ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Проблемы ггоиграничных регионов и пограничная ничных регионов
Для оживления предприя­тий в приграничной зоне существует целый ряд средств:
освобождение от ввозных и вывозных пошлин, НДС, акциз­ных и других сборов;
определение перечня продукции, вывоз которой в пределах местных квот возможен без пошлин и на основе местных лицен­зий;
облегчение создания совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
упрощение таможенного оформления грузов, переправляе­мых в соответствии с договорами, заключенными между пред­приятиями приграничных районов двух стран;
создание гарантированных условий трансграничных взаимо­расчетов и взаимозачетов, отсутствие препятствий для финансо­вых потоков, для чего можно учреждать специальные совместные банки, и др.
Гуманитарные интересы заключаются, во-первых, в об­легчении режима пересечения границы для жителей пригранич­ных территорий. Этого добиться легче, поскольку такая практика широко распространена во многих странах и регионах. Укрепле­нию взаимного доверия и добрососедства способствует совмест­ный пограничный и таможенный контроль.
для жителей районов по обе стороны границы важно обеспечить равные права в сфере здравоохранения, образо­вания, культуры и спорта. Иными словами, если в больнице при­граничного поселка, допустим, нет специализированного кардио­логического отделения, то гражданин должен быть уверен, что его примут в таком отделении, расположенном неподалеку, но по другую сторону границы, и т.п.
администрации приграничных регионов доби­ваются освобождения своих жителей от применения к ним норм и квот на перемещение через границу продуктов, произведенных в личных хозяйствах, на провоз личного имущества и нетоварных партий грузов.
В-четвертых, в условиях проницаемых границ важное место в контактах соседних областей занимает сотрудничество пра­воохранительных органов. Преступники не будут ждать, пока мес­тные прокуратуры направят в свои столицы запрос на привлече­ние к их задержанию соответствующих органов соседней страны.
О том, какие сложные проблемы встали перед службами, контроли-
рующими трансграничные потоки, можно судить по данным Таможен-
ного комитета о российско-украинской границе в середине годов.
Таможенные пункты там уже тогда существовали или оборудовались прак-
тически на всех дорогах с твердым покрытием и действовали на магист-
ральных железнодорожных Однако помимо 35 основных
дорог, где обустроены комплексные пункты (пограничная, тамо-
женная и другие службы), насчитывалось около 400 объездных путей,
делавших российско-украинскую границу действительно «прозрачной»
от таможенного контроля: на брянском направлении — до 120, белго-
родском — 80, ростовском — до 200. Ведь каждый приграничный насе-
ленный пункт России связан с украинскими поселениями грунтовыми
дорогами. По этим дорогам, по подсчетам специалистов, бесконтрольно
пересекали границу до 75% транспортных средств, вывозивших матери-
альные ценности. С тех пор пограничные службы обеих сторон предпри-
няли дополнительные меры по усилению контроля границы — вдоль нее
патрулируют мобильные группы и т.п. Однако все полевые дороги пере-
крыть трудно.
Узкая полоса районов и поселений, непосредственно прилегающих к
границе, особенно сильно пострадала от превращения внутренней поли-
тико-административной границы в государственную. Едва ли не класси-
ческим примером трудностей, с которыми сталкивается новое пограни-
чье, стали районные центры (север Ростовской области) и
Меловое область) с населением соответственно тыс. и 6 тыс.
человек. Эти поселки практически срослись — их разделяет только линия
железной дороги (примечательно, что вокзал находится
на российской стороне, а грузовые склады на украинской).
К производственным проблемам этих поселков можно отнести разме-
щение отдельных подразделений и целых предприятий на территории со-
седней страны. В значительной мере отсюда проистекали таможенные
ности — например, с завозом скота на комби-
нат, который принадлежит России, но оказался разрезан на две части границей. Одной из острейших стала проблема обмена трудовыми ресурса­ми между приграничными районами, когда люди жили по одну, а работали по другую сторону границы. Злободневны и социально-бытовые пробле­мы, связанные с границей, — совместное использование коммунально-бы­товой и социальной инфраструктуры (источников водоснабжения, боль­ниц, школ и пр.), которая не всегда «задублирована» с той и другой стороны.
О значении барьерной функции государственной границы говорит простой пример: телефонный звонок из Черткова в Меловое стоит в шесть раз больше, чем в пределах Черткова.
Разумеется, со временем многие проблемы решаются, но мест­ные бюджеты на это явно не рассчитаны. В целом не вызывает сомнения, что региональные и центральные власти должны ока­зать приграничным районам помощь в адаптации к их новому гео­политическому положению и что они должны располагать специ­альным льготным режимом. Только как определить на практике глубину пограничного пространства?Должен ли льготный режим распространяться только на жителей пятикилометровой пригра­ничной полосы, установленной в законе об охране государствен­ной границы? Или же охватывать приграничные административ­ные районы? Или, того больше, целиком субъекты федерации? Очевидно, что последний вариант нереален: российские края и области — огромные и разнообразные территории, которые нельзя целиком отнести к приграничным.
Решение этой проблемы — одна из основ пограничной поли­тики. Вряд ли возможно учесть все извивы границ или найти ис­черпывающий компромисс между интересами различных субъек­тов и разных видов деятельности. Для поиска оптимальных управ­ленческих решений и разработки законодательных актов нужна объективная информация, отражающая всю сложность реальной картины.
Такую информацию призван дать, в числе прочего, ана­лиз конкретной географической ситуации вдоль границы (ли­нейное измерение) и изучение трансграничных потоков физических лиц, транспортных средств, грузов, энергии, загрязнителей, информации и т.д. (поперечное, точечное измерение).
Критериями для типологии границы по географической ситуа­ции могут быть (по Колосову, Криндачу и Трейвишу):
природные особенности — наличие на данном участке гра­ницы естественных препятствий;
характер системы расселения с обеих сторон границы, что особенно важно для недавно возникших приграничных зон;
«симметричность» расположения населенных пунктов, не­посредственно прилегающих к границе (находящихся в пятикило­метровой приграничной зоне);
характер транспортной сети вблизи границы — число {плот­ность в расчете на единицу длины границы) автомобильных и же­лезных дорог, пересекающих границу, в том числе с пограничны­ми переходами; число (плотность) транзитных дорог, обеспечива-
ющих кратчайший доступ из одного населенного пункта в другой
через территорию соседней страны (частный случай — дороги, про-
ходящие по линии границы). При этом следует различать дороги
между двумя российскими поселениями через территорию сосед-
ней страны и, наоборот, дороги между двумя на-
селенными пунктами, «секущие» границу. Конфигурация дорож-
ной сети в немалой степени определяет ситуацию на данном уча-
стке границы.
На основе этих критериев выделяется два типа границы — с экстенсивным и интенсивным взаимодействием. П е р в ьI й из них включает глухие границы, проходящие по природным барьерам (на­пример, по рекам, водоразделам); глухие без ясно выраженного при­родного барьера, разделяющего мало используемые территории (поля, леса и т.п.), и асимметричные, или полуглухие (в тех случаях, когда в приграничной полосе с одной стороны есть одиночный населенный пункт).
Второй тип можно подразделить на границы: с повышенным локальным взаимодействием (с обеих сторон границы находятся два одиночных населенных пункта, соединенных дорогой через ли­нию границы); пересекающие единую полосу сельского расселения, расположенную на проходящей через границу транспортной оси, как правило, с пограничным переходом; пересекающие единую го­родскую систему расселения со многими дорогами, проходящими через границу, в том числе транзитными.
В связи с изменением геополитического положения России воз­росла нагрузка на пограничную службу, которая должна пропускать людские и транспортные потоки между бывшими союзными рес­публиками. Российская пограничная статистика не в полной мере сопоставима с советской — изменились границы, изменилась и сетка пограничных округов. Тем не менее показательно, что в 1990 г. бывшую советскую границу пересекло 27,8 млн человек, а россий­скую в 1995 г. — уже 47,4 млн! Но и эта цифра, конечно же, намно­го занижена.
Поток людей и транспортных средств через границу нарастал лавинообразно, но весьма неравномерно во времени и простран­стве. В наибольшей степени увеличилось число лиц, пересекших советско-китайскую границу, — в 2,4 раза всего за пять лет. Это даже больше, чем рост потока через западную границу бывшего Союза, хотя и там он вырос значительно — в раза на участке
бывшего Западного пограничного округа (Белоруссия, Украина, Молдавия) и более чем в 1,5 раза — Прибалтийского.
Все это привело к еще большему доминированию в потоках людей западного направления, что ясно отражало внутриполити­ческие сдвиги и изменения во внешнеполитической ориентации страны в западноевропейском и в целом западном направлении. На долю западных пограничных округов приходится свыше 9/10 лиц, пропущенных через границу.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблемы ггоиграничных регионов и пограничная ничных регионов» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
Класифікація кредитів комерційних банків
Аудит обліку витрат на формування основного стада
Баланс
Аудит загальновиробничих витрат


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП