ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Российский федерализм: была ли модель?
Обе эти страны — молодые многонацио­нальные федерации с глубокими внутренними этническими и соци­ально-экономическими различиями, унаследовавшие асимметрич­ность и использование в государственном устройстве принципа национально-территориальной автономии и диспропорции в соот­ношении политической (общегосударственной) и этнической иден-1. > тичности граждан от своих исторических предшественников. К это­му же типу принадлежала и бывшая СФРЮ.
Асимметричность «постсоциалистических» федераций заключа­ется, в частности, в сосуществовании национальных и обычных ре­гионов, в строительстве федерации одновременно «снизу»-, как ре­акции на требования прежде всего «национальных» субъектов и сред­ства сохранения единства, и «сверху», как политического проекта верхов, в особенности в отношениях с чисто русскими регионами.
Используя асимметричные отношения как средство борьбы с сепаратистскими и регионалистскими тенденциями, российское руководство не раз балансировало на опасной грани быстрой и
хаотичной трансформации централизованной федерации в аморф­ную договорную конфедерацию: так было в период подготовки Федеративного договора, да и после его подписания в 1992—1993 гг., когда регионам в обмен на лояльность беспорядочно раздавали льготы и они провозглашали себя республиками, но центростре­мительные тенденции в целом оказывались сильнее.
Эта асимметричность отчасти объясняется объективными при­чинами — сосуществованием в границах одного государства реги­онов, находящихся на разных исторических стадиях развития об­щества — от доиндустриальных до постиндустриальных.
В России можно встретить самые разные типы полити­ческой культуры — от традиционалистской до различных раз­новидностей западной либерально-демократической.
Варьируются и представления о том, каким должен быть рос­сийский федерализм. Носит ли он «этнический» или «территори­альный» характер? Является ли политическим идеалом общества или средством сохранения единства страны? Структурой государ­ственного управления или перестройки отношений между Моск­вой и регионами на новых началах? Имеет ли естественный, опи­рающийся на определенные традиции прошлого характер или на­вязан сверху? Служит ли целью государственного строительства или представляет спонтанную реакцию на текущие события и сию­минутные нужды? Ответы на эти вопросы в разных частях России дают разные, и соответственно в субъектах РФ устанавливаются разные политические режимы. Что немыслимо в Москве или Пе­тербурге, то вполне подходит для Калмыкии или Тувы. Есте­ственно, следовательно, что есть риск возврата к авторитарному правлению, перехода к локальным деспотиям, феодализации стра­ны и чрезмерного ослабления федеральной власти.
Поэтому столь важна для России реинтеграция на новой осно­ве— культурной, экономической и политической. В политической сфере, на фоне сокращения циркуляции центральной печати и наметившейся тенденции к преимущественному развитию мест­ных студий телевидения, особенно важно сохранение общенацио­нальной политической сцены с общегосударственными полити­ческими актерами — партиями и движениями.
Избирательный закон, введенный накануне выборов в Госу­дарственную Думу 1995 г., стимулирует по крайней мере формаль­ное членство местных политических деятелей в федеральных партиях. Однако в России пока на основе общеэкономических, террито­риальных, отраслевых и иных интересов сформировались лишь кланы, легко переходящие от поддержки одной партии к другой (хотя и в определенных пределах).
Реинтеграция и «национализация» в новых условиях — безус-
ловно, необходимый этап развития федерализма в России —
и потому, что возник он в значительной мере как реакция на риск
дезинтеграции на рубеже годов, и потому, что поли-
тические элиты еще долго будут нащупывать его специфически российские формы. Недаром утверждается, что федерализм — бо­лее подходящая стадия на ранних или критических этапах суще­ствования государства, когда региональная идентичность стано­вится сильнее общегосударственной [Зшйп, 3996]. На этом пути возможны попятные движения, возврат к централизаторским тен­денциям, но пути назад нет, и общее поступательное движение неизбежно и в долго- и среднесрочном плане вряд ли обратимо.
Принцип территориальной целостности и нерушимости границ субъектов федерации — необходимый элемент стоящего федерализма, но в ряде государств он пришел в несоответствие с реалиями.
В этой связи звучат призывы к перекройке субъектов Россий­ской федерации, их более или менее насильственному укрупне­нию. Частные изменения, разумеется, могут произойти, но воз­можность более или менее значительного передела собственно «рус­ской» части России, по-видимому, существовавшая в конце 1991 — начале 1992 г., была безвозвратно упущена.
Федерализм в Советском Союзе существовал как структура, набор институтов, но не как процесс — реальная практика согла­сования демократических интересов республик. Тем не менее было бы крайне ошибочно, а с позиций строительства федеративного государства в современной России и опасно утверждать, что на­следие СССР как федерации сводится лишь к более или менее искусственным политическим границам в постсоветском простран­стве, этнотерриториальным и другим этническим конфликтам.
Прежде всего, в России имелся опыт местного самоуправле­ния на основе системы земства (см. главу 4), хотя и неизвестно, насколько его история сохранилась в коллективной исторической памяти народа. Далее, «искусственный» федерализм в СССР, как, впрочем, и в бывшей Югославии, и в Чехословакии, да и в ряде других многонациональных федераций, создал национальные по­литические элиты, а отчасти — и национальную интеллигенцию —
движущую силу национал-патриотизма и современных процессов строительства национальной и политической идентичности. «Фе­дерализм создает региональные политические элиты там, где их прежде не существовало, рабочие места в управлении для регио­нальных группировок, больше возможностей для переговоров о перераспределении власти... »
Каждая политико-территориальная единица в бывшем Советском
Союзе имела строго регламентированное право иметь собственные
государственные ведомства, в том числе и внешнеполитические, пусть
и рудиментарные, собственную Академию наук, национальные ки-
ностудии и оперные театры (союзные республики, кроме РСФСР)
или институты, занимавшиеся национальным языком,
литературой, искусством (автономии), из которых, как правило, вышли многие лидеры национальных движений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Российский федерализм: была ли модель?» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінка і управління процентним ризиком
ГРОШОВО-КРЕДИТНА ПОЛІТИКА УКРАЇНИ В ПЕРЕХІДНИЙ ПЕРІОД У СВІТЛІ МО...
. Аудит податку на додану вартість сільськогосподарських товарови...
Что же такое 3G… 4G… и кто больше?
Аудит пайового капіталу


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 799 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП