Что такое федерализм? Почему нынешнее российское государство — федерация? Только ли потому, что оба его предшественника — СССР и РСФСР, границы которой унаследовала Россия, были федерациями? Обязательно ли столь многонациональное и столь обширное по территории государство должно быть федерацией? Каких целей можно достичь, используя мировой опыт строительства федеративных государств, а какие — недостижимая утопия? При всей неповторимости России и ее претензиях на «особый» путь исторического развития, есть ли в мире какие-либо федерации, более всего похожие на нее по размаху внутренних различий и противоречий, по своим государственным институтам? Их опыт мог бы пригодиться России и, возможно, дать ответ на сакраментальный вопрос, а жизнеспособна ли нынешняя форма российского государственного устройства, можно ли создать полноценные субъекты федерации на базе бывших советских автономий, краев и областей. К какому типу федеративных государств принадлежит нынешняя Россия? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прежде всего определить, что такое федерализм и какие государства считать федеративными. Определения федерализма, данные отечественными и зарубежными авторами, основываются главным образом на трех критериях — наличии: двухзвенной территориальной структуры государственного управления; хотя бы одной сферы деятельности, в которой низшее, региональное звено не зависит от высшего, общенационального; • гарантий самостоятельности двух уровней управления в пределах их К этому можно добавить, что главный критерий истинно фе- деративного государства — использование прежде всего террито- риального принципа в организации равного политического пред- ставительства граждан на региональной основе или, иными слова- ми, конституционное обеспечение участия регионов в процессе принятия решений в общенациональном центре и права регионов на сохранение своей Этот принцип в федерации может быть нарушен лишь посредством применения чрезвычайных конституционных процедур (никоим образом не просто большинством голосов в парламенте или решением исполнительного органа). Из этого вытекают два важных следствия. в настоящей федерации центр не имеет права ликвидировать или изменять границы субъектов федерации. нормальное функционирование федеративного государства возможно лишь на основе партнерства, постоянного поиска компромиссов, приверженности переговорному процессу, проявления взаимной терпимости и признания законных специфических интересов как центром — у субъектов федерации, так и субъектами — у центра и у друг друга. Федеративный процесс имеет, таким образом, ярко выраженное политико-культурное измерение, Для того чтобы объективно существующее этнокультурное и/или региональное разнообразие страны нашло отражение в политическом процессе и структурировало его, нужна специфическая политическая культура, способствующая сотрудничеству между индивидами и основными социальными группами (рШагв). Такое сотрудничество называют кон-социализм (сотшаШт). Из этого можно было бы сделать вывод, что только демократические государства могут быть настоящими федерациями, ибо лишь демократическая форма правления может обеспечить нормальную процедуру переговоров между центром и членами федерации. Однако это не так. Федерализм всегда использовался в ряде стран Третьего и бывшего второго (социалистического) мира. Федеральноемышление встречается и в культурах, основанных на коллективизме и иерархической организации общества. Координация интересов регионов и центра вполне может протекать, например, в форме соглашения между политическими элитами, которые могут при этом преследовать цели: • сохранения культурной (национальной) идентичности своей группы (региона); • восстановления исторической справедливости к ней; устранения последствий неравномерного регионального развития; улучшения практики федеративного процесса и институтов федерализма. Одно из емких и лаконичных определений федерализма гласит, что эта форма государственного устройства представляет собой территориальную стратегию социального контроля для обеспечения сосуществования различных этносов и/или регионов(Еп1ое 1977]. Энциклопедический словарь «Федерализм» определяет его по формальным признакам как государственность, в основе которой лежат «формирование государственного пространства как единого целого из терри- торий членов (субъектов) субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают огра- ниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции; компетенция между федерацией и ее субъекта- ми разграничивается союзной конституцией; каждый субъект имеет свою правовую и судебную системы; одновременно су- ществует единое федеративное гражданство и гражданство союзных единиц» [Федерализм, 1997, с. 244—245]. «Истинная» федерализация отличается отдецентрализа-ц и и в унитарном государстве тем, что последняя неуничтожает иерархии «центр — периферия», тогда как в федеративном государстве нет контролирующих и подчиненных центров, а есть лишь большие или меньшие арены политической деятельности. Суть федерализма — в разных управленческих функциях, реализуемых на разных политических аренах и в разных целях. Сформулировано десять вопросов, первые четыре из которых позволяют отличить, с одной стороны, федерацию от конфедерации, а шесть остальных, с другой— федерацию от унитарного государства ЮисНасек, 1986]: Имеют ли центральные власти исключительный контроль над внешней политикой и обороной страны? Имеются ли конституционные гарантии против сепаратизма и распада государства? Зависит ли деятельность центральных властей от одобрения и материальных ресурсов отдельных частей государства? Кто обладает правом окончательного принятия поправок к конституции? Обладают ли составные части государства гарантиями территориальной целостности и нерушимости границ? Обеспечены ли гарантии равного представительства всех составных частей государства, независимо от их реального веса, в одной из палат парламента и их участие в принятии решений на общегосударственном уровне? Имеются ли независимые судебные системы на общегосударственном уровне и в составных частях государства? Имеется ли общегосударственная судебная инстанция, располагающая правом контроля над общегосударственной исполнительной властью и исполнительной властью в регионах? Сохранили ли региональные власти полномочия, которые общегосударственная конституция не отвела центральной власти? Существенны ли эти полномочия или носят второстепенный характер? Достаточно ли четко разделение компетенций между центральными и региональными властями? Исходя из этой анкеты, Россия, безусловно, не конфедерация, поскольку стратегические решения принимаются центральными властями. По последним шести критериям Россия является де-юре федеративным, а не унитарным государством (безусловно отрицателен лишь ответ на седьмой вопрос, но ведь далеко не во всех федерациях мира субъекты имеют независимые судебные системы). Однако не все государства, которые их конституции определяют как федеративные, полностью соответствуют перечисленным критериям. В то же время множество государств, основные законы которых воздерживаются от дефиниции их как федеративных, имеют типичные признаки федерации. Поэтому более правильное и более краткое следующее определение федерализма. «Федерализм - институциональное соглашение о форме суверенного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством» [Юпд, 1982]
Федерализм определяют также как специфически открытую и немажоритарную форму организации политической и культурной жизни граждан в многокультурных обществах или как форму политического компромисса между составляющими суверенное государство соииально-(национально-)территориальными группами. Федерациями, согласно конституции, являются 24 страны мира, в том числе такие крупнейшие, как Индия, США, Бразилия, Россия. В них сосредоточено около трети мирового населения и находится более 300 государственных образований. Еще 22 государства юридически не являются федерациями, но их государственное устройство включает элементы федерализма. С географической точки зрения, эти квазифедерации могут быть подразделены на: • малые островные государства — Антигуа и Барбуда, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея, Соломоновы острова, Вануату—Новые Гебриды; • западноевропейские демократические государства с длительными традициями регионализма — Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Португалия, Финляндия; • многонациональные страны Азии, Африки с компактно проживающими меньшинствами — Бирма, Гана, ЮАР, Намибия, Судан, Танзания. Эти квазифедерации основаны на соглашениях между их составными частями, имеющих конституционную силу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие и форма современного федерализма» з дисципліни «Геополітика та політична географія»