ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Опыт развития трансграничных районов в западноевропейских странах
Под трансграничным районом обычно понимается охватываю­щая части территорий двух или нескольких соседних стран социаль­но-экономическая система, характеризующаяся определенным един­ством природной первоосновы и/или расселения, трудовых и куль­турно-бытовых связей населения, хозяйства, инфраструктуры, нередко также исторических, этнических и культурных традиций
В настоящее время в ЕС официально выделяются трансгранич­ные районы Льеж — Хассельт — Маастрихт — Аахен (Бельгия, Нидерланды, ФРГ), Твенте — Восточный Гельдерланд — Вест-мюнстерланд (Нидерланды — ФРГ), Лондондерри — Донегал (Ирландия, Великобритания), Саар — Северный Люксембург — Северная Лотарингия (ФРГ — Люксембург — Франция), Долларт — Эмс (Нидерланды — ФРГ) и др.
Одни из наиболее развитых трансграничных районов в мире — Женевский и Базельский, и именно их опыт в значительной мере положен в основу недавно принятых документов ЕС и Совета Ев­ропы.
Формирование Базелъского трансграничного района связано с ис-
торией города и его географическим Длительное время
рост Базеля в южном направлении сдерживали склоны Юры, в се-
верном и западном — границы Швейцарии. В послевоенный период
быстрое промышленное развитие и либерализация таможенного ре-
жима способствовали расширению агломерации, в том числе и за
пределы национальной территории. Ныне Базельский район (общая
численность населения свыше 500 тыс. человек) включает 5 швей-
царских коммун, 5 французских и 13 германских.
Развитию Женевского трансграничного района способствует мор­фология границ Швейцарии. Кантон Женева вошел в состав конфе-в г. До этого Женевская республика была отрезана от своих швейцарских союзников участком территории Франции, од­нако с тех пор образовавшийся на ее основе кантон связан с основ­ной частью страны узким, шириной на отдельных участках всего км коридором Версуа. Граница кантона Женева с Францией состав­ляет более 102 км, с другими кантонами — всего 4. Трансграничные связи Женевы асимметричны: в кантон прибывает ежедневно не­сколько тысяч фронтальеров6 из Франции. Частично соседние ком­муны Франции превратились в спальные районы, а их сельское хо­зяйство ориентировано на обслуживание богатой Женевы. Женевс­кий трансграничный район включает пять кантонов Швейцарии, семь департаментов Франции и итальянскую область Валле-д'Аоста.
Под приграничным сотрудничеством в Западной Европе понима­ется совместное решение хозяйственных и иных проблем местными органами власти соседних районов на основе напрямую заключаемых между ними соглашений. Его история насчитыгвает уже около 40 лет. Еще в 1963 г. в Базельском трансграничном регионе образованы Рабочая группа и Комитет по содействию ей, сфера деятельности которых распространяется на 1109 коммун во всех трех соседних странах. В Женевском регионе действует региональная комиссия по трансграничному сотрудничеству, решившая, в частности, труд­ные вопросы налогообложения фронтальеров и перераспределе­ния части выплачиваемых ими налогов в Швейцарии в пользу со­седних французских департаментов Эн и Верхняя Савойя. Кантон Женева, французский район Рона-Альпы и власти г. Лиона согла­совывают свою экономическую и социальную политику, совмест­но регулируют землепользование.
В формировании международно-правовой инфраструктуры при-
граничного сотрудничества, соответствующейдостигнутомууровЗ!
ню европейской интеграции, выделяется три этапа. 3'
Первый этап начался с создания в 1969 г. Европейской Ас­социации трансграничных районов (ЕАТГ), что положило начало координации деятельности властей этих районов, способствовало осознанию их особых интересов и официальному их признанию органами ЕС.
этап наступил в результате подписания в г. в Мадриде странами—членами Совета Европы Рамочной конвен­ции по трансграничному сотрудничеству территориальных коллек­тивов. Конвенция, в частности, установила, что заинтресованные страны могут подписывать соглашения, регулирующие рамки и формы, в которых могут сотрудничать местные власти пригранич­ных районов. В 1984 г. в соответствии с этой конвенцией пересмот­рен статус ЕАТГ.

'Фронтальерами называют людей, совершающих ежедневные трудовые поездки (от дома к месту работы и обратно) через границу.
Отсчет третьего этапа развития приграничного чества можно вести с принятия в 1985 г. Европейской хартии мес­тного самоуправления и в 1986 г. — Хартии Сообщества по регио­нализации, нашедших отражение в реформе Европейских струк­турных фондов с января 1989 г., предусматривавшей специальные меры по развитию трансграничных районов.
В том же году в Декларации о приграничном сотрудничестве в Европе Совет Европы заявил об особом приоритете их развития и необходимости скорейшей разработки его программ, охватывающих различные аспекты экономической, социальной и культурной жиз­ни на уровне регионов и низовых административных единиц и при участии не только местных властей, но и других юридических лиц, а также специального раздела международного права. В 1990 г. были приняты региональные программы РМТЕККЕО, касавшиеся также и трансграничных регионов и составившие отчасти юридические рамки для деятельности созданных в них институтов.
Региональные и местные власти стран, подписавших указан­ные документы, имеют право напрямую заключать соглашения с местными властями соседних стран, касающиеся информации друг друга о своей деятельности (первый шаг), взаимодействия в обла­сти экономики, охраны среды, инфраструктуры, в социальной сфере, но особенно — в территориальном планировании и регу­лировании землепользования.
Принятие названных документов подвело итог важней-
шему в новейшей истории Европы периоду глубокой струк-
турной перестройки и интернационализации мирового хо-
зяйства после кризиса 1973-1974 гг., который привел к ко-
ренным изменениям функций регионов в хозяйственном и
культурном пространстве развитых стран.
Более глубокое разделение труда и специализация одних райо­нов на сложных управленческих функциях и НИОКР, с одной стороны, и исполнительских, производственных — с другой, от­крытие границ для свободного передвижения товаров, капиталов и людей вызвали усиление конкуренции между районами за при­влечение инвесторов, что, наряду с социально-политическими причинами, потребовало передачи им новых полномочий, более четкого разделения компетенций между центральными и регио­нальными властями. Районы, расположенные по обе стороны гра­ниц, получили возможность сообща использовать свой потенциал и преимущества нового географического положения в едином эко­номическом пространстве ЕС, что и было предусмотрено в Хар­тии Сообщества по регионализации и в других документах.
Для этого были необходимы новые формы территориально-политической организации, возрождения старой или формирова­ния новой идентичности жителей трансграничных районов. Ин­ституциональная организация таких районов, по мысли их идео­логов, должна быть гибкой, соответствовать степени реальной интеграции и конкретным ситуациям.
Цель политики Совета Европы и ЕС в отношении при­граничья — способствовать дальнейшему его превращению из периферийных районов с неблагоприятным положением в границах государственных территорий в связующие эле­менты хозяйства объединенной Европы и двигатель ее ин­теграции, реализации этнокультурной идентичности жите­лей многих трансграничных районов, «задавленной» нацио­нальными государствами.
Западноевропейские страны по-разному отнеслись к назван­ным документам. Рамочную конвенцию ратифицировало большин­ство стран—членов Совета Европы. Некоторые из них, в первую очередь Германия с ее федеративным государственным устрой­ством, попытались как можно полнее реализовать их, воспользо­ваться преимуществами, которые она получает благодаря положи­тельному балансу трансграничных трудовых поездок. Более того, принципы этих документов применяются германскими землями и крайзами, граничащими не только со странами ЕС, но и Польшей и Чешской Республикой. Документы о приграничном сотрудниче­стве с местными властями этих стран были подписаны землями
Саксония и Бавария, причем за осно­ву был взят опыт сотрудничества земель Северный Рейн-Вестфа-лия и Нижняя Саксония с провинциями Нидерландов.
Однако некоторые страны подписали конвенцию с существен­ными оговорками, в том числе Испания и Франция. Это не меша­ет их приграничным регионам и коммунам успешно развивать при­граничное сотрудничество, действуя на неформальной основе, иногда на основе частного права. Остается острой проблема юри­дического непризнания совместно созданных органов трансгранич­ных регионов национальными законодательствами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт развития трансграничных районов в западноевропейских странах» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
Аналізатори протоколів
Функціональні учасники інвестиційного процесу
Чиста теперішня вартість


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 1303 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП