ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Укрупнение низовых ячеек
Радикальное решение проблемы — ликвидация мелких старых коммун и создание на их месте новых территориальных коллективов. В результате изменений АТД число коммун сократилось в Финляндии с 600 до 327, ФРГ — с 24,5 тыс. до 8,5 тыс., Бельгии — с 2500 до 596, Дании — примерно с 1400 до 275. Но во многих странах слияние коммун весьма ограничено. Во Франции, например, где принят ряд законов, стимулирующих сли­яние мелких коммун, с 1955 по г. оно затронуло всего 864 ком­муны и привело к исчезновению 462 коммун. После г. слияние коснулось еще около 2 тыс. коммун, но все же их доля не превыси­ла и 10% общего их числа [Драго, 1982]. И поныне в стране насчи­тывается около 36 тыс. коммун.
В Великобритании в ходе почти 20-летних дебатов британские географы предлагали положить в основу сети АТД крупный город с его полем тяготения—городской район, для чего потребовалось бы перекроить все старые административные границы. Однако в при­нятом проекте за основу взяты старые границы, хотя число терри­ториальных ячеек сокращено примерно на треть. Одна из главных особенностей действующего деления — образование метрополи-тенских графств на территории 6 крупных агломераций. Эта ре­форма считается одной из наиболее радикальных и стала возмож­ной лишь благодаря дуалистической системе управления, приня­той в Великобритании. Укрупнение низовых административных единиц отражало и озабоченность правительства тем, что в самых мелких из них всегда больше шансов быть избранными имели ра­дикалы и некоторые местные советы превратились, как тогда вы­ражались, в «маленькие Москвы» («1Ш1е Мозсот»).
В других странах широко применяются гибкие способы объеди­нения коммун без потери ими самостоятельности. Такой путь — создание организаций межкоммунального сотрудничества в двух фор­мах— добровольных целевых соглашений и создания надкоммуналъ-ных единиц, иногда в обязательном порядке на основе закона. В последнем случае каждая коммуна остается автономной, но де­легирует часть полномочий общему для них органу, состоящему из представителей объединяющихся коммун или на основе венных многоступенчатых выборов.
В ФРГ в надкоммунальные объединения входят большинство коммун. Они становятся субъектами планирования, им передаются полномочия, изъятые из компетенций коммун. Для агломераций, занимающих более 20% территории страны, создаются «объединения городов», заменяющие крайзы. Эти «двухступенчатые» органы являются одновременно и союзом коммун, и коммуной.
Постоянное отставание доходов от потребностей заставляет органы местного самоуправления искать возможности для
расходов — избавления от некоторых трат и ответственности за соответствующую сферу путем перево­да ее на частную основу.
Такую возможность дают, в частности, специальные округа. Они также позволяют упростить систему АТД общей компетенции. В США им делегируются прежде всего функции в области средне­го образования (школьных округов — более 16 тыс.), но также санитарии, здравоохранения, жилищного строительства, библио­течного дела, водоснабжения и т.д. [8погг, 1993]. Большинство спе­циальных округов никак не связано с границами низовых терри­ториальных единиц и подчиняется напрямую штатам. Только 14% специальных округов совпадают с единицами общей компетенции. Некоторые округа устанавливают собственные целевые налоги, в них общим голосованием населения избираются советы. Органы управления других избираются путем косвенных выборов.
К недостаткам специальных округов можно отнести огромную разницу в налогообложении между ними. Например, в школьных округах США расходы в расчете на одного ученика различаются во много десятков раз. Кроме того, затруднен демократический кон­троль за деятельностью даже тех округов, которые управляются выборными органами.
Дробность и усложненность территориального управления отча­сти имеет политический смысл — ослабить политическую борьбу, отстранить низкооплачиваемую часть населения от участия в ней.
«В самом деле, — писал английский исследователь К. Нью­тон, — политические различия легче выразить, когда соци­альные группы действуют в рамках одной политической си­стемы и одних и тех же политических институтов, но эта задача осложняется, когда эти группы разделены полити­ческими границами и не выступают на одних и тех же выбо­рах, не борются за контроль над одними и теми же выбор-
И ными органами, не ведут дискуссии об одном и том же му­" ниципальном бюджете» [№\\топ, 1978, р. 84].
В итоге в городских агломерациях США органы местного само­управления и специальные округа реализуют главным образом интересы жителей богатых пригородов.
При укрупнении административно-территориальных единиц и создании надкоммунальных объединений, таким образом, есть риск снижения уровня муниципальной демократии. Не случайно меры по укрупнению коммун сопровождались децентрализацией в раде наиболее крупных коммун — созданием квартальных советов в Риме, Милане, Париже, Марселе и Лионе. Создание меж- и над-коммунальных объединений чревато развитием бюрократического государственного управления в ущерб представительным учрежде­ниям.
В большинстве стран, даже с дуалистической системой органи­зации местного самоуправления, контроль за деятельностью орга­нов местного самоуправления— важнейший политический ресурс. Он может использоваться оппозиционными силами для противостоя­ния партиям и силам, находящимся у власти в центре. Это проти­востояние стало предметом так называемой инструменталистской теории местных органов власти. Правительства активно использу­ют рычаги воздействия на них:
регулирование их деятельности нормативными актами, ут­верждение планов и бюджетов, установление лимитов на местные налоги, прямой контроль через своих чиновников;
передача части функций и соответствующего финансирова­ния центральным государственным институтам и/или государствен­ным или частным компаниям;
санкции, вплоть до роспуска законно избранных советов. Наи­более известный случай — роспуске 1986 г. консервативным пра­вительством М. Тэтчер Совета Большого Лондона и еще шести советов других городов, возглавляемых лейбористами. Эти советы были восстановлены только после возвращения лейбористов к вла­сти в 1997 г.
Создание крупных регионов путем объединения административ­но-территориальных единиц первого порядка — объективная по­требность нынешнего этапа социально-экономического развития. На Западе она возникла и по экономическим, и по политическим причинам еще в 1970-х годах.
Политические причины заключались в активизации местного капитала и создании так называемых региональных коалиций и свя­занных с ним политических сил как реакция на процессы глоба­лизации мировой экономики.
Стадии подъема циклов Кондратьева сопровождаются волной инвестиций, распределение которых происходит в соответствии со специфичными для нее закономерностями. Так, на этапах ран­ней индустриализации основная часть инвестиций направлялась в угольные и железорудные бассейны и в районы, хорошо обеспе­ченные водой и гидроэнергией, в которых развивалась текстиль­ная промышленность. Известный британский географ Д. Мэсси уподобила волны инвестиций геологическим отложениям [Маззеу, 1984]. В одних районах слой таких отложений заметно гуще, чем в других (обычно это столичные регионы). Иногда «древнейшие» отложения выходят на поверхность (депрессивные районы, как правило, малопривлекательные для инвесторов в последние деся­тилетия), в других, наоборот, старые слои перекрыты новейши­ми осадочными породами (это районы современных высокотех­нологичных отраслей). Каждый район или город, таким образом, имеет «в анамнезе» свою уникальную траекторию развития, кото­рая во многом объясняет особенности местной политической куль­туры и формирования локальной элиты.
Согласно Мэсси, современный кондратьевский цикл ставит местный капитал перед выбором трех альтернатив:
ответить на вызов конкурентов из других районов, выигры­вающих от притока новых инвестиций и, в свою очередь, увели­чить вложения в производство, чтобы поднять его эффективность. Но, как правило, для этого приходится сокращать социальные издержки;
перенести производство в другие регионы или страны с бо­лее благоприятными факторами производства (в частности, с бо­лее дешевой рабочей силой);
создать «коалицию развития» на месте, т.е. объединить усилия местных производителей, не принадлежащих крупным трансна­циональным компаниям, местных властей и ведущих социальных сил (партий, профсоюзов, общественных организаций), убедив их затянуть пояса и попытаться создать более привлекательные условия для инвесторов, изменить имидж региона или города и противостоять вызовам глобализации. Такие коалиции особенно характерны для США.
При этом состав и природа таких коалиций должны гибко ме­няться в зависимости от обстоятельств и не попадать под влияние консервативных сил, обычно занимающих сугубо оборонительную, а стало быть, проигрышную в итоге позицию. К примеру, в де­прессивном районе подобная коалиция не должна идти на поводу у металлургических компаний, стремящихся оттянуть неизбежный конец, а пытаться активно реструктурировать промышленность и хозяйство в целом.
Отсюда дилемма для региональных или местных властей. Мож­но поставить во главу угла интересы повышения потребления, рис­куя проиграть другим странам и регионам стратегическое соревно­вание за инвестиции в глобальном масштабе. Но можно и отдать приоритет накоплению, мобилизуя граждан как потребителей, од­нако рискуя вызвать социальное недовольство.
Эта дилемма встала перед региональными властями и в целом политическими элитами уже довольно давно, с середины 1970-х годов, когда западная экономика успешно справилась с энергети­ческим кризисом и встала на путь ускоренной интернационализа­ции. Этот период вполне логично совпал с подъемом политической активности населения периферийных районов, особенно специфич­ных в этнокультурном отношении. Наиболее богатые из них не хотели больше в условиях жесткой конкуренции делиться со свои­ми соседями через общегосударственные механизмы перераспре­деления, в бедных ситуация обострилась из-за свертывания старых отраслей.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Укрупнение низовых ячеек» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Как надо понимать закон инерции
Ложный путь изобретательства
Повседневный опыт и научное знание
Аудит акцизного збору
СПОСОБИ РЕАЛІЗАЦІЇ ІНВЕСТИЦІЙНИХ ПРОЕКТІВ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 872 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП