Опыт развития трансграничных районов в западноевропейских странах
Под трансграничным районом обычно понимается охватывающая части территорий двух или нескольких соседних стран социально-экономическая система, характеризующаяся определенным единством природной первоосновы и/или расселения, трудовых и культурно-бытовых связей населения, хозяйства, инфраструктуры, нередко также исторических, этнических и культурных традиций В настоящее время в ЕС официально выделяются трансграничные районы Льеж — Хассельт — Маастрихт — Аахен (Бельгия, Нидерланды, ФРГ), Твенте — Восточный Гельдерланд — Вест-мюнстерланд (Нидерланды — ФРГ), Лондондерри — Донегал (Ирландия, Великобритания), Саар — Северный Люксембург — Северная Лотарингия (ФРГ — Люксембург — Франция), Долларт — Эмс (Нидерланды — ФРГ) и др. Одни из наиболее развитых трансграничных районов в мире — Женевский и Базельский, и именно их опыт в значительной мере положен в основу недавно принятых документов ЕС и Совета Европы. Формирование Базелъского трансграничного района связано с ис- торией города и его географическим Длительное время рост Базеля в южном направлении сдерживали склоны Юры, в се- верном и западном — границы Швейцарии. В послевоенный период быстрое промышленное развитие и либерализация таможенного ре- жима способствовали расширению агломерации, в том числе и за пределы национальной территории. Ныне Базельский район (общая численность населения свыше 500 тыс. человек) включает 5 швей- царских коммун, 5 французских и 13 германских. Развитию Женевского трансграничного района способствует морфология границ Швейцарии. Кантон Женева вошел в состав конфе-в г. До этого Женевская республика была отрезана от своих швейцарских союзников участком территории Франции, однако с тех пор образовавшийся на ее основе кантон связан с основной частью страны узким, шириной на отдельных участках всего км коридором Версуа. Граница кантона Женева с Францией составляет более 102 км, с другими кантонами — всего 4. Трансграничные связи Женевы асимметричны: в кантон прибывает ежедневно несколько тысяч фронтальеров6 из Франции. Частично соседние коммуны Франции превратились в спальные районы, а их сельское хозяйство ориентировано на обслуживание богатой Женевы. Женевский трансграничный район включает пять кантонов Швейцарии, семь департаментов Франции и итальянскую область Валле-д'Аоста. Под приграничным сотрудничеством в Западной Европе понимается совместное решение хозяйственных и иных проблем местными органами власти соседних районов на основе напрямую заключаемых между ними соглашений. Его история насчитыгвает уже около 40 лет. Еще в 1963 г. в Базельском трансграничном регионе образованы Рабочая группа и Комитет по содействию ей, сфера деятельности которых распространяется на 1109 коммун во всех трех соседних странах. В Женевском регионе действует региональная комиссия по трансграничному сотрудничеству, решившая, в частности, трудные вопросы налогообложения фронтальеров и перераспределения части выплачиваемых ими налогов в Швейцарии в пользу соседних французских департаментов Эн и Верхняя Савойя. Кантон Женева, французский район Рона-Альпы и власти г. Лиона согласовывают свою экономическую и социальную политику, совместно регулируют землепользование. В формировании международно-правовой инфраструктуры при- граничного сотрудничества, соответствующейдостигнутомууровЗ! ню европейской интеграции, выделяется три этапа. 3' Первый этап начался с создания в 1969 г. Европейской Ассоциации трансграничных районов (ЕАТГ), что положило начало координации деятельности властей этих районов, способствовало осознанию их особых интересов и официальному их признанию органами ЕС. этап наступил в результате подписания в г. в Мадриде странами—членами Совета Европы Рамочной конвенции по трансграничному сотрудничеству территориальных коллективов. Конвенция, в частности, установила, что заинтресованные страны могут подписывать соглашения, регулирующие рамки и формы, в которых могут сотрудничать местные власти приграничных районов. В 1984 г. в соответствии с этой конвенцией пересмотрен статус ЕАТГ.
'Фронтальерами называют людей, совершающих ежедневные трудовые поездки (от дома к месту работы и обратно) через границу. Отсчет третьего этапа развития приграничного чества можно вести с принятия в 1985 г. Европейской хартии местного самоуправления и в 1986 г. — Хартии Сообщества по регионализации, нашедших отражение в реформе Европейских структурных фондов с января 1989 г., предусматривавшей специальные меры по развитию трансграничных районов. В том же году в Декларации о приграничном сотрудничестве в Европе Совет Европы заявил об особом приоритете их развития и необходимости скорейшей разработки его программ, охватывающих различные аспекты экономической, социальной и культурной жизни на уровне регионов и низовых административных единиц и при участии не только местных властей, но и других юридических лиц, а также специального раздела международного права. В 1990 г. были приняты региональные программы РМТЕККЕО, касавшиеся также и трансграничных регионов и составившие отчасти юридические рамки для деятельности созданных в них институтов. Региональные и местные власти стран, подписавших указанные документы, имеют право напрямую заключать соглашения с местными властями соседних стран, касающиеся информации друг друга о своей деятельности (первый шаг), взаимодействия в области экономики, охраны среды, инфраструктуры, в социальной сфере, но особенно — в территориальном планировании и регулировании землепользования. Принятие названных документов подвело итог важней- шему в новейшей истории Европы периоду глубокой струк- турной перестройки и интернационализации мирового хо- зяйства после кризиса 1973-1974 гг., который привел к ко- ренным изменениям функций регионов в хозяйственном и культурном пространстве развитых стран. Более глубокое разделение труда и специализация одних районов на сложных управленческих функциях и НИОКР, с одной стороны, и исполнительских, производственных — с другой, открытие границ для свободного передвижения товаров, капиталов и людей вызвали усиление конкуренции между районами за привлечение инвесторов, что, наряду с социально-политическими причинами, потребовало передачи им новых полномочий, более четкого разделения компетенций между центральными и региональными властями. Районы, расположенные по обе стороны границ, получили возможность сообща использовать свой потенциал и преимущества нового географического положения в едином экономическом пространстве ЕС, что и было предусмотрено в Хартии Сообщества по регионализации и в других документах. Для этого были необходимы новые формы территориально-политической организации, возрождения старой или формирования новой идентичности жителей трансграничных районов. Институциональная организация таких районов, по мысли их идеологов, должна быть гибкой, соответствовать степени реальной интеграции и конкретным ситуациям. Цель политики Совета Европы и ЕС в отношении приграничья — способствовать дальнейшему его превращению из периферийных районов с неблагоприятным положением в границах государственных территорий в связующие элементы хозяйства объединенной Европы и двигатель ее интеграции, реализации этнокультурной идентичности жителей многих трансграничных районов, «задавленной» национальными государствами. Западноевропейские страны по-разному отнеслись к названным документам. Рамочную конвенцию ратифицировало большинство стран—членов Совета Европы. Некоторые из них, в первую очередь Германия с ее федеративным государственным устройством, попытались как можно полнее реализовать их, воспользоваться преимуществами, которые она получает благодаря положительному балансу трансграничных трудовых поездок. Более того, принципы этих документов применяются германскими землями и крайзами, граничащими не только со странами ЕС, но и Польшей и Чешской Республикой. Документы о приграничном сотрудничестве с местными властями этих стран были подписаны землями Саксония и Бавария, причем за основу был взят опыт сотрудничества земель Северный Рейн-Вестфа-лия и Нижняя Саксония с провинциями Нидерландов. Однако некоторые страны подписали конвенцию с существенными оговорками, в том числе Испания и Франция. Это не мешает их приграничным регионам и коммунам успешно развивать приграничное сотрудничество, действуя на неформальной основе, иногда на основе частного права. Остается острой проблема юридического непризнания совместно созданных органов трансграничных регионов национальными законодательствами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт развития трансграничных районов в западноевропейских странах» з дисципліни «Геополітика та політична географія»