Расходы органов местного самоуправления определяются сложным переплетением противоречивых факторов, в том числе географических, определяющих налоговую базу органов местного самоуправления. Главный среди местных налогов — налог на недвижимое имущество, величина которого тесно связана с характером землепользования. Налоговая база — результат территориального разделения труда, размещения различных сфер деятельности и специализации населенных мест. Опыт показывает, что налоговые поступления от промышленных и торговых зон в два-три раза превышают расходы охваты- их муниципалитетов, В преимущественных селитебных зонах складывается обратное соотношение. В расходах высших звеньев территориальных коллективов доля текущих затрат, как правило, существенно меньше, но выше доля инвестиций, особенно за счет перераспределения средств среди низших звеньев. В расходах низших территориальных коллективов преобладают текущие нужды, съедающие до 2/3 бюджета и более; остальное приходится на инвестиции и выплату процентов по задолженностям. Расходы органов местного самоуправления, естественно, зависят от их компетенций. Различаются три вида компетенций: добровольные (обычно в области культуры, спорта, благоустройства), обязательные и порученные (по законам, принимаемым более высокими властями или общегосударственными органами; их доля, как правило, растет). В ФРГ к порученным делам, которые, строго говоря, по закону не входят в компетенцию коммун и делегированы «сверху», относятся полицейские функции, строительный и промышленный надзор, надзор за бездомными, учет численности населения и некоторые другие. Делегирование полномочий «сверху» иногда служит средством хотя бы временно переложить на коммуны часть государственных расходов. Компетенции в какой-либо сфере редко разделяются полностью. Обычно используется ступенчатая шкала. Так, полномочия в области транспорта распределяются между районами, департаментами и коммунами Франции следующим образом. На уровне района разрабатывается генеральная схема развития транспорта, проектируются и строятся аэропорты, речные каналы и порты, заключаются соглашения с Национальным обществом железных дорог (государственным). Департаменты высказывают мнение о генеральной схеме, на ее основе разрабатывают планы развития сети дорожных услуг вне городов, одобряют тарифы на перевозки, организуют и финансируют подвоз школьников, высказывают мнение о конкретных проектах, предложенных районами. Коммуны рассматривают все перечисленные планы и проекты и высказывают по ним свое мнение, заключают с властями департамента соглашения по транспорту, планируют и сооружают порты для малых прогулочных судов, организуют работу портовой полиции. И в бывших социалистических странах, и на Западе, где дол- гое время концепцию «государства всеобщего бла- госостояния», территориальные подразделения центральных вла- стей или часто органы местного самоуправления взяли на себя ответственность за обеспечение многих потребностей населения (или, как выражаются западные специалисты, стали предоставлять людям все более разнообразные социальные услуги). Они стали отвечать за охрану общественного порядка (муниципальная полиция) и пожарную охрану, водоснабжение и канализацию, вывоз и утилизацию отходов, образование и здравоохранение, общественный транспорт, строительство жилья для малоимущих, контроль за состоянием окружающей среды и т.п. Понятно, что потребовалось разработать модели для рационального размещения и управления этими службами. Оптимальное АТД — это действительно отчасти техническая проблема. Выделяется три типа прикладных географических задач, связанных с местным самоуправлением: • размещение и облегчение доступности в пределах коммуны или объединения коммун пунктов, куда люди обращаются за получением помощи или какой-либо услуги библиотеки и т.п.); размещение центров, откуда специалисты выезжают для оказания населению помощи или услуг (например, пожарные депо или полицейские участки) таким образом, чтобы максимально сократить время в пути до любой точки на территории коммуны; размещение центров сетей коммунальной инфраструктуры (например, мусороперерабатывающие заводы или очистные станции). Решение этих проблем имеет, разумеется, чисто технические критерии эффективности. Можно оптимизировать размер объектов коммунальной инфраструктуры исходя из численности, плотности и размещения населения. Наиболее значимы технические критерии, когда речь идет об объектах, при создании которых возможна экономия на масштабах (например, электроподстанций, очистных сооружений). Однако техническая эффективность вовсе не линейно возрастает с увеличением размера объекта. Слишком крупный мусороперерабатывающий завод рискует превратиться в сильнейшего загрязнителя среды. Кроме того, разные объекты имеют и различный оптимальный радиус действия — следовательно, нельзя определить даже теоретически наилучшие административные границы путем наложения оптимальных сфер действия разных объектов — пожарных депо и трансформаторных станций, например. Важное значение имеют принципы организации общественных служб, в том числе территориальные. Различаются по: отраслевому принципу (для управления каждой службой на всех уровнях создаются особые подразделения); целевому (создание подразделений для решения определенной задачи); профессиональному (подразделения, объединяющие специалистов в какой-либо сфере, например, инженеров коммунального хозяйства); территориальному (подразделения, специализированные на управлении каким-либо ареалом или типом территории). Чтобы избежать излишних затрат, ненужной конкуренции и дублирования служб, неоправданных различий в финансировании различных служб на разных территориях и территориального неравенства, на практике используются сочетания разных принципов организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Расходы органов местного самоуправления» з дисципліни «Геополітика та політична географія»