Другими словами, это означает, что территориальная экспансия более не рассматривается как средство увеличения влиятельности и мощи государства. Человеческий капитал и ин-новационность экономики — таковы самые важные факторы общественного прогресса, подъема благосостояния населения, а вовсе не обладание месторождениями полезных ископаемых или плодородными сельскохозяйственными землями. Международное сообщество выработало определенный кодекс поведения на международной арене, не признающий агрессии, интервенции и использования силы в международных отношениях и для защиты прав родственного меньшинства (к большому сожалению, его действенность была поставлена в г. под сомнение в ходе кризиса в Косово). Со времен Великой Французской революции демаркированные на местности границы государств служили также рубежами их законодательного, налогового, административного, экономического и политического пространства, средством регулирования трансграничных потоков товаров, капиталов и людей. Растущая прозрачность границ, особенно в отношении товарных потоков, свидетельствует о том, что «тотальные» или «интегральные» закрытые границы становятся «дифференцированными», в разной степени проницаемыми для разных потоков, видов и субъектов деятельности. Государство устанавливает для них разные границы (часто проходящие по разным рубежам). Они становятся все более сложно организованным и тонким фильтром, сортирующим трансграничные потоки. В результате разные социальные группы и виды деятельности получили «свои» границы и «свои» приграничные зоны. Так, для крупных предприятий таможенные сборы, пограничные формальности и потери времени для оформления грузов не играют заметной роли, тогда как для малых или средних они остаются серьезным препятствием, заставляющим их ориентировать свою деятельность на внутренний или местный рынки. Для бизнеса крупных компаний государственные границы не составляют значительных препятствий. Для них границы — просто удобные разделительные линии между этническими, лингвистическими и культурными ареалами. Государственная граница не является только линией, очерчивающей пределы государственной территории и территориальных вод. Развитие транспорта, средств связи и международной торговли порождает появление границ далеко в глубине государственной территории ~ например, вокруг международных аэропортов, вокруг специальных таможенных и свободных экономических зон. Границы в Мировом океане представляют собой целую систему (границы территориальных вод, экономических зон...). Таким образом, приграничные зоны охватывают не только пространства, прилегающие к границам с соседними государствами. В целом система границ эволюционирует от единственных рубежных линий — к множеству, от линий — к зонам, от физических границ — к культурным, от непроницаемых барьеров — к линиям взаимодействия. Таким образом, вдоль границы создается особый тип пространства, характеризуемый разной интенсивностью взаимодействия между соседними странами, в том числе интенсивностью трансграничных потоков. Пограничное пространство может быть определено как социально-географическая зона вдоль границы или вокруг пункта в глубине территории страны, в пределах которой наблюдаются пограничные процессы и явления. Эти процессы и явления связаны с интересами соседних стран и взаимодействием между их экономическими, культурными, правовыми и политическими системами (см.: Кудияров, 1996). Пограничное пространство, или зона, характеризуется протяженностью (длиной), шириной (глубиной) и насыщенностью (плотностью). Из этого определения следует, что чем дальше от границы и чем сильнее барьерная функция границы, тем, как правило, меньше интенсивность пограничных процессов и явлений — насыщенность пограничного пространства. Понятно также, что глубина пограничного пространства неодинакова. Поскольку оно формируется в результате взаимодействия экономического, культурного и других пространств соседних стран и носит, следовательно, интегральный характер, его рубежи представляют собой результирующую между границами зон взаимодействия «частных» пространств. Иными словами, границы экономических взаимодействий не совпадают с границами культурных контактов и т.д. Активизация контактных функций границ привела к появлению четырех их основных типов (табл. 18). В мире доминируют полупроницаемые границы. Границы соединяющего типа сформировались пока только в Северной Америке и Западной Европе, где, по-видимому, скоро возникнут и интеграционные границы. Границы между странами СНГ быстро эволюционировали от соединяющего типа к полупроницаемому. В СНГ имелась и еще в принципе сохраняется возможность обойти этапы развития границ и приграничных районов, пройденные развитыми странами, но нерешенность задач государственного строительства, неотъемлемый элемент которого — создание системы границ, часто вступает в противоречие с интеграционными тенденциями, вследствие чего барьерные функции усиливаются. Парадоксальным образом регионом мира с самыми молодыми границами еще до распада Чехословакии, Югославии и СССР был Ста- рый Свет: «Европа — это машина по деланию границ», — писал Фуше [РоисЬег, 1991]. Если посмотреть на карту, отображающую все государственные границы, существовавшие в Европе, напри- мер, с XVI в., то весь запад материка кажется покрытым сплош- ной паутиной линий. Заключительный Акт Хельсинкского Сове- щания по безопасности и сотрудничеству, торжественно подпи- санный руководителями всех европейских государств, а также США и Канады в 1975 г., вовсе не зафиксировал нерушимых, «вечных» границ, как тогда предполагалось. Последствия многочисленных Перекроек европейской политической карты, происходивших вол- нами — после Первой и Второй мировых войн, после г.,
Идеологическое и политическое проти востояние, национа ллзм как государствен ная политика, иэоля ционизм, территори альные споры и пре тензии
Урегулирование на государственном уровне территориальных конфликтов, наличие договорной базы отношений, попытки реализовать объективные обшне интересы, связанные с соседством, наряду с сохранением груза прошлого,
Закрытость, интенсивные военные приготовления, высекая концентрация войск, пограничные инциденты и конфликты
Сохранение повышенной милитаризованности и особого режима, частичная и асимметричная проницаемость границы, регулируемая системой ограничений
Практическое отсутствие каких-либо обменов, застой в хозяйстве н его пол-чинен не военным целям, отток коренного населения
Ограниченные взаимодействия генерируются в основном на межгосударственном уровне
Ощущение коренным населением своей особо-сти, прочное сохранение в его памяти конфликтов прошлого, чувства нестабильности, часто — широкое распространение ирредентистских и/или сепаратистских настроений; значительные различия между коренным населением и мигрантами, прибывающими в целях поддержания особого режима То же; начало формирования «интернационалистской» культуры среди слоев, извлекающих выгоду из приграничных контактов'. Нередко выдвигаются требования к «центру» признать коренное население этнокультурным меньшинством и предоставить специальные права Внутренняя политика по отношению к приграничным пайонам Особое внимание «центра» в связи с военными приготовлениями в целях предотвращения сепаратизма и ирредентнз-ш, поддержания особого режима
Господство центра^ лизма и/или отсутствие специальной политики; реализация отдельных проектов, связанных, как правило, с освоением природных ресурсов отягчающего двусторонние отношения Стабильные и многообразные союзнические отношения, совместное участие в ряде региональных к между-народных организаций, формирование и реализация долговременных общих интересов
Многолетня)) реализация процесса интеграции во всех сферах общественной жизни, передача большей части компетенций государства, на международный уровень Реализация обшей концепции национальной безопасности н военной политики; открытая граница с регулированием лишь периодически возникающих дисбалансов в отдельных сферах (иммиграции и др.)
Обшая глобально-региональная стратегиян военная политика; формирование единого политического, военного пространства с отсутствием каких-либо пограничных ограничений Экономическая взаимозависимость, асимметричная в случае значительных различий в уровне развития между странами; массовые потоки товаров, капиталов, людей, в том числе фрон-тальеров, развитие экономических контактов, генерируемых не только «центрами» соседних стран, но и в самих приграничных районах и другими их регионами, формирование трансграничных пространственных систем {агломераций, производственного кооперирования и т.п.) Усиление экономической взаимозависимости, завершение формирования единого экономического пространства Доминирование «интернационалистской» культуры; укрепление среди ее носителей способности бесконфликтно существовать в нескольких «культурных мирах» — национально-государственной и своей этнической культуры, иностранных культур и специфической культуры приграничного региона
Усиление «интернационалистской» культуры и дуализм между ее носителями и остальной частью населения; преодоление национально-культурных предубеждений и стереотипов, сепаратизма и ирредентаз-ма среди всех слоев населения Специальная политика на уровне государств, а также на основе двусторонних соглашений и в рамках международных организаций
Специальная политика стимулирования зон контакта между культурами к инновации; формирование специальных органов регулирования, а затем и управления трансграничными районами и делегирование ям части полномочий; формирование собственной налоговой базы н бюджета
сильно сказываются в хозяйственных и политических ландшафтах практически всех европейских стран. Территории и политические Неотъемлемым элементом систе- граннцы, не контролируемые мы политических границ в совре-с>верейными государствами менном мире стали внутренние, существующие де-факто политические рубежи между неконтролируемыми суверенными государствами территориями (НТ) и остальной частью суверенных государств. На привычных всем нам политических картах каждое государство окрашено определенным цветом: Франция по традиции — розовым, Великобритания — зеленым, Германия — коричневым и т.д. Но порой границы на этих картах обманчивы: в начале 1990-х годов 27 государств не контролировали полностью свою территорию, из них 14 — хронически, на протяжении десятилетий. В их числе — Либерия, Сомали, Судан, Мьянма, Афганистан и многие другие. Похоже, что существование непризнанных государств (или НТ) стало неотъемлемым элементом мирового геополитического порядка. В 1945—1990 гг. в 4] стране мира были развязаны гражданские войны. При этом в 15 странах часть территории была оккупирована иностранными вооруженными формированиями. Хотя в 1989—1996 гг. число текущих вооруженных конфликтов несколько сократилось, в 1996 г. в 24 странах велось 27 войн. В результате через всю Евразию — от бывшей Югославии до Гималаев — протянулся целый архипелаг территорий, официально находящихся под юрисдикцией какой-либо страны, но на самом деле полностью управляемых собственными властями или же лидерами партизанских армий, полевыми командирами, наркобаронами и местными вождями. Многие никем не признанные республики существуют десятилетиями. Конкретными причинами возникновения НТ чаще всего были острый национальный конфликт (например, на Кипре) и гражданская война, в которую нередко вовлекаются иностранные державы. Со временем все большую роль в их существовании начинают играть экономические интересы местных лидеров. Источники существования НТ разные: иногда это примитивное потребительское сельское хозяйство, но чаше — криминальная экономика: производство и торговля наркотиками, контрабанда, перепродажа оружия, отмывание денег («Золотой треугольник» в Азии, часть Колумбии, контролируемая Медельинским наркокартелем). По мнению российского экономиста А. И. Неклессы, для ряда НТ характерна деградирующая трофейная экономика, основанная на проедании ресурсов, доставшихся от предшествующих эпох и добываемых в результате нападения на соседей. Для социальной организации этих территорий часто свойствен возврат к архаическим, клановым формам, иррациональное, агрессивное поведение целых социальных групп [Неклесса, 1995]. Неконтролируемые территории можно найти в гетто крупнейших городов мира, куда не отваживается заглядывать даже полиция. Неудивительно, что неконтролируемые территории втянуты в длительные международные конфликты, один из источников которых — их неурегулированный политический статус. Яркий пример непризнанного государства — Турецкая Республика Северного Кипра, созданная в ходе турецкой агрессии в 1974 г. и существующая в основном благодаря массированному турецкому военному присутствию. Турция — единственная страна, признавшая Северный Кипр. Неконтролируемые территории можно разделить на несколько типов. Квазигосударства, обладающие всеми атрибутами нормального государства, власти которых полностью контролируют свою территорию. Это, например, Приднестровская Молдавская Республика, Абхазия, Нагорный Карабах, Турецкая Республика Северного Кипра. Многие квазигосударства уделяют большое внимание государственному строительству и, в частности, созданию своей особой необходимой для легитимации их территории и Квазигосударства стремятся к полному международному признанию и вступлению в ООН, обычно обосновывая свои требования этнокультурной спецификой населения, правом народов на самоопределение, относительной экономической самостоятельностью, длительностью существования де-факто в нынешних границах. Неконтролируемые территории, представляющие собой мозаику районов с неустойчивыми границами, находящихся под контролем местных князьков — крупных земельных собственников, полевых командиров, криминальных лидеров и т.п. Если у них в течение какого-то времени есть общие интересы, эти лидеры могут сотрудничать между собой, но могут и вести войну всех против всех. Примеры таких геополитических «черных дыр* — Гарм, Северный Афганистан, северные районы Камбоджи, юг Судана, юг Анголы, Сьерра-Леоне, значительная часть Колумбии и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Границы в будущем: линии или зоны?» з дисципліни «Геополітика та політична географія»