ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Российский федерализм: была ли модель?
Обе эти страны — молодые многонацио­нальные федерации с глубокими внутренними этническими и соци­ально-экономическими различиями, унаследовавшие асимметрич­ность и использование в государственном устройстве принципа национально-территориальной автономии и диспропорции в соот­ношении политической (общегосударственной) и этнической иден-1. > тичности граждан от своих исторических предшественников. К это­му же типу принадлежала и бывшая СФРЮ.
Асимметричность «постсоциалистических» федераций заключа­ется, в частности, в сосуществовании национальных и обычных ре­гионов, в строительстве федерации одновременно «снизу»-, как ре­акции на требования прежде всего «национальных» субъектов и сред­ства сохранения единства, и «сверху», как политического проекта верхов, в особенности в отношениях с чисто русскими регионами.
Используя асимметричные отношения как средство борьбы с сепаратистскими и регионалистскими тенденциями, российское руководство не раз балансировало на опасной грани быстрой и
хаотичной трансформации централизованной федерации в аморф­ную договорную конфедерацию: так было в период подготовки Федеративного договора, да и после его подписания в 1992—1993 гг., когда регионам в обмен на лояльность беспорядочно раздавали льготы и они провозглашали себя республиками, но центростре­мительные тенденции в целом оказывались сильнее.
Эта асимметричность отчасти объясняется объективными при­чинами — сосуществованием в границах одного государства реги­онов, находящихся на разных исторических стадиях развития об­щества — от доиндустриальных до постиндустриальных.
В России можно встретить самые разные типы полити­ческой культуры — от традиционалистской до различных раз­новидностей западной либерально-демократической.
Варьируются и представления о том, каким должен быть рос­сийский федерализм. Носит ли он «этнический» или «территори­альный» характер? Является ли политическим идеалом общества или средством сохранения единства страны? Структурой государ­ственного управления или перестройки отношений между Моск­вой и регионами на новых началах? Имеет ли естественный, опи­рающийся на определенные традиции прошлого характер или на­вязан сверху? Служит ли целью государственного строительства или представляет спонтанную реакцию на текущие события и сию­минутные нужды? Ответы на эти вопросы в разных частях России дают разные, и соответственно в субъектах РФ устанавливаются разные политические режимы. Что немыслимо в Москве или Пе­тербурге, то вполне подходит для Калмыкии или Тувы. Есте­ственно, следовательно, что есть риск возврата к авторитарному правлению, перехода к локальным деспотиям, феодализации стра­ны и чрезмерного ослабления федеральной власти.
Поэтому столь важна для России реинтеграция на новой осно­ве— культурной, экономической и политической. В политической сфере, на фоне сокращения циркуляции центральной печати и наметившейся тенденции к преимущественному развитию мест­ных студий телевидения, особенно важно сохранение общенацио­нальной политической сцены с общегосударственными полити­ческими актерами — партиями и движениями.
Избирательный закон, введенный накануне выборов в Госу­дарственную Думу 1995 г., стимулирует по крайней мере формаль­ное членство местных политических деятелей в федеральных партиях. Однако в России пока на основе общеэкономических, террито­риальных, отраслевых и иных интересов сформировались лишь кланы, легко переходящие от поддержки одной партии к другой (хотя и в определенных пределах).
Реинтеграция и «национализация» в новых условиях — безус-
ловно, необходимый этап развития федерализма в России —
и потому, что возник он в значительной мере как реакция на риск
дезинтеграции на рубеже годов, и потому, что поли-
тические элиты еще долго будут нащупывать его специфически российские формы. Недаром утверждается, что федерализм — бо­лее подходящая стадия на ранних или критических этапах суще­ствования государства, когда региональная идентичность стано­вится сильнее общегосударственной [Зшйп, 3996]. На этом пути возможны попятные движения, возврат к централизаторским тен­денциям, но пути назад нет, и общее поступательное движение неизбежно и в долго- и среднесрочном плане вряд ли обратимо.
Принцип территориальной целостности и нерушимости границ субъектов федерации — необходимый элемент стоящего федерализма, но в ряде государств он пришел в несоответствие с реалиями.
В этой связи звучат призывы к перекройке субъектов Россий­ской федерации, их более или менее насильственному укрупне­нию. Частные изменения, разумеется, могут произойти, но воз­можность более или менее значительного передела собственно «рус­ской» части России, по-видимому, существовавшая в конце 1991 — начале 1992 г., была безвозвратно упущена.
Федерализм в Советском Союзе существовал как структура, набор институтов, но не как процесс — реальная практика согла­сования демократических интересов республик. Тем не менее было бы крайне ошибочно, а с позиций строительства федеративного государства в современной России и опасно утверждать, что на­следие СССР как федерации сводится лишь к более или менее искусственным политическим границам в постсоветском простран­стве, этнотерриториальным и другим этническим конфликтам.
Прежде всего, в России имелся опыт местного самоуправле­ния на основе системы земства (см. главу 4), хотя и неизвестно, насколько его история сохранилась в коллективной исторической памяти народа. Далее, «искусственный» федерализм в СССР, как, впрочем, и в бывшей Югославии, и в Чехословакии, да и в ряде других многонациональных федераций, создал национальные по­литические элиты, а отчасти — и национальную интеллигенцию —
движущую силу национал-патриотизма и современных процессов строительства национальной и политической идентичности. «Фе­дерализм создает региональные политические элиты там, где их прежде не существовало, рабочие места в управлении для регио­нальных группировок, больше возможностей для переговоров о перераспределении власти... »
Каждая политико-территориальная единица в бывшем Советском
Союзе имела строго регламентированное право иметь собственные
государственные ведомства, в том числе и внешнеполитические, пусть
и рудиментарные, собственную Академию наук, национальные ки-
ностудии и оперные театры (союзные республики, кроме РСФСР)
или институты, занимавшиеся национальным языком,
литературой, искусством (автономии), из которых, как правило, вышли многие лидеры национальных движений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Российский федерализм: была ли модель?» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
ПЕРЕДАВАЛЬНИЙ ТА РОЗПОДІЛЬНИЙ БАЛАНСИ
Частини мови
Завдання та основні передумови зменшення статутного капіталу підп...
РЕОРГАНІЗАЦІЯ ПІДПРИЄМСТВА, СПРЯМОВАНА НА ЙОГО РОЗУКРУПНЕННЯ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП