ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Понятие и форма современного федерализма
Что такое федерализм? Почему нынешнее российское государ­ство — федерация? Только ли потому, что оба его предше­ственника — СССР и РСФСР, границы которой унаследовала Россия, были федерациями? Обязательно ли столь многонацио­нальное и столь обширное по территории государство должно быть федерацией? Каких целей можно достичь, используя мировой опыт строительства федеративных государств, а какие — недостижимая утопия?
При всей неповторимости России и ее претензиях на «особый» путь исторического развития, есть ли в мире какие-либо федера­ции, более всего похожие на нее по размаху внутренних различий и противоречий, по своим государственным институтам? Их опыт мог бы пригодиться России и, возможно, дать ответ на сакрамен­тальный вопрос, а жизнеспособна ли нынешняя форма россий­ского государственного устройства, можно ли создать полноцен­ные субъекты федерации на базе бывших советских автономий, краев и областей. К какому типу федеративных государств принад­лежит нынешняя Россия? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прежде всего определить, что такое федерализм и какие го­сударства считать федеративными.
Определения федерализма, данные отечественными и зарубеж­ными авторами, основываются главным образом на трех критери­ях — наличии:
двухзвенной территориальной структуры государственного уп­равления;
хотя бы одной сферы деятельности, в которой низшее, реги­ональное звено не зависит от высшего, общенационального;
• гарантий самостоятельности двух уровней управления в пре­делах их
К этому можно добавить, что главный критерий истинно фе-
деративного государства — использование прежде всего террито-
риального принципа в организации равного политического пред-
ставительства граждан на региональной основе или, иными слова-
ми, конституционное обеспечение участия регионов в процессе
принятия решений в общенациональном центре и права регионов
на сохранение своей Этот принцип в федерации может
быть нарушен лишь посредством применения чрезвычайных кон­ституционных процедур (никоим образом не просто большинством голосов в парламенте или решением исполнительного органа).
Из этого вытекают два важных следствия.
в настоящей федерации центр не имеет права ликвидировать или изменять границы субъектов федерации.
нормальное функционирование федеративно­го государства возможно лишь на основе партнерства, постоянно­го поиска компромиссов, приверженности переговорному процес­су, проявления взаимной терпимости и признания законных специфических интересов как центром — у субъектов федерации, так и субъектами — у центра и у друг друга.
Федеративный процесс имеет, таким образом, ярко выражен­ное политико-культурное измерение, Для того чтобы объективно су­ществующее этнокультурное и/или региональное разнообразие страны нашло отражение в политическом процессе и структури­ровало его, нужна специфическая политическая культура, спо­собствующая сотрудничеству между индивидами и основными со­циальными группами (рШагв). Такое сотрудничество называют кон-социализм (сотшаШт).
Из этого можно было бы сделать вывод, что только демократи­ческие государства могут быть настоящими федерациями, ибо лишь демократическая форма правления может обеспечить нормальную процедуру переговоров между центром и членами федерации. Од­нако это не так. Федерализм всегда использовался в ряде стран Третьего и бывшего второго (социалистического) мира. Федераль­ноемышление встречается и в культурах, основанных на коллекти­визме и иерархической организации общества. Координация интере­сов регионов и центра вполне может протекать, например, в фор­ме соглашения между политическими элитами, которые могут при этом преследовать цели:
• сохранения культурной (национальной) идентичности своей группы (региона);
• восстановления исторической справедливости к ней;
устранения последствий неравномерного регионального раз­вития;
улучшения практики федеративного процесса и институтов федерализма.
Одно из емких и лаконичных определений федерализма гла­сит, что эта форма государственного устройства представляет со­бой территориальную стратегию социального контроля для обес­печения сосуществования различных этносов и/или регионов(Еп1ое
1977]. Энциклопедический словарь «Федерализм» определяет его по формальным признакам как
государственность, в основе которой лежат «формирование
государственного пространства как единого целого из терри-
торий членов (субъектов) субъекты федерации
обычно наделяются учредительной властью, обладают огра-
ниченным суверенитетом, включая принятие собственной
конституции; компетенция между федерацией и ее субъекта-
ми разграничивается союзной конституцией; каждый субъект
имеет свою правовую и судебную системы; одновременно су-
ществует единое федеративное гражданство и гражданство
союзных единиц» [Федерализм, 1997, с. 244—245].
«Истинная» федерализация отличается отдецентрализа-ц и и в унитарном государстве тем, что последняя неуничтожает иерархии «центр — периферия», тогда как в федеративном государ­стве нет контролирующих и подчиненных центров, а есть лишь боль­шие или меньшие арены политической деятельности. Суть федера­лизма — в разных управленческих функциях, реализуемых на раз­ных политических аренах и в разных целях.
Сформулировано десять вопросов, первые четыре из которых по­зволяют отличить, с одной стороны, федерацию от конфедерации, а шесть остальных, с другой— федерацию от унитарного государства ЮисНасек, 1986]:
Имеют ли центральные власти исключительный контроль над внешней политикой и обороной страны?
Имеются ли конституционные гарантии против сепаратизма и распада государства?
Зависит ли деятельность центральных властей от одобрения и материальных ресурсов отдельных частей государства?
Кто обладает правом окончательного принятия поправок к конституции?
Обладают ли составные части государства гарантиями терри­ториальной целостности и нерушимости границ?
Обеспечены ли гарантии равного представительства всех со­ставных частей государства, независимо от их реального веса, в одной из палат парламента и их участие в принятии решений на общегосударственном уровне?
Имеются ли независимые судебные системы на общегосу­дарственном уровне и в составных частях государства?
Имеется ли общегосударственная судебная инстанция, рас­полагающая правом контроля над общегосударственной исполни­тельной властью и исполнительной властью в регионах?
Сохранили ли региональные власти полномочия, которые об­щегосударственная конституция не отвела центральной власти? Су­щественны ли эти полномочия или носят второстепенный характер?
Достаточно ли четко разделение компетенций между цент­ральными и региональными властями?
Исходя из этой анкеты, Россия, безусловно, не конфедера­ция, поскольку стратегические решения принимаются централь­ными властями. По последним шести критериям Россия является де-юре федеративным, а не унитарным государством (безусловно отрицателен лишь ответ на седьмой вопрос, но ведь далеко не во всех федерациях мира субъекты имеют независимые судебные си­стемы).
Однако не все государства, которые их конституции определя­ют как федеративные, полностью соответствуют перечисленным критериям. В то же время множество государств, основные законы которых воздерживаются от дефиниции их как федеративных, имеют типичные признаки федерации. Поэтому более правильное и более краткое следующее определение федерализма.
«Федерализм - институциональное соглашение о форме суве­ренного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержден­ным процедурам, участвуют в процессе принятия решений централь­ным правительством» [Юпд, 1982]

Федерализм определяют также как специфически открытую и немажоритарную форму организации политической и культурной жизни граждан в многокультурных обществах или как форму поли­тического компромисса между составляющими суверенное государ­ство соииально-(национально-)территориальными группами.
Федерациями, согласно конституции, являются 24 страны мира, в том числе такие крупнейшие, как Индия, США, Бразилия, Рос­сия. В них сосредоточено около трети мирового населения и нахо­дится более 300 государственных образований.
Еще 22 государства юридически не являются федерациями, но их государственное устройство включает элементы федерализма. С гео­графической точки зрения, эти квазифедерации могут быть под­разделены на:
• малые островные государства — Антигуа и Барбуда, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея, Соломоновы острова, Вануату—Новые Геб­риды;
• западноевропейские демократические государства с длитель­ными традициями регионализма — Великобритания, Италия, Ис­пания, Нидерланды, Португалия, Финляндия;
• многонациональные страны Азии, Африки с компактно про­живающими меньшинствами — Бирма, Гана, ЮАР, Намибия, Су­дан, Танзания. Эти квазифедерации основаны на соглашениях меж­ду их составными частями, имеющих конституционную силу.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие и форма современного федерализма» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Аудит обслуговуючих підприємств агропромислового комплексу
Організація готівкових грошових розрахунків
Аудиторський висновок та його види
Пароніми


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 924 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП