ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Границы в будущем: линии или зоны?
Другими словами, это означает, что территориальная экс­пансия более не рассматривается как средство увеличения вли­ятельности и мощи государства. Человеческий капитал и ин-новационность экономики — таковы самые важные факторы общественного прогресса, подъема благосостояния населения, а вовсе не обладание месторождениями полезных ископаемых или плодородными сельскохозяйственными землями.
Международное сообщество выработало определенный кодекс поведения на международной арене, не признающий агрессии, интервенции и использования силы в международных отношениях и для защиты прав родственного меньшинства (к большому сожа­лению, его действенность была поставлена в г. под сомнение в ходе кризиса в Косово).
Со времен Великой Французской революции демаркирован­ные на местности границы государств служили также рубежами их законодательного, налогового, административного, экономичес­кого и политического пространства, средством регулирования трансграничных потоков товаров, капиталов и людей. Растущая прозрачность границ, особенно в отношении товарных потоков, свидетельствует о том, что
«тотальные» или «интегральные» закрытые границы стано­вятся «дифференцированными», в разной степени прони­цаемыми для разных потоков, видов и субъектов деятельно­сти.
Государство устанавливает для них разные границы (часто про­ходящие по разным рубежам). Они становятся все более сложно организованным и тонким фильтром, сортирующим трансгранич­ные потоки. В результате разные социальные группы и виды дея­тельности получили «свои» границы и «свои» приграничные зоны. Так, для крупных предприятий таможенные сборы, пограничные формальности и потери времени для оформления грузов не игра­ют заметной роли, тогда как для малых или средних они остаются серьезным препятствием, заставляющим их ориентировать свою деятельность на внутренний или местный рынки. Для бизнеса круп­ных компаний государственные границы не составляют значитель­ных препятствий. Для них границы — просто удобные разделитель­ные линии между этническими, лингвистическими и культурны­ми ареалами.
Государственная граница не является только линией, очерчи­вающей пределы государственной территории и территориальных вод. Развитие транспорта, средств связи и международной торгов­ли порождает появление границ далеко в глубине государственной территории ~ например, вокруг международных аэропортов, вок­руг специальных таможенных и свободных экономических зон.
Границы в Мировом океане представляют собой целую систе­му (границы территориальных вод, экономических зон...). Таким образом, приграничные зоны охватывают не только пространства, прилегающие к границам с соседними государствами.
В целом система границ эволюционирует от единствен­ных рубежных линий — к множеству, от линий — к зонам, от физических границ — к культурным, от непроницаемых барьеров — к линиям взаимодействия.
Таким образом, вдоль границы создается особый тип простран­ства, характеризуемый разной интенсивностью взаимодействия между соседними странами, в том числе интенсивностью транс­граничных потоков.
Пограничное пространство может быть определено как соци­ально-географическая зона вдоль границы или вокруг пункта в глуби­не территории страны, в пределах которой наблюдаются погранич­ные процессы и явления. Эти процессы и явления связаны с интереса­ми соседних стран и взаимодействием между их экономическими, культурными, правовыми и политическими системами (см.: Кудияров, 1996).
Пограничное пространство, или зона, характеризуется протя­женностью (длиной), шириной (глубиной) и насыщенностью (плот­ностью).
Из этого определения следует, что чем дальше от границы и чем сильнее барьерная функция границы, тем, как правило, мень­ше интенсивность пограничных процессов и явлений — насыщен­ность пограничного пространства. Понятно также, что глубина пограничного пространства неодинакова. Поскольку оно форми­руется в результате взаимодействия экономического, культурного и других пространств соседних стран и носит, следовательно, ин­тегральный характер, его рубежи представляют собой результиру­ющую между границами зон взаимодействия «частных» пространств. Иными словами, границы экономических взаимодействий не со­впадают с границами культурных контактов и т.д.
Активизация контактных функций границ привела к появлению четырех их основных типов (табл. 18).
В мире доминируют полупроницаемые границы. Границы соединя­ющего типа сформировались пока только в Северной Америке и Западной Европе, где, по-видимому, скоро возникнут и интегра­ционные границы. Границы между странами СНГ быстро эволюци­онировали от соединяющего типа к полупроницаемому. В СНГ имелась и еще в принципе сохраняется возможность обойти этапы развития границ и приграничных районов, пройденные развиты­ми странами, но нерешенность задач государственного строитель­ства, неотъемлемый элемент которого — создание системы гра­ниц, часто вступает в противоречие с интеграционными тенден­циями, вследствие чего барьерные функции усиливаются.
Парадоксальным образом регионом мира с самыми молодыми
границами еще до распада Чехословакии, Югославии и СССР был Ста-
рый Свет: «Европа — это машина по деланию границ», — писал
Фуше [РоисЬег, 1991]. Если посмотреть на карту, отображающую
все государственные границы, существовавшие в Европе, напри-
мер, с XVI в., то весь запад материка кажется покрытым сплош-
ной паутиной линий. Заключительный Акт Хельсинкского Сове-
щания по безопасности и сотрудничеству, торжественно подпи-
санный руководителями всех европейских государств, а также США
и Канады в 1975 г., вовсе не зафиксировал нерушимых, «вечных»
границ, как тогда предполагалось. Последствия многочисленных
Перекроек европейской политической карты, происходивших вол-
нами — после Первой и Второй мировых войн, после г.,

Идеологическое и политическое проти востояние, национа ллзм как государствен ная политика, иэоля ционизм, территори альные споры и пре тензии

Урегулирование на государственном уровне территориаль­ных конфликтов, на­личие договорной базы отношений, попытки реализовать объектив­ные обшне интересы, связанные с соседст­вом, наряду с сохране­нием груза прошлого,

Закрытость, интенсив­ные военные приго­товления, высекая концентрация войск, пограничные инциден­ты и конфликты

Сохранение повышен­ной милитаризованно­сти и особого режима, частичная и асиммет­ричная проницаемость границы, регулируе­мая системой ограни­чений

Практическое отсутствие каких-либо обменов, зас­той в хозяйстве н его пол-чинен не военным целям, отток коренного населения

Ограниченные взаимодей­ствия генерируются в ос­новном на межгосудар­ственном уровне

Ощущение коренным населением своей особо-сти, прочное сохранение в его памяти конфлик­тов прошлого, чувства нестабильности, часто — широкое распростране­ние ирредентистских и/или сепаратистских настроений; значитель­ные различия между ко­ренным населением и мигрантами, прибываю­щими в целях поддержа­ния особого режима
То же; начало формиро­вания «интернациона­листской» культуры сре­ди слоев, извлекающих выгоду из приграничных контактов'. Нередко вы­двигаются требования к «центру» признать ко­ренное население этно­культурным меньшин­ством и предоставить специальные права
Внутренняя политика по отношению к приграничным пайонам Особое внимание «центра» в связи с во­енными приготовле­ниями в целях пре­дотвращения сепара­тизма и ирредентнз-ш, поддержания особого режима

Господство центра^ лизма и/или отсут­ствие специальной политики; реализа­ция отдельных проек­тов, связанных, как правило, с освоени­ем природных ресур­сов
отягчающего двусто­ронние отношения Стабильные и много­образные союзничес­кие отношения, совме­стное участие в ряде региональных к между-народных организа­ций, формирование и реализация долговре­менных общих интере­сов

Многолетня)) реализация процесса интеграции во всех сферах общественной жизни, передача большей части компетенций государ­ства, на международ­ный уровень
Реализация обшей концепции националь­ной безопасности н военной политики; от­крытая граница с регу­лированием лишь пе­риодически возникаю­щих дисбалансов в от­дельных сферах (им­миграции и др.)

Обшая глобально-ре­гиональная стратегиян военная политика; формирование едино­го политического, во­енного пространства с отсутствием каких-либо пограничных ог­раничений
Экономическая взаимозави­симость, асимметричная в случае значительных разли­чий в уровне развития меж­ду странами; массовые по­токи товаров, капиталов, людей, в том числе фрон-тальеров, развитие эконо­мических контактов, гене­рируемых не только «цент­рами» соседних стран, но и в самих приграничных рай­онах и другими их региона­ми, формирование транс­граничных пространствен­ных систем {агломераций, производственного коопе­рирования и т.п.)
Усиление экономической взаимозависимости, завер­шение формирования еди­ного экономического про­странства
Доминирование «интер­националистской» куль­туры; укрепление среди ее носителей способнос­ти бесконфликтно суще­ствовать в нескольких «культурных мирах» — национально-государ­ственной и своей этни­ческой культуры, иност­ранных культур и специ­фической культуры при­граничного региона

Усиление «интернацио­налистской» культуры и дуализм между ее носи­телями и остальной час­тью населения; преодо­ление национально-культурных предубежде­ний и стереотипов, се­паратизма и ирредентаз-ма среди всех слоев на­селения
Специальная политика на уровне государств, а также на основе дву­сторонних соглашений и в рамках междуна­родных организаций

Специальная политика стимулирования зон контакта между культу­рами к инновации; формирование специ­альных органов регули­рования, а затем и управления трансгра­ничными районами и делегирование ям час­ти полномочий; фор­мирование собствен­ной налоговой базы н бюджета

сильно сказываются в хозяйственных и политических ландшафтах практически всех европейских стран.
Территории и политические Неотъемлемым элементом систе-
граннцы, не контролируемые мы политических границ в совре-с>верейными государствами менном мире стали внутренние,
существующие де-факто полити­ческие рубежи между неконтролируемыми суверенными государ­ствами территориями (НТ) и остальной частью суверенных госу­дарств.
На привычных всем нам политических картах каждое государ­ство окрашено определенным цветом: Франция по традиции — розовым, Великобритания — зеленым, Германия — коричневым и т.д. Но порой границы на этих картах обманчивы: в начале 1990-х годов 27 государств не контролировали полностью свою террито­рию, из них 14 — хронически, на протяжении десятилетий. В их числе — Либерия, Сомали, Судан, Мьянма, Афганистан и мно­гие другие. Похоже, что существование непризнанных государств (или НТ) стало неотъемлемым элементом мирового геополити­ческого порядка. В 1945—1990 гг. в 4] стране мира были развязаны гражданские войны. При этом в 15 странах часть территории была оккупирована иностранными вооруженными формированиями. Хотя в 1989—1996 гг. число текущих вооруженных конфликтов не­сколько сократилось, в 1996 г. в 24 странах велось 27 войн. В резуль­тате через всю Евразию — от бывшей Югославии до Гималаев — протянулся целый архипелаг территорий, официально находящихся под юрисдикцией какой-либо страны, но на самом деле полнос­тью управляемых собственными властями или же лидерами парти­занских армий, полевыми командирами, наркобаронами и мест­ными вождями. Многие никем не признанные республики суще­ствуют десятилетиями.
Конкретными причинами возникновения НТ чаще всего были острый национальный конфликт (например, на Кипре) и граж­данская война, в которую нередко вовлекаются иностранные дер­жавы. Со временем все большую роль в их существовании начина­ют играть экономические интересы местных лидеров.
Источники существования НТ разные: иногда это примитивное потребительское сельское хозяйство, но чаше — криминальная эко­номика: производство и торговля наркотиками, контрабанда, пере­продажа оружия, отмывание денег («Золотой треугольник» в Азии, часть Колумбии, контролируемая Медельинским наркокартелем).
По мнению российского экономиста А. И. Неклессы, для ряда НТ характерна деградирующая трофейная экономика, основанная на проедании ресурсов, доставшихся от предшествующих эпох и до­бываемых в результате нападения на соседей. Для социальной орга­низации этих территорий часто свойствен возврат к архаическим, клановым формам, иррациональное, агрессивное поведение це­лых социальных групп [Неклесса, 1995]. Неконтролируемые терри­тории можно найти в гетто крупнейших городов мира, куда не отваживается заглядывать даже полиция.
Неудивительно, что неконтролируемые территории втянуты в длительные международные конфликты, один из источников кото­рых — их неурегулированный политический статус. Яркий пример непризнанного государства — Турецкая Республика Северного Кипра, созданная в ходе турецкой агрессии в 1974 г. и существую­щая в основном благодаря массированному турецкому военному присутствию. Турция — единственная страна, признавшая Север­ный Кипр.
Неконтролируемые территории можно разделить на несколько типов.
Квазигосударства, обладающие всеми атрибутами нормаль­ного государства, власти которых полностью контролируют свою территорию. Это, например, Приднестровская Молдавская Рес­публика, Абхазия, Нагорный Карабах, Турецкая Республика Се­верного Кипра. Многие квазигосударства уделяют большое внима­ние государственному строительству и, в частности, созданию своей особой необходимой для легитимации их террито­рии и Квазигосударства стремятся к полному международ­ному признанию и вступлению в ООН, обычно обосновывая свои требования этнокультурной спецификой населения, правом наро­дов на самоопределение, относительной экономической самосто­ятельностью, длительностью существования де-факто в нынеш­них границах.
Неконтролируемые территории, представляющие собой мо­заику районов с неустойчивыми границами, находящихся под конт­ролем местных князьков — крупных земельных собственников, полевых командиров, криминальных лидеров и т.п. Если у них в течение какого-то времени есть общие интересы, эти лидеры мо­гут сотрудничать между собой, но могут и вести войну всех про­тив всех. Примеры таких геополитических «черных дыр* — Гарм, Северный Афганистан, северные районы Камбоджи, юг
Судана, юг Анголы, Сьерра-Леоне, значительная часть Колум­бии и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Границы в будущем: линии или зоны?» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
КРИТЕРІЇ ПРИЙНЯТТЯ ФІНАНСОВИХ РІШЕНЬ
Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Держава як суб’єкт інвестування


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 885 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП