Современный политико-географический облик региона и его членение
Как уже было отмечено выше, политическая карта Африканского континента во второй половине XX века претерпела коренные изменения в основном в результате ликвидации колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Испании и Бельгии, преобразований форм правления и политических режимов, возникших в молодых суверенных государствах в годы независимого развития. Результатом явился самый "раздробленный" политико-географический облик - 53 суверенных государства при весьма существенных различиях между ними в социально-экономических, этноконфессиональных, природно-ресурсных, экологических и собственно географических (размеры территории, численность населения, географическое положение) отношениях. Для современных африканских стран характерно резкое преобладание республиканской формы правления (преимущественно президентские республики). Монархии являются здесь исключением (Лесото, Марокко, Свазиленд). Для ряда стран довольно сложно определить их государственный статус: в них перманентно существуют сменяющие друг друга военные режимы, действуют дестабилизирующие факторы (межплеменные и иные противоречия), постоянно обостряющие внутриполитическую обстановку, результатами чего являются зачастую вооруженное противоборство, гражданские войны (Судан, Сомали и др.). Современная Африка - беднейший регион мира, часть т. н. "глубокого Юга", где сосредоточено большинство наименее развитых стран. Сложные проблемы бедности и нищеты, голода и недоедания, социально-экономического кризиса, который десятилетиями переживают многие африканские страны, усугубляются доставшейся Африке от эпохи колониализма политико-географической раздроб- ленностью, противоречиями между существующими территориями и границами государств, а также истинным расселением этнических общностей и групп, ареалы которых нередко рассечены государственными границами. В рамках одних и тех же государств оказались отнюдь не дружественные народы, что порождает межэтнические конфликты, перерастающие в жестокое кровопролитие в борьбе тех или иных общностей за власть в стране. Внутри- и межгосударственные конфликты, преимущественно на межэтнической почве, массовые миграции беженцев стали типичными чертами развития африканских стран во второй половине XX в. Так, в результате колониального раздела Африки некоторые народы Анголы оказались в пределах разных государств: например, народ конго в северной Анголе (более 1 млн. чел.), Заире (ныне - Демократическая Республика Конго - ДРК) (5 млн.), Конго (850 тыс.), народ лунда в Анголе (100 тыс. чел.), ДРК (300 тыс.), Замбии (400 тыс.), народ овамбо в Анголе (200 тыс.), Намибии (530 тыс.); гереро в Анголе (60 тыс.) и Намибии (80 тыс. чел.) и т.д.1 Такое положение используется некоторыми политическими кругами для разжигания межплеменной розни и сепаратистских настроений. Отечественные ученые-африканисты подчеркивают, что "в африканских государствах этничность проявляется в разных сферах жизни: в деятельности партий, в функционировании органов .управления, в армии, в социально-экономической области, в сфере культуры и т. д. Так, и ныне в ряде стран партии и организации выражают интересы определенных этнических групп, в органах управления большинство принадлежит к доминирующему в стране народу... Немаловажную роль в осложнении отношений между разными народами играют также этноконфессиональные противоречия: между христианскими народами и приверженцами традиционных верований и культов в Южном Судане и арабским мусульманским Севером; христианами сара и мусульманами тубу и другими народами в Чаде; мусульманами в Эритрее и христианами амхара в Эфиопии и т.д... Особая проблема, также связанная с этничностью, - борьба за самоопределение и создание автономий (эритрейцы, оромо, тиг-;раи - в Эфиопии, динка, нуэр, шиллук - в Южном Судане... требования создания Великого Сомали, государства Баконго и др.)"2 * И - вывод ученых, сделанный в 1990 г.: "интеграционные Процессы, которые происходят в условиях полиэтничности боль- 242 ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ 8. 2. Северная Африка 243
шинства африканских государств, пока что не привели к складыванию единых этнополитических общностей в рамках государственных границ. Не исключено, что в далеком будущем и возникнут нигерийская, кенийская, заирская и другие нации, однако в настоящее время можно говорить лишь о тенденции" 3. Африку не случайно часто называют "Континентом конфликтов", "наиболее конфликтоопасным регионом планеты", причем уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но, наоборот, имеет тенденцию к понижению. Так, за постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть которых (92%) - гражданское население. За последние 30 лет здесь произошло 78 государственных переворотов, стоивших жизни 25 президентам. Например, только в 1996 г. неконституционная смена власти произошла в Нигере, Сьерра-Леоне, Бурунди. Специалисты отмечают, что "большинство конфликтов "второго поколения" (в условиях независимого развития) развиваются по своей внутренней логике и на чисто африканской основе... Вооруженные конфликты оказывают дестабилизирующее воздействие на общую ситуацию в мире, влекут за собой социальные и этнические взрывы, политический и религиозный экстремизм, массовый голод, потоки беженцев и эпидемии, терроризм, незаконный оборот оружия, наркобизнес, что объективно затрагивает интересы всего мирового сообщества" 4. Огромные масштабы континента, его географическое разнообразие делают необходимым его членение на несколько субрегионов. На основе группировки сопредельных стран, проведенной Экономической комиссией ООН для Африки (ЭКА) с целью статистического учета и возможной их региональной экономической интеграции, выделяются пять субрегионов: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка. При этом положение некоторых стран, их отнесение к тому или иному субрегиону оказывается довольно сложным. Так, Мавритания в "сетке" ЭКА входит в Западную Африку, со странами которой она связана не только соседством, но и некоторыми международными экономическими и другими соглашениями. В то же время в этногеографическом отношении Мавританию часто рассматривают в составе Северной Африки, с которой ее связывают близость природных условий, этническая общность населения, политические проблемы. Судан со своей "двойственной" арабо-африканской структу-Ьой, существенными различиями между Севером и Югом, может рыть отнесен и к Северной, и к Восточной Африке. Довольно условно отнесение (согласно вышеназванной "сетке") Мадагаскара и некоторых других островных стран и территорий в Индийском океане к субрегиону Южная Африка (в экономическом и политическом отношении многие из них более тесно связаны со странами Восточной Африки), Руанды и Бурунди - к Восточной, а не Центральной Африке и т. д. Но при всей условности такого районирования континента оно (при всех его разнообразных вариантах) позволяет выявить специфические черты отдельных частей Африки, в том числе и их политико-географические особенности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Современный политико-географический облик региона и его членение» з дисципліни «Політична географія світу»