Проблемы ггоиграничных регионов и пограничная ничных регионов
Для оживления предприятий в приграничной зоне существует целый ряд средств: освобождение от ввозных и вывозных пошлин, НДС, акцизных и других сборов; определение перечня продукции, вывоз которой в пределах местных квот возможен без пошлин и на основе местных лицензий; облегчение создания совместных предприятий и финансово-промышленных групп; упрощение таможенного оформления грузов, переправляемых в соответствии с договорами, заключенными между предприятиями приграничных районов двух стран; создание гарантированных условий трансграничных взаиморасчетов и взаимозачетов, отсутствие препятствий для финансовых потоков, для чего можно учреждать специальные совместные банки, и др. Гуманитарные интересы заключаются, во-первых, в облегчении режима пересечения границы для жителей приграничных территорий. Этого добиться легче, поскольку такая практика широко распространена во многих странах и регионах. Укреплению взаимного доверия и добрососедства способствует совместный пограничный и таможенный контроль. для жителей районов по обе стороны границы важно обеспечить равные права в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. Иными словами, если в больнице приграничного поселка, допустим, нет специализированного кардиологического отделения, то гражданин должен быть уверен, что его примут в таком отделении, расположенном неподалеку, но по другую сторону границы, и т.п. администрации приграничных регионов добиваются освобождения своих жителей от применения к ним норм и квот на перемещение через границу продуктов, произведенных в личных хозяйствах, на провоз личного имущества и нетоварных партий грузов. В-четвертых, в условиях проницаемых границ важное место в контактах соседних областей занимает сотрудничество правоохранительных органов. Преступники не будут ждать, пока местные прокуратуры направят в свои столицы запрос на привлечение к их задержанию соответствующих органов соседней страны. О том, какие сложные проблемы встали перед службами, контроли- рующими трансграничные потоки, можно судить по данным Таможен- ного комитета о российско-украинской границе в середине годов. Таможенные пункты там уже тогда существовали или оборудовались прак- тически на всех дорогах с твердым покрытием и действовали на магист- ральных железнодорожных Однако помимо 35 основных дорог, где обустроены комплексные пункты (пограничная, тамо- женная и другие службы), насчитывалось около 400 объездных путей, делавших российско-украинскую границу действительно «прозрачной» от таможенного контроля: на брянском направлении — до 120, белго- родском — 80, ростовском — до 200. Ведь каждый приграничный насе- ленный пункт России связан с украинскими поселениями грунтовыми дорогами. По этим дорогам, по подсчетам специалистов, бесконтрольно пересекали границу до 75% транспортных средств, вывозивших матери- альные ценности. С тех пор пограничные службы обеих сторон предпри- няли дополнительные меры по усилению контроля границы — вдоль нее патрулируют мобильные группы и т.п. Однако все полевые дороги пере- крыть трудно. Узкая полоса районов и поселений, непосредственно прилегающих к границе, особенно сильно пострадала от превращения внутренней поли- тико-административной границы в государственную. Едва ли не класси- ческим примером трудностей, с которыми сталкивается новое пограни- чье, стали районные центры (север Ростовской области) и Меловое область) с населением соответственно тыс. и 6 тыс. человек. Эти поселки практически срослись — их разделяет только линия железной дороги (примечательно, что вокзал находится на российской стороне, а грузовые склады на украинской). К производственным проблемам этих поселков можно отнести разме- щение отдельных подразделений и целых предприятий на территории со- седней страны. В значительной мере отсюда проистекали таможенные ности — например, с завозом скота на комби- нат, который принадлежит России, но оказался разрезан на две части границей. Одной из острейших стала проблема обмена трудовыми ресурсами между приграничными районами, когда люди жили по одну, а работали по другую сторону границы. Злободневны и социально-бытовые проблемы, связанные с границей, — совместное использование коммунально-бытовой и социальной инфраструктуры (источников водоснабжения, больниц, школ и пр.), которая не всегда «задублирована» с той и другой стороны. О значении барьерной функции государственной границы говорит простой пример: телефонный звонок из Черткова в Меловое стоит в шесть раз больше, чем в пределах Черткова. Разумеется, со временем многие проблемы решаются, но местные бюджеты на это явно не рассчитаны. В целом не вызывает сомнения, что региональные и центральные власти должны оказать приграничным районам помощь в адаптации к их новому геополитическому положению и что они должны располагать специальным льготным режимом. Только как определить на практике глубину пограничного пространства?Должен ли льготный режим распространяться только на жителей пятикилометровой приграничной полосы, установленной в законе об охране государственной границы? Или же охватывать приграничные административные районы? Или, того больше, целиком субъекты федерации? Очевидно, что последний вариант нереален: российские края и области — огромные и разнообразные территории, которые нельзя целиком отнести к приграничным. Решение этой проблемы — одна из основ пограничной политики. Вряд ли возможно учесть все извивы границ или найти исчерпывающий компромисс между интересами различных субъектов и разных видов деятельности. Для поиска оптимальных управленческих решений и разработки законодательных актов нужна объективная информация, отражающая всю сложность реальной картины. Такую информацию призван дать, в числе прочего, анализ конкретной географической ситуации вдоль границы (линейное измерение) и изучение трансграничных потоков физических лиц, транспортных средств, грузов, энергии, загрязнителей, информации и т.д. (поперечное, точечное измерение). Критериями для типологии границы по географической ситуации могут быть (по Колосову, Криндачу и Трейвишу): природные особенности — наличие на данном участке границы естественных препятствий; характер системы расселения с обеих сторон границы, что особенно важно для недавно возникших приграничных зон; «симметричность» расположения населенных пунктов, непосредственно прилегающих к границе (находящихся в пятикилометровой приграничной зоне); характер транспортной сети вблизи границы — число {плотность в расчете на единицу длины границы) автомобильных и железных дорог, пересекающих границу, в том числе с пограничными переходами; число (плотность) транзитных дорог, обеспечива- ющих кратчайший доступ из одного населенного пункта в другой через территорию соседней страны (частный случай — дороги, про- ходящие по линии границы). При этом следует различать дороги между двумя российскими поселениями через территорию сосед- ней страны и, наоборот, дороги между двумя на- селенными пунктами, «секущие» границу. Конфигурация дорож- ной сети в немалой степени определяет ситуацию на данном уча- стке границы. На основе этих критериев выделяется два типа границы — с экстенсивным и интенсивным взаимодействием. П е р в ьI й из них включает глухие границы, проходящие по природным барьерам (например, по рекам, водоразделам); глухие без ясно выраженного природного барьера, разделяющего мало используемые территории (поля, леса и т.п.), и асимметричные, или полуглухие (в тех случаях, когда в приграничной полосе с одной стороны есть одиночный населенный пункт). Второй тип можно подразделить на границы: с повышенным локальным взаимодействием (с обеих сторон границы находятся два одиночных населенных пункта, соединенных дорогой через линию границы); пересекающие единую полосу сельского расселения, расположенную на проходящей через границу транспортной оси, как правило, с пограничным переходом; пересекающие единую городскую систему расселения со многими дорогами, проходящими через границу, в том числе транзитными. В связи с изменением геополитического положения России возросла нагрузка на пограничную службу, которая должна пропускать людские и транспортные потоки между бывшими союзными республиками. Российская пограничная статистика не в полной мере сопоставима с советской — изменились границы, изменилась и сетка пограничных округов. Тем не менее показательно, что в 1990 г. бывшую советскую границу пересекло 27,8 млн человек, а российскую в 1995 г. — уже 47,4 млн! Но и эта цифра, конечно же, намного занижена. Поток людей и транспортных средств через границу нарастал лавинообразно, но весьма неравномерно во времени и пространстве. В наибольшей степени увеличилось число лиц, пересекших советско-китайскую границу, — в 2,4 раза всего за пять лет. Это даже больше, чем рост потока через западную границу бывшего Союза, хотя и там он вырос значительно — в раза на участке бывшего Западного пограничного округа (Белоруссия, Украина, Молдавия) и более чем в 1,5 раза — Прибалтийского. Все это привело к еще большему доминированию в потоках людей западного направления, что ясно отражало внутриполитические сдвиги и изменения во внешнеполитической ориентации страны в западноевропейском и в целом западном направлении. На долю западных пограничных округов приходится свыше 9/10 лиц, пропущенных через границу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблемы ггоиграничных регионов и пограничная ничных регионов» з дисципліни «Геополітика та політична географія»