ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Геополитическая концепция евразийства
Евразийство — это идейно-философское движение, воз­никшее в определенном слое русских эмигрантов в начале 1920-х годов и существовавшее до начала Второй мировой войны.
Среди наиболее известных евразийцев географ П. Н. Савицкий (1859-1968), филолог князь К С. Трубецкой (1890-1938), историк Г. В. Вернадский, богослов Г. В. Флоровский (1893—1979) и др. Наиболее яркой фигурой среди евразийцев был П. Н. Савицкий.
На протяжении 1920—1930-х годов в Софии, Праге, Берлине и Париже были опубликованы многочисленные труды евразийцев, которые широко обсуждались в кругах русской эмиграции. В наше время интерес к их идеям возродился и стал определенным миро­воззренческим водоразделом в спорах о целях и задачах россий­ской государственности и геополитической доктрины страны.
Опираясь на программную работу евразийцев «Евразийство. Опыт систематического изложения», изданную в 1926 г., и работы П. Н. Савицкого, вычленим и охарактеризуем их геополитический аспект.
Основной геополитический тезис евразийцев: Россия — исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая большое родство с Азией. Россия — это не Европа и не Азия, а отдельный, своеобразный, целостный и органичный мир.
Это самодостаточный мир, именуемый Россия-Евразия, гео­графические и политические границы которого исторически со­впали с границами Российской империи. Первопричина самодос­таточности России-Евразии кроется в ее географическом положе­нии и особенностях «месторазвития»26.
Географическое положение России можно понять, если пред­ставить ее как часть Старого Света — некоего целостного единства, в котором противостоят окраинно-приморские области, простира­ющиеся от Китая до Западной Европы включительно, с одной сто­роны, и его внутренние районы — с другой. «Противоположение это поясняет механизм истории Старого Света в течение тысячелетия: помогает постичь соотношение между врастающим в определенную территорию творчеством «окраинно-приморских сфер» и передаточ­ной в своем значении, усваивающей результат этого творчества и в движении кочевий и завоеваний сообщающей другим, столько же территориально «неподвижным» мирам, «степной культурой» [Са­вицкий, 1997, с. 332].
Отрыв России-Евразии от Мирового океана породил особый уклад хозяйствования. Огромные размеры территории и наличие природных богатств постоянно подталкивают Евразию к осозна­нию своей экономической самодостаточности, превращению ее в автономный «континент-океан»27.
Евразия в старом смысле слова, отмечают евразийцы, подраз­деляется уже не на Европу и Азию, а на:
срединный континент, или собственно Евразию,
два периферических мира:
азиатский (Китай, Индия, Иран);
• европейский, граничащий с Евразией примерно по линии: реки Неман—Западный Буг—Сан—устье Дуная [Евразийство...,
1992, с. 41].
Последняя граница является водоразделом двух колонизаци­онных волн с Востока и Запада. Такое географическое положение России-Евразии способствовало объединению и синтезу двух начал Старого Света — Востока и Запада. Образовался новый тип культуры

26 Концепция «месторазвития» Савицкого — одна из ключевых в евразийстве.
Она очень близка к «органицистской» школе немецких геополитиков (Ратцель,
Хаусхофер). Социально-политическая среда и ее территория, по Савицкому, пред-
ставляют собой единое целое, «географический индивидуум или ландшафт». Это
объединяющее начало России-Евразии при всей ее национальной, расовой, ре-
лигиозной, культурной, языковой, идеологической мозаике.
27 Заметим сходство данной центро-периферической модели евразийцев с мо-
делью хартленда Маккиндера.
с чертами материковой (континентальной) культуры в противовес океанической, а точнее, атлантической культуре Европы, Америки и, вообще, британо-атлантической модели развития. В России-Евра­зии осуществлен синтез европейского и азиатского начал.
Срединный континент стал плавильным тиглем для славяно­тюркских народов, сформировавших в результате органический сплав российского суперэтноса, его культуру. Следовательно, ев­разийская культура — синтетическая. «Надо осознать факт: мы не славяне и не туранцы (хотя в ряду наших биологических предков есть и те, и другие), а русские» [там же, с. 39].
Позднее Л. И. Гумилев назвал исторически складывавшийся в Евразии тип культуры скифско-сибирским «степным» стилем [Гу­милев, 1990, с. 38].
Самобытность евразийской культуры состоит не только в том, что это особый этнический тип, но и в том, что Россия оказалась едва ли не единственной хранительницей православия по восточ­ному, греческому образцу. Н. Трубецкой считал православие стерж­нем евразийской культуры. Оно силою своего горения переплавило татарское иго во власть православного русского царя и превратило улус Батыя в православное Московское государство.
Русскую культуру отличает от других культур соборность, на­родность, ее цель состоит в исторической миссии сохранить и множить духовные основы человечества.
Следует отметить, что евразийцы выступали против пансла­визма, говоря, что он был создан поборниками российской вели­кодержавности по подобию пангерманизма. Они поддержали «фор­мулу» Леонтьева: славянство есть, славизма нет. В «Опыте система­тического изложения» евразийцы писали: «Только К. Леонтьев решился формулировать выводы своего богатого и непредвзятого опыта и мужественно выступить против растворения русской культуры в отвлеченном и романтическом панславизме. На его слова также никто не обращал внимания, как и на — пускай часто даже поверхностные, но все же непредвзятые — впечатления иностран­цев. А иностранцы не смешивают русскую культуру ни с европей­ской, ни со славянством. Они воспринимают Москву, русский быт, русское искусство, русский психический уклад как «Азию», хотя, конечно, и отличают эту «Азию» от Индии или Китая. Для иран­цев же русские — преемники Турана» [Евразийство... , 1992, с. 38].
Самобытность русской культуры, подчеркивали евразийцы, не в панславистской идее, а прежде всего в уравновешивании двух антагонистических векторов — Европы и Азии.
Тем не менее из этих двух векторов Европа — это явный враг, бич человечества, главный источник кризиса, а Азия — родствен­ник России. «Надо не уставать подчеркивать родство азиатских куль­тур с евразийскою и их давнее интимное взаимообщение» [там же, с. 66]. Не случайно, не ошибочно, что Россия отворачивается от Европы и поворачивается лицом к Азии, отмечали евразийцы.
Почему Европа в евразийстве выступала врагом России? Но ряду причин:
Европа — враг потому, что ее общественное устройство бази­руется на индивидуализме и личных правах (т.е. эгоизме), а не на соборности и братской любви.
Европейские понятия эволюционной лестницы и прогресса, применяемые к истории общества, — понятия глубоко эгоцентри­ческие. В романо-германском мышлении исторический процесс предстает как единая линия, тогда как евразийцы представляют его в виде «пучка лучей и не связкой параллелей». Предшествен­ник евразийцев Леонтьев понимал прогресс не как движение от простого к сложному, а как движение, исходящее от устойчивос­ти и стабильности и направленное к их упрочению.
Неприемлемы для евразийцев и формы европейской собствен­ности. «В России собственность всегда рассматривалась с точки зре­ния государства, к тому же религиозно-этической... Мы говорим о «функциональной» собственности или о собственности, обуслов­ленной государством, т.е. проистекающей от него и связанной с обязанностью по отношению к нему» [там же, с. 73].
Евразийцы выступали против европейской парламентской де­мократии, выродившейся, по их мнению, в олигархию, против слабости государства и европейского либерализма в целом. Савиц­кий считал, что евразийское государство должно строиться как идеократия, т.е. отправляясь от изначально духовного импульса, сверху вниз. Во главе этой структуры должен стоять особый класс «духовных вождей». В связи с этим он ввел понятие «географичес­кая личность». Достоинство такой личности состоит в способности подниматься над материальной необходимостью, органически включая физический мир в единый духовно-созидательный им­пульс глобального исторического процесса (делания)28.

211 П. Н. Савицкий не уточняет понятие «идеократия». Вполне возможно ее воплощение в самых различных формах: теократии, «народной монархии», наци­онал-диктатуре, партийном государстве.
• Все попытки европеизации России, особенно связанные с рефор­мами Петра I, оценивались евразийцами негативно. Считалось, что лишь по недоразумению Россия примкнула к Европе. «Покидая» Евро­пу после 1917 г., революций и гражданской войны, страна возвра­щается к самой себе. Первый сборник евразийцев так и назывался — «Исход к Востоку» (София, 1921). Его главная идея: будущее России в том, чтобы возглавить всемирное антиевропейское движение.
Что касается Азии, то представления о ней у евразийцев были скорее романтико-символическими, абстрактными, чем конкрет­ными и объективными. Они возлагали большие надежды на плодо­творность «исхода к Востоку», т.е. на взаимодействие России с ази­атскими культурами.
Азиецентризм евразийцев особенно явно проявился в объяснении корней русской государственности и российс­кого этноса. Савицкий писал, что без «татарщины» не было бы России, что неверно вести отсчет развития России от Киевской Руси, что якобы татарское нашествие прервало развитие последней.
Несмотря на достижения Древней Руси в Х1—ХП вв., в ней происхо­дил процесс культурного и политического измельчания. К первой поло­вине XIII в. относительное политическое единство сменилось удельным хаосом. В геополитическом плане Киевская Русь расценивалась провинциальной. Поэтому она может рассматриваться лишь как колыбель России-Евразии. «Великое счастье России, что в момент, когда в силу внутреннего разложе­ния она должна была пасть, она досталась татарам и никому другому. Тата­ры — «нейтральная» культурная среда, принимавшая «всяческих богов» и терпевшая «любые культуры», пали на Русь как наказание Божис, но не замутили чистоты национального творчества. Если бы Русь досталась тур­кам, заразившимся «иранским фанатизмом и экзальтацией», ее испыта­ние было бы намного труднее, а доля горше» [там же, с. 333—3341. Савиц­кий отмечал, что благодаря татаро-монгольскому нашествию Россия об­рела свою геополитическую самостоятельность и сохранила свою духовную независимость от агрессивного романо-германского мира.
Евразийцы считали, что «впервые евразийский культурный мир предстал как целое в империи Чингисхана» [там же, с. 45].
Подъем Русского государства с середины XV в. и до середины XVIII в. характеризуется восхождением Московского государства в качестве преемника и наследника Золотой Орды. Чингисхан, счи­тали евразийцы, стоит у истоков грандиозной идеи единства и суверенитета Евразии, тогда как киевская идея провинциальна.
Таким образом, в работах евразийцев явно проводится ключевой их тезис о том, что азиатский фактор играл более существенную роль, чем славянский, в формировании и государ­ственности, и российской концепции культуры.
Рост и укрепление Российской империи завершили террито­риальное объединение Евразии. Включение Туркестана в состав России и строительство транссибирской железной дороги соеди­нили всю территорию «континента-океана». Этого объединения, считали евразийцы, хотел народ, навязавший свою волю больше­викам, которые и обеспечили единство Евразии. То, что раньше называлось Российской империей, стало называться СССР. Сово­купность народов, населяющих это государство, нужно рассмат­ривать в качестве особой многонародной нации. Эту нацию Тру­бецкой называл евразийской, а национализм — евразийством.
Идеи евразийцев подвергались серьезной критике по многим направ­лениям. В его отношении к Востоку и Западу имеется сходство со спорами западников и славянофилов. В конце XIX в. дискуссия возобновилась. Мно­гие философы, политики, люди искусства и литературы были настроены антиевропейски. Так, Ф. М. Достоевский писал: «Россия, положим, в Европе, а главное — в Азии. В Азию! В Азию!!!» [см.: Зеньковский, 1997, с. 116]. Тогда же оживились дискуссии, которые продолжали спор между славянофилами и западниками.
На наш взгляд, современник этих полемик известнейший русский философ В. С. Соловьев поднялся над крайними полюсами этого спора. Этот выдающийся мыслитель развивает глобально-исторический подход к содержанию и прояснению модного тогда понятия «русская идея». Он стремится к познанию «русской идеи» в контексте трех «мировых идей», которые выделил Достоевский: «идея католицизма», «старого протестан­тизма» и «русская идея».
Среди отвергаемых Соловьевым суждений — мнение тех, для кого иде­алом была старая, допетровская Русь. Критической оценке подвергается также «национальный партикуляризм», видящий благо России в ее изоляции от других народов, а точнее — от Запада. Соловьев понимал, что идеи изоля­ционизма далеки от реальной истории России. Он говорил, что если бы новгородцы в IX в. придерживались антиевропейских или любых изоляцио­нистских идей, то не было бы российского государства. Если бы изоляцио­нистские идеи разделял Владимир Киевский, то Русь не стала бы христи­анской. И если бы Петр Первый не проводил западнически ориентирован­ных преобразований, то не было бы теперешней России и ее культуры. Национализм, изоляционизм, мессианство Соловьев не принимал не только из философских, но прежде всего морально-религиозных соображений.

11 -2659
Таким образом, еще задолго до трудов евразийцев была предопреде­лена отрицательная оценка их основных положений. Нужно отметить, что в евразийстве, направленном против Европы (европейского об­щественного уклада), было много искусственных конструкций.
По крайней мере основа евразийства — идея о существо­вании целостной евразийской нации, развивающейся на почве объединяющей идеи православия, так же как и более позднее учение о советском народе, оказалась не более чем идеальным (желаемым) образом.
Эта идея перекликалась, как это может быть неприятно ев­разийцам, с фашистской идеей национальной исключительности. Однако, как показала историческая практика, цивилизационные различия внутри имперской России не только не были синтезиро­ваны, но, наоборот, оказались инерционными и обратимыми.
Характерной чертой современного развития России стало стрем­ление значительных слоев населения войти в семью европейских народов Запада. Европейская идентичность рассматривается как ус­ловие демократических ценностей и всесторонней модернизации России.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Геополитическая концепция евразийства» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК
Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
. ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...
. СУТНІСТЬ ТА ЕКОНОМІЧНА ОСНОВА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (09.05.2013)
Переглядів: 2229 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП