 г. было открыто уже 48 арктических портов и пунктов. Международному использованию СМП способствует процесс демилитаризации российской Арктики (сокращение числа ракет морского базирования, состава Северного морского флота, конверсия оборонной промышленности, сохранение моратория на испытания ядерного оружия на Новой Земле и т. д.). "Вместе с тем российская Арктика остается важным звеном системы национальной безопасности. Только в Арктике вооруженные силы НАТО и России имеют прямой контакт. Дальнейшая демилитари- 286 ГЛАВА XI. АРКТИКА И АНТАРКТИКА НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА 11.2. Антарктика в современном мире 287
зация зоны СМП зависит от реализации соглашений по международной безопасности, в том числе в Арктическом регионе"5. Определенным шагом в этом направлении является решение США закрыть т. н. "ледяную" главу "холодной войны": прекращается патрулирование ударных подводных лодок этой страны под шапкой полярных льдов Центральной Арктики. Однако еще не заявлено о запрещении их патрулирования в Баренцевом и Карском морях, где проводят боевую подготовку подводные лодки Северного флота России (именно здесь, по словам командующего флотом, наши атомные подводные лодки дважды сталкивались у берегов Кольского полуострова, что было чревато серьезной экологической катастрофой)6. В перспективе чрезвычайно важным, хотя и проблематичным, направлением экономической интернационализации СМП должно явиться превращение его в регулярно действующую, открытую международную трансокеаническую (трансконтинентальную) транспортно-экономическую систему. Уже накопленный опыт транзитных перевозок по этому пути и предварительные исследования выявили определенные выгоды использования СМП для транспортировки грузов по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий и Панамский каналы, а также - с железнодорожными перевозками через Сибирь и Центральную Азию7. Вместе с тем развитие СМП и зоны его экономического влияния гармонично вписывается в систему сотрудничества северных регионов сопредельных стран, прежде всего Скандинавии и Севера европейской части России, Аляски и российского Северо-Востока.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Политико-географический облик Арктики» з дисципліни «Політична географія світу»