ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

ГЕОГРАФИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Государственное устройство стра-
ны тесно связано с ее админист­ративно-территориальным делением (АТД), так как и территори­альные органы государственной власти и управления, и органы местного самоуправления (если они есть) действуют в границах определенных территориальных единиц.
Самоуправлением называется относительно независимая деятельность какой-либо общественной организации на основе правил (статуса, норм), принятых ее членами, совместным ведением ими общих для них дел, в том числе на основе собственного бюджета
Самоуправление основывается на определенных ценностях, передаваемых от поколения к поколению, и бывает двух типов:
производственное, создаваемое коллективами, ведущими со­вместную деятельность и раз­деляющими некоторую политическую или иную программу;
территориальное, если основой организации выступает тер­риториальная общность людей или территориальный коллектив8, объединенный общими интересами, связанными с совместной жизнью и деятельностью в пределах территории с законодательно зафиксированными границами — административно-территориаль­ной единицей (АТЕ) и, как правило, политической культурой, носителями которой является большинство из них.

8 Под территориальным коллективом юристы понимают совокупность людей, постоянно проживающих на определенном территории, границы которой уста­новлены государственным актом и в пределах которой действует избираемый ее населением орган государственной власти и общественного самоуправления |Тра-нин, 1984, с 10|.
Местное самоуправление — связующее звено между гражданс­ким обществом и государством. Оно необязательно создается на всех уровнях: на некоторых из них функционируют только госу­дарственные органы. Местное самоуправление не является террито­риальным подразделением государства, хотя на многих этапах исто­рического развития и во многих странах, включая и Россию, пра­вящие режимы хотели превратить его в полностью подконтрольные им придатки на местах.
В отличие от местного самоуправления, территориальные органы государственной власти подчиняются соответствующим органам административно-территориальной единицы (АТЕ) более высо­кого ранга или же центральным институтам (министерствам и т.п.); ими руководят назначаемые чиновники, а не представители насе­ления.
Основа государственного устройства страны — административ­но-территориальное деление имеет обычно несколько иерархичес­ких уровней. Оценка оптимальности АТД зависит от принципи­ального политического выбора и характера местного самоуправле­ния.
Если законодатель отдает приоритет представительству людей, личностей, а не территориальных общностей со спе­цифическими для каждой из них интересами, то степень сов­падения административных границ с реальным социальным членением пространства, их соотношение с системой рассе­ления и т.п. не имеют значения.
Не столь важны также четкость иерархии единиц АТД, размах их различий в людности и хозяйственном потенциале. Такой под­ход, в идеальной степени соответствующий теоретическим пред­ставлениям о гражданском обществе, возможен лишь при отсут­ствии межрайонных противоречий.
Обычно же А ТД должно выполнять более разнообразные функции.
• Обеспечение контроля центральных властей над местами, что
предполагает сбор и передачу информации «снизу вверх» и прика-
зов центра «сверху доступность мест из общегосударствен-
ного центра и региональных центров; противодействие консоли-
дации сепаратистских и регионалистских сил, относительную лег-
кость мобилизации сил и средств в случае военных действий и
других чрезвычайных ситуаций и т.д.
• Обеспечение сбора налогов.

Размещение органов власти и государственного управления, соответствующего наилучшему выполнению двух первых функций.
Обеспечение государственного регулирования разных сфер жизни общества.
Стимулирование освоения новых районов.
Территориальная организация государственных служб — са­нитарной, почтовой, пожарной и др.
Организация деятельности муниципального хозяйства.
Формирование основы демократического местного самоуп­равления.
Обеспечение представительства мест в центральных законо­дательных и представительных органах (единицы АТД обычно слу­жат основой для распределения депутатских мандатов и нарезки сети избирательных округов и т.п.).
Очевидно, что последние две функции находятся в противоре­чии с первыми четырьмя. Выполнение этих функций требует, что­бы А ТДосновывалось на узловом районировании, структурах типа «центр— периферия». Поэтому важное значение приобретают стро­гость иерархии единиц АТД, пропорции между ними в численно­сти населения и экономическом потенциале.
Единицы АТД в унитарных государствах не должны быть на­столько крупными и сильными, чтобы оспаривать прерогативы центра. Не случайно, например, в бывших «малых» союзных рес­публиках (Латвии, Азербайджане и др.) в советское время не было областей, хотя, скажем, Гянджа (бывший Кировобад) вполне мог бы стать, как и до революции, областным центром. Б то же время число единиц АТД не может превышать некоего порога, за кото­рым управление теряет свою эффективность; число единиц перво­го порядка практически ни в одной стране не превышает 50-55. Большую роль для АТД играет баланс местных интересов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГЕОГРАФИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Системи передачі даних
Коперник и Птолемей
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ
Фонетика, звуки і мовні органи
Структура системи пейджингового зв’язку


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1068 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП