ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Внешние геополитические концентры и сектора
Первый пояс — новое зарубежье, в котором условно выделены сектора.
Государства Прибалтики (Балтии). Основные противоречия России с ними касаются дискриминации живущих в них этничес­ких русских, особенно в Эстонии и Латвии. Эти государства опаса­ются, что их русское население может сыграть на каком-то этапе роль «пятой колонны», а также возможной ассимиляции нацио­нального населения русскими. Все три страны стремятся к вступ­лению в НАТО, что им обещает эта организация в первом пятиле­тии XXI в.
Белоруссия. С ней образовано Союзное государство России и Белоруссии, которое идеологически поддерживают российские коммунисты. Однако многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике или постоянно откладываются на бу­дущее.
• В западном Черноморском секторе главные спорные вопросы: 1. Кому все же должен принадлежать Крымский полуостров (все
более важную роль здесь играют крымские татары)?

15 - 2689
2. Кто будет доминировать на Черном море (это также касается
и других черноморских стран)?
3. Каков будет статус Приднестровья?
Каков будет статус Севастополя и какова участь российской части Черноморского флота?
Как изменятся отношения России с Украиной при условии ее сближения с НАТО?
Вновь для России возникла проблема пользования проливами между Черным и Средиземным морями. Определенные полити­ческие круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море — турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Запреты для России пользоваться пролива­ми — это нарушение международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария), согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюде-
пни установленных условий; проход военных кораблей нечерно­морских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.
• В Кавказском секторе можно выделить две главные и взаимо­связанные проблемы. Останутся ли северокавказские автономии, особенно из-за войны в Чечне, в составе России? Какую роль иг­рают новые кавказские государства вместе взятые и порознь (пра­вославная Грузия, шиитский Азербайджан, монофизитская Арме­ния) в геополитической стратегии России?
Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сфе­рой ее ответственности. Грузия заявила о желании вступить в НАТО. США провозгласили Каспийский регион зоной своих национальных интересов. Азербайджан заявил о возможности создания на его тер­ритории американских и турецких военных баз.
Не соответствуют российским интересам, особенно ее урало-сибир­ским нефтеносным районам, некоторые конкретные проекты. Например, проект ТРАСЕКА, который должен соединить Среднюю Азию с Цент­рально-Восточной Европой и далее с Европейским Союзом и НАТО. Этот проект увязывают с освоением нефтяных месторождений Каспия и При-каспия и с предполагаемыми нефтепроводами, альтернативными нефте­проводу Баку—Новороссийск. Проект ТРАСЕКА имеет явный геополити­ческий вызов России, поскольку экономически он вряд ли целесообразен из-за множества таможенных рубежей, необходимости многократных пе­регрузок с наземного транспорта и наоборот. Другой проект нефтепрово­да Баку—Джейхан через Турцию во многом также имеет геополитический характер, хотя экономически он целесообразен.
Откровенно антироссийский характер имеет объединение ГУАМ (Гру­зия—Украина—Азербайджан—Молдова), постепенно трансформирующе­еся в оборонное соглашение. В 1999 г. к этой оси присоединился Узбекис­тан.
Как известно, России небезразлична судьба Абхазии, куда она на­правила своих миротворцев. Однако правительство Грузии стремится за­менить их международным контингентом, приводя очень слабую аргу­ментацию этого шага.
• В Средней Азии и Казахстане (с 1993 г. здесь существует сооб­щество республик Центральной Азии), как и на Кавказе, растет национальное самосознание в самых разных формах. Регион после перестройки был охвачен острыми этническими конфликтами. Затем возникли проблемы внутриполитического и межгосударствен­ного характера, проявляемые часто как приграничные столкнове­ния, потому что оппозиция, а также террористы и наркодельцы
«квартируют» в Афганистане — стране, где два десятилетия идет война, начавшаяся с экспансии СССР в 1989 г.
В 1999 г. таджикские исламисты вторглись в киргизскую и узбекскую части Ферганской долины, летом 2000 г. объектами фундаменталистов вновь стали границы Киргизии и Узбекистана. На Ташкентской конференции президентов Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана в апре­ле 2000 г. Афганистан был назван «дамокловым мечом Центральной Азии». Успехи афганских талибов могут способствовать продвижению на север к Каспию. Они могут привлечь и геоэкономику. Так, имеется проект про­кладки трубопроводов из Туркмении к Индийскому океану. Тогда непри-океанические Афганистан и Туркменистан могут избавиться от статуса «медвежьего угла» мировой экономики и обеспечить себе доступ к ресур­сам со стороны Мирового океана. Однако это может угрожать государ­ственности Таджикистана, с которым талибы с помощью таджикской оппозиции ведут вооруженную и геополитическую войну. Нельзя забы­вать и о возможных претензиях исламистов на внутренний восток Рос­сии — на Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ.
Как было отмечено, Турция проявляет большую геополитическую активность в регионе Закавказья и Средней Азии. Утверждение здесь Тур­ции вовсе неприемлемо для России. Однако геополитика взаимодействия диктует в этом случае развивать сотрудничество и взаимопонимание с Турцией как черноморской державой. Эта линия уже сейчас согласуется с проектами российско-турецких газопроводов: уже прокладываемого «Го­лубого потока» и проектируемого через Западную Грузию и Армению.
Второй, третий и четвертый пояса — концентры (оболочки) включают государства дальнего зарубежья, где Россия просто не в состоянии вернуться к осуществлению глобальной политики. Для дальнего зарубежья предлагались различные концепции, одна из которых названа стратегией сбалансированной равноудаленности-равноприближенности, что означало, очевидно, поскольку кон­цепция не разъяснялась, некоторую аморфную политику, следу­ющую за событиями.
Рассмотрим некоторые проблемы общего и частного характера геополитического положения России во внешних оболочках.
• Арктический сектор.
К Арктике прилегают территории пяти государств: России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии. Здесь имеются неразрешенные проблемы. Россия и Норвегия оспаривают несколь­ко десятков тысяч кв. км в Баренцевом море, потенциально бога­тых залежами газа и нефти. На участке шельфа, именуемого рос­сийскими геологами «поднятием Федынского», по прогнозам, имеются запасы природного газа, равные крупнейшему Штокма-повскому месторождению, а нефти — равные запасам Тимано-Печорского месторождения.
Россия ратифицировала Морскую конвенцию ООН (1982 г., вступи­ла в силу в 1994 г.) в 1997 г. В силу этого она должна отменить Постанов­ление Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов» от 15 апреля 1926 г., в котором было установлено, что территорией СССР являются все земли и острова, как уже открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, расположенные в секторе, образующем треугольник между побережьем СССР на Северном Ледови­том океане, Северным полюсом и меридианами: 32° 4' 35" в.д. и 168° 49' 30" з.д. по Гринвичу. Эта проблема решается в Государственной Думе пу­тем обсуждения проекта Федерального закона «Об арктической зоне Рос­сийской Федерации». Проблема состоит в том, что Морская конвенция ООН не имеет секторального принципа определения статуса.
В Центрально-Восточной Европе Россия потерпела наиболь­ший геополитический и геоэкономический урон. На всем протя­жении истории государства Центрально-Восточной Европы, имея промежуточное положение, сильно зависели от изменчивого ба­ланса европейских сил. (Теоретическое допущение: если бы воп­рос о «восточных землях» начал бы серьезно обсуждаться в Герма­нии, то Польша и Чешская Республика неизбежно вновь бы потя­нулись к России.) Сейчас же за счет стран Центрально-Восточной Европы происходит расширение НАТО.
Китай. С этой страной Россия имеет наиболее протяженную границу (около 2500 км). Некоторые эксперты полагают, что про­гресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сиби­ри и Дальнего Востока. Разрыв демографического потенциала между двумя государствами — на порядок: в 2000 г. в России насчитыва­лось 145 млн человек, а в Китае около 1,3 млрд (следует заметить, что ряд западных исследователей оценивают численность населе­ния современного Китая вплоть до 2,2 млрд).
Процесс демографического проникновения в Сибирь и Дальний Во­сток происходит, но статистические данные о нем настолько противоре­чивы, что трудно привести взвешенные оценки. На проблему китаиза-ции существует две противоположные точки зрения. Одна из них прак­тически паническая. Известно, что В. С. Соловьев в «Краткой повести об Антихристе» описывает XX в. как эпоху последних великих войн, в кото­рую все европейские государства признают вассальную зависимость от богдыхана. «В практических областях жизни становятся три явления: ши­рокий наплыв в Европу китайских и японских рабочих и сильное обо­стрение вследствие этого социально-экономического вопроса» [Соловь­ев, 1991, с. 1541.
Правда, затем «следуют» события, в результате которых Европа ста­новится свободной и превращается в европейские соединенные штаты [там же]. Но это потребовало больших жертв. Многие современные поли­тики предостерегают Россию с се постоянно снижающимся демографи­ческим потенциалом и очень слабой заселенностью восточных регионов от демографической экспансии китайцев, которая происходит уже в на­стоящее время.
Другие авторы призывают смотреть на эту угрозу более оптимисти­чески. А. В. Бедрицкий [1998, с. 6) пишет о том, что история Китая на протяжении трех последних тысячелетий показывает, что присоединение к Китаю новых территорий происходило преимущественно путем мед­ленного распространения ареала китайской цивилизации па сопредель­ные территории, а не путем военной экспансии.
Это высказывание заставляет вспомнить геополитику Мао Дзэдуиа, который откровенно искал пути территориального расширения. Наиболь­шие территориальные претензии были выдвинуты в отношении СССР (Дальний Восток, значительная часть Сибири до Урала, значительная часть Казахстана и Средней Азии). При Мао Дзэдуне были сломлены буддистс­кий Тибет, Внутренняя Монголия, мусульманский Синьцзян, которые стали интенсивно заселяться этническими китайцами.
В то же время известный политолог М. В. Ильин не видит более опас­ного для России поворота событий, чем возникновение какого-то подо­бия оси «Пекин—Астана» [цит. по: Цымбурский, 1999, с. 1571. Такая ось могла бы давить одновременно и на дальневосточный фланг России, и на ее урало-сибирское ядро (земли между Екатеринбургом, Оренбургом и Кемерово, названные Ильиным «второй Великороссией») [Ильин, 1998, с. 91], «причем уязвимыми оказались бы как линия Транссиба, пересека­емая в нескольких местах казахстанской границей, так и Оренбургский коридор, отделяющий Казахстан от Башкирии — тюркского анклава внутри России» [Цымбурский, 1999, с. 157], под вопросом стали бы связи с Цен­тральной Азией и Ираном (через Казахстан проходит до 3/4 транзита рос­сийских товаров в Центральную Азию и Иран). Но тогда можно судить и от противного: Казахстану опасна ось «Москва—Пекин», особенно если к ней примкнет Узбекистан.
При военной слабости Казахстана вряд ли подобные гипотезы имеют отношение к реальной политике. Вопрос достаточно сложный. В одном аргументированном геополитическом труде «Геополитический треуголь­ник. Казахстан—Китай—Россия. Прошлое и настоящее пограничной про­блемы» автор считает, что движение на Запад входит в планы Китая и осуществляется сознательно и целенаправленно. «Казахстанское руковод­ство, не замечая проблем и подыгрывая Великому восточному соседу, ведет опасную геополитическую игру. Пытаясь уклониться от удушающих объятий бывшей Империи—России, попадает в карман гораздо более опас­ному «союзнику» [Хлюпин, 1999, с. 132].
Тем не менее принципиальные геополитические интересы Китая пока преимущественно направлены не в сторону России и Казахстана, а в Ази­атско-Тихоокеанский регион, страны Юго-Восточной Азии, где он пы­тается закрепить свои прочные позиции государства-лидера, используя такой благоприятный фактор, как широкое распространение здесь хуа-цяо — многочисленных и предприимчивых китайских диаспор.
В перспективе с ростом индустрии КНР потребуются огромные ресур­сы промышленного сырья, результатом чего будет осуществляться поворот в сторону сырьевых ресурсов близлежащих районов России — Сибири, Даль­него Востока, а также Казахстана и Центральной Азии, потому что другие ресурсные районы мира уже геоэкономически поделены.
• Отношения России с Японией упираются в проблему Курильс­ких островов (конкретно — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хибо-маи), на присоединение которых к своей территории претендует Япония. Россия в процессе сложных переговоров уступила Японии группу островов на юге Курильской гряды в 1875 г. — остальные Курильские острова в обмен на право полностью владеть островом Сахалин, который до того был под совместной юрисдикцией.
Однако в результате русско-японской войны 1904—1905 гг. Япония получила половину Сахалина (южнее 50° с.ш.). В 1945 г. СССР по договору с союзниками в Ялте (1943) вступил в войну с Японией и занял ее «се­верные территории».
В настоящее время Россией не отрицается наличие территориальной проблемы между двумя государствами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий японской сто­роны, а как возможный акт доброй воли ради упрочения добрососедских отношений и заключения мирного договора [История Японии, 1999, т. 2].
• Российско-американские отношения — это обширнейшая тема с множеством неисследованных аспектов. После распада СССР они характеризовались прежде всего неустойчивостью, хотя произо­шел основной структурный сдвиг, о котором в свое время писал А. Д. Сахаров: «Я убежден, что единственным путем кардинально­го и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества, решения других глобальных проблем являет­ся глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические, политические и иде­ологические отношения, то есть, в моем понимании, конверген­ция. Именно разделение мира придало глобальным проблемам та­кую трагическую остроту. Поэтому только устранение этого разде­ления может их разрешить» [Сахаров, 1989, с. 151. Оказались нео­правданными ожидания с российской стороны американской по­мощи для укрепления рыночной системы и демократии в России, что сейчас некоторые американские политики расценивают как не­восполнимую ошибку США. В геополитическом плане всеми своими действиями США последовательно действуют в русле разрушения геополитических основ положения России как великой державы. При этом нельзя забывать, что политика перестройки М. С. Горбачева и далее политика Б. Н. Ельцина привела к значительной асимметрии в потерях США и России. США и Запад в целом практически ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распад системы союзнических связей и вы­вод больших контингентов войск из Европы и Афганистана, потре­бовавший огромных средств. Все это не коснулось США.
Теперь же Евразия становится (да и раньше была) центром геополитических и геоэкономических интересов США. Россия в этих планах теперь не выступает как равноправная держава, как это было во времена сотрудничества Рейгана, Буша с Горбаче­вым, а как «нормальная» страна, какими для США являются Ве­ликобритания, Германия, Япония, не помышляющие об отходе от американского геополитического кода.
Россия нужна Соединенным Штатам по ряду причин, но в первую очередь как противовес Китаю. «Никогда за всю эпоху новой и новейшей истории модели обеспечения стабильности Евразии в целом не строились американцами на презумпции «сильного Китая» [Богатуров, Кременюк, 1997, с. 137]. Как свидетельствуют публикации, Россия в немалой степени способствует модернизации военно-промышленного комплекса Китая: контракт на организацию лицензионного производства в КНР истребите­ля СУ-27; работа русских специалистов-«ядерщиков» в КНР, помощь в сооружении трубопроводов, ряда железных и автодорог и т.п.
Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, — это, безусловно, давление на нее. Поэтому все пред­ложения о партнерстве не могуг восприниматься Россией только как, по крайней мере, паллиативные. В то же время взаимодействие России с НАТО по ряду проблем не прерывалось даже в период Косовского кризиса.
В целом же США, судя по публикациям и конкретным действиям, заня­лись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе в частно­сти. Такие действия в России воспринимаются как ущемление ее государ­ственных интересов. Необходимо время для восприятия американской политики: разумны ли они, связаны ли с соблюдением государственного суверенитета, правом этнических групп на самоопределение, демократи­ей и т.п.
Основное же требование к партнерским отношениям, к которым при­зывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушительные процессы относительно территориаль­ной целостности России и ее интегративных тенденций в рамках СНГ.
• Европейский Союз. В этом случае речь идет преимущественно об экономическом сотрудничестве. С 1994 г. Россия осуществляет связи с Европейским Союзом в рамках «Соглашения о партнер­стве и сотрудничестве с Россией».
На первый взгляд, Европейский Союз установил для России значительные торговые льготы: около 80% российского экспорта (главным образом энергоносители) ввозятся беспошлинно, еще 10% попадает под Общую систему преференций. При этом России предоставлено право защищать свой рынок от импорта некоторых товаров до момента вступления в ВТО. Как следствие, средневзве­шенный тариф Европейского Союза в отношении России не пре­вышает 1 %, тогда как в России этот показатель остается на уровне 16—18% [Шишаев, 1999, с. 102]. В действительности же, рынок Ев­ропейского Союза широко открыт для экспорта топливно-сырье-вых товаров из России, а меры по «индустриализации» российско­го экспорта продолжают наталкиваться на дискриминационные ограничения.
Геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным гео­политическим кодом, соответствующим реальному экономичес­кому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внешние геополитические концентры и сектора» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Цифрові стільникові мережі
МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
Розвиток пейджингового зв’язку
Омоніми, омофони, оморфми і омографи
Аудит відпуску запасів у виробництво


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 549 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП