ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Идеология «Москва — Третий Рим» как выражение русского мессианства
Принятие Киевской Русью христианства оказало большое вли­яние на ее культуру и геополитическое развитие. Русь через хри­стианство оказалась приобщенной к культуре античного мира и Византии24.
Объединительный процесс русских земель вокруг Москвы в XIV—XVI вв. привел к интенсивному экономическому, политичес­кому и культурному развитию, формированию национального са­мосознания. Московское государство стало своими границами вы­ходить непосредственно в Западную Европу. Как писал В.О. Клю­чевский, «почувствовав себя в новом положении, но еще не отдавая себе ясного отчета в своем новом значении, московская государ­ственная власть ощупью искала дома и на стороне форм, которые бы соответствовали этому положению, и, уже облекшись в эти формы, старалась с помощью их уяснить себе свое новое значе­ние» [Ключевский, 1993, с. 1131.
На рубеже XV—XVI вв. возникает мессианская панправославная идея «Москва — Третий Рим». Эта идейно-политическая мысль свя­зана с Русской Православной Церковью, которая первоначально находилась в подчинении Константинопольской. В 1439 г. Констан­тинопольская церковь, надеясь на помощь стран Западной Евро­пы в борьбе с турками, заключила с римско-католической церко­вью Флорентийскую унию, по которой признавалось главенство Папы Римского над всей христианской церковью. Однако вскоре Флорентийская уния была разорвана. Русская Православная Цер­ковь стала автокефальной — самостоятельно избирающей своего главу.
После взятия Константинополя турками (1453) и падения Ви­зантийской империи не осталось ни одного православного незави-

24 Русский философ в эмиграции (после Октябрьской революции) Г. П. Фе­дотов видел большой минус в переводе греческой Библии на славянский язык. В этом он усматривал зародыш всех будущих расколов. Это облегчило христианиза­цию народа, по привело к «отрыву от классической традиции». За богатством ре­лигиозной и материальной культуры Киева XI—XП вв. Федотов усматривает нище­ту научной и философской мысли. Совершился роковой разрыв славянской речи со вселенской мыслью. Культура, история которой началась с перевода, была об­речена снова стать «переводной» при Петре I. Пути Запада и Руси разошлись [Фе­дотов, 1995, с. 275].

10-2659
симого государства, кроме Московского. Брат последнего визан­тийского императора Константина Фома Палеолог нашел со сво­ей семьей убежище в Риме. Великий князь Иван III в 1467 г. овдо­вел. Папа Римский Павел II предложил дочь Фомы Палсолога Софью в супружество Ивану III, надеясь посредством этого брака вновь присоединить Москву к Флорентийской унии. Брак состоял­ся в 1472 г., но он не оправдал надежд Папы Римского и в то же время сыграл большую роль в возвышении монархической власти в Москве благодаря родству великого князя с византийской ца­ревной и ее личным властным качествам.
Великий князь стал как бы преемником византийского импе­ратора, почитавшегося главою всего православного мира. В сноше­ниях с малыми соседними землями был узаконен титул царя всея Руси. С конца XV в. на печатях Московского государства появился визан­тийский герб — двуглавый орел, который комбинировался с пре­жним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Распространилось сказание о том, что «шапка Мономаха», храня­щаяся в настоящее время в Московском Кремле, была прислана в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя киевского Владимира Мономаха, от кото­рого якобы ведут свой род московские государи. Как отмечал В. О. Ключевский: «Софья ценилась в Москве и сама себя ценила не столько как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская» [там же, с. 114].
Итак, логика объективного процесса возвышения и собира­тельной роли Московского государства вместе с заключением брака Ивана III с Софьей Палеолог привела к «политической демонст­рации» (выражение Ключевского) Москвы наследницей Констан­тинополя (Второго Рима).
Москва провозглашается Третьим Римом — последним и вечным царством всего православного мира.
Панправославное мессианство, покровительство единоверным народам получило яркое выражение в послании игумена псковс­кого Елеазарова монастыря Филофея, в котором он писал, что «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». В своих посланиях Филофей «подчеркивает ту мысль, что политическое падение православных царств связано с их религиозною изменою и что политическое господство Москвы есть следствие ее религи­озной непоколебимости» [Лосский, 1990, кн. 2, с. 411.
Филофей писал, что прежде существовало два мировых христианских центра: сначала Древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», затем Византия. Но византийские правители тоже изме­нили христианству, пойдя в 1439 г. па унию с католической церковью. Следствием этого, по Филофею, было падение Византии, завоеванной турками. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, стала миро­вым христианским центром.
Безусловно, в этой идее содержится геополитический элемент, за­ключающийся в обосновании панправославпого значения Русского госу­дарства. В то же время в посланиях Филофся «воплотилось враждебное отношение ко всему иноземному, проповедь религиозной нетерпимости, стремление к безусловной незыблемости существующих порядков, освя­щаемых тезисом о «богоизбранном» царстве, принципиальное неприятие чего-либо в идеологии и общественной жизни. Этот тезис был одним из наиболее законченных проявлений церковного консерватизма и реакци­онности» |Русское православие, 1989, с. 104|.
В XIX в., когда многие православные народы — сербы, болгары, гре­ки, румыны — начали активное освобождение от Османской империи, в России вновь значительно распространилась мессианская панправослав-ная идея, связанная с внешней политикой России по поддержке и пря­мому освобождению православных на Балканах.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идеология «Москва — Третий Рим» как выражение русского мессианства» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
Умови виникнення кредитної угоди
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (09.05.2013)
Переглядів: 1409 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП