ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Федерализм и национальный вопрос
В таких странах федерализм служит чаще всего не столько целью создания общества на определенных принципах, сколько средством сохранения террито-
целостности. Именно как средство поддержания единства эта форма государственного устройства была избрана в многона­циональных странах (Индия, Пакистан, Нигерия, Индонезия, бывшая и нынешняя Югославия) и в странах с конфликтом меж­ду двумя главными нациями (Канада, Бельгия, бывшая Чехосло­вакия).
Между тем федерализм, как показал исторический опыт, вовсе не может служить панацеей для решения «националь­ного вопроса».
Есть, с одной стороны, устойчивые многонациональные фе­дерации (Швейцария, Малайзия), однако с другой, федерализм не только не служит гарантией единства, но, наоборот, в опреде­ленных условиях может подорвать его. Территориальность питает, а не удовлетворяет требования общин, так как дает этническим и конфессиональным меньшинствам набор мощных политических рычагов для реализации своих политических интересов, облегчает региональным политическим элитам доступ к материальным ре­сурсам. Жестко фиксируя этнолингвистические границы, федера­лизм создает и укрепляет триаду «территория, государство, иден­тичность» — основу национального государства, что может уси­лить групповую мобилизацию и сепаратистские устремления.
Известно, что практическое воплощение принципов нацио­нально-территориальной автономии в бывших СССР, Югославии, а также Чехословакии стало бомбой замедленного действия, в конце концов взорвавшей эти государства. Похоже, тот же процесс про­исходит теперь в Бельгии после начала так называемых конститу­ционных реформ, превративших эту страну в федерацию и жестко закрепивших лингвистическую границу между валлонской и фла­мандской общинами. В Украине националистические силы не на жизнь, а на смерть боролись против предложения о федерализа­ции страны, реализация которого действительно могла подорвать и без того крайне хрупкий баланс между ее регионами.
Известно также, что федеративными являются и относительно однородные по этнокультурному составу населения страны. Во вся­ком случае, страны, в которых нет значительных компактно про­живающих меньшинств — Германия, Австрия, Австралия, США, ОАЭ, Венесуэла, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Россию, строго говоря, нельзя с полным правом отнести ни к сравнительно однородным в этнокультурном отношении, ни к многонациональным странам. С одной стороны, доля в населении русских — главного по численности этноса превышает 80%, что соответствует представлениям о государствах, рассматриваемых как этнически однородные. С другой — этнические ареалы и вся исто­рия многих народов связаны с нынешней территорией России, что, безусловно, заставляет считать ее многонациональной стра­ной (Валентей, 1996). Не случайно и по праву во время памятной дискуссии в Верховном Совете о названии страны в начале 1992 г. представители республик категорически настаивали на том, чтобы было принято наименование «Российская Федерация», а не про­сто Россия.
Этнокультурные конфликты чаще всего становятся причина­ми реформ государственного устройства.
Трудно назвать страну, которая бы не знала в последние лет этнотерриториальных конфликтов и в которой не было бы принято мер по изменению статуса отдельных реги­онов или не предлагалось проектов изменения государствен­ного устройства и/или перекройки политико-административ­ной карты.
Факторы возникновения и развития этнокультурных конфлик­тов представлены в табл. 20, где отражены их объективные и субъек­тивные предпосылки, возможная эскалация требований меньшин­ства и реакция большинства (центральных властей). Среди объек­тивных предпосылок выделяется характер расселения меньшинства, изменение его доли и численности в населении.
В последние годы наблюдается значительное превышение смертности
над рождаемостью русского населения практически во всех городах и рай-
онах Северного Кавказа, резко контрастирующее с высоким естествен-
ным приростом титульных народов северокавказских республик. Несмот-
ря на приток русских мигрантов, это стало одной из решающих причин
вытеснения русских только из сельской местности, и из столиц
этих республик, из районов, ранее населенных преимущественно русски-
ми и присоединенных в послевоенные годы к республикам, а также к
расширению территории титульных народов на территорию
собственно русских краев и областей. Быстротечность этого процесса зна­чительно повышает потенциал этнотерриториальных конфликтов в реги­оне [Белоэеров, 2000].
В табл. 20 детализирована градация этнополитических движе­ний и требований. Эти движения можно условно разделить на:
•регионалистские, выступающие за реформы в рам­ках существующей системы государственного устройства и доби­вающиеся признания культурной самобытности своего района;
ставящие своей целью введение или расширение самоуправления либо создание федерации (конфеде­рации);
•сепаратистские, требующие объединения групп оп­ределенной национальности в границах одного государственного образования, ее возрождения, изменения государственных границ или создания нового независимого государства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Федерализм и национальный вопрос» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ТА СПЕЦИФІКА ДІЯЛЬНОСТІ ОКРЕМИХ ВИДІВ КОМЕРЦІЙ...
Повседневный опыт и научное знание
Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1041 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП