ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Реалистическая и идеалистическая традиции в геополитике
Реальные политики в своих представлениях исходят из тези­са о неизбежности столкновения интересов государств на международной арене в борьбе за ограниченные ресурсы, кон­троль над коммуникациями и т.п.
В отличие от внутригосударственных конфликтов, которые имеют сдерживающие средства в виде законодательной, исполни­тельной и судебной систем власти, конфликты между государствами не имеют таких значительных ограничений либо ограничения на­ходятся в зачаточном состоянии. Поэтому межгосударственные от­ношения происходят в условиях преимущественного использова­ния дипломатии. Угроза насилием превращается в основной инст­румент межгосударственных отношений.
Реально-политические подходы нашли отражение в таких тео­риях и понятиях, как «стратегия быстрого реагирования», теория «взаимно гарантированного уничтожения», «восточная политика», «железный занавес», доктрина «массированного возмездия», про­грамма «новых рубежей», политика «блестящей изоляции», докт­рина «устрашения», «холодная война».
Основные современные теоретические разработки в области реальной политики относятся к 1950—1960-м годам. Однако и в настоящее время многие государства и политики придерживаются принципов «политического реализма». При этом от «реальных по­литиков» следует отделять диктаторов, для которых характерна узурпация политической власти и распространение неограничен­ного господства на все стороны жизнедеятельности общества. Ряд диктаторов, обладая безграничной жаждой власти, стремятся к ми­ровому господству, не учитывая реальной расстановки сил и тра-
гических последствий для себя и человечества. Диктаторов скорее можно отнести к идеалистам, нежели к реалистам. Например, Гит­лер руководствовался в своих устремлениях идеалистической кон­цепцией расизма.
Перейдем к рассмотрению идеалистической традиции в геопо­литике. Идеалистическая проблема обеспечения мира и безопас­ности без войны и господства великих держав поднималась на про­тяжении столетий. Так, философы времен Просвещения воспри­нимали систему международных отношений как шестеренки гигантского часового механизма Вселенной и считали, что время поистине работает на этот механизм, неумолимо везя человече­ство к всеобщему благу. В 1751 г. Вольтер описывал «христианскую Европу» как «нечто вроде огромной республики, разделенной на ряд государств, часть которых монархические, часть же — сме­шанные по устройству, но все они обладают одними и теми же принципами общественно-политического права, неведомыми в других частях света. Эти государства превыше всего следуют воеди­но премудрой политике поддержания сил друг перед другом, на­сколько это возможно, эквивалентного равновесия сил».
Эту же самую тему разрабатывал Монтескье. Для него равнове­сие сил представлялось средством превращения разнообразия в единство [Киссинджер, 1997, с. 56].
Известный американский дипломат Г. Киссинджер отмечает, что философы подменяли намерения результатом: «В продолжение всего XVIII в. государи Европы вели бесчисленные войны и не помышляли о теоретическом обосновании принципов построения мирового порядка. В тот самый конкретный момент, когда между­народные отношения начинали основываться на силе, возникало такое количество новых факторов, что расчеты становились все ьолее и более невозможными» [там же].
Одним из виднейших политиков XX в., стоявшим на идеалис­тических позициях в геополитике, был 28-й президент США Вуд-ро Томас Вильсон (1856—1924; президент с 1913 по 1921 г.), кото­рый хотя и инициировал вступление США в Первую мировую войну, но в то же время выдвинул программу либерального миро­вого порядка «Четырнадцать пунктов»5.

5 Из «Четырнадцати...» восемь были названы обязательными: открытая дипло­матия, свобода мореплавания, всеобщее разоружение, устранение торговых барь-г|юв, беспристрастное разрешение колониальных споров, воссоздание Бельгии, шмюд войск с российской территории, учреждение Лиги Наций. Остальные шесть
В. Вильсон лично участвовал в Парижской конференции (по итогам Первой мировой войны) и был «звездой мирной конфе­ренции» [там же]. Главное отличие от реализма в его идеалисти­ческой программе состояло в следующем. Реалисты считают, что ответственность за международные отношения несут сильные го­сударства. Программа Вильсона потребовала, чтобы мировой кон­троль осуществлялся с помощью коллективной деятельности всех государств мира. «Вильсон отвергал мысль о существовании струк­турных причин международных конфликтов. Полагая, что гармо­ния — вещь естественная, Вильсон жаждал учреждения институ­тов, которые устранили бы иллюзию конфликта интересов и по­зволили бы утвердиться подспудному чувству мировой общности» [там же, с. 206]. Главный результат этого типа мышления выразил­ся в создании Лиги Наций по окончании Первой мировой войны.
Интересно, что современник Вильсона реалист X. Маккиндер скепти­чески относился к благим намерениям Вильсона, проводившего свои идеи в Версале. В своем труде «Демократические идеалы и реальность» (1919), вышедшем сразу же после окончания Первой мировой войны, он приво­дит пример, что один римский полководец-победитель, триумфально вступая в Рим, вез па своей колеснице раба, задача которого была на­шептывать полководцу, что и он смертен. Надо бы, писал Маккиндер, «некоему воздушному херувиму» во время совещаний в Версале нашеп­тывать в уши собравшихся государственных деятелей союзных стран не­зыблемые истины геополитики. Все это нужно для того, чтобы предупре­дить их о том, что преследование идеалистических целей без предваритель­ного должного учета географических реалий обречено на провал [Паркер, 1993, с. 34—351. Версальский мировой порядок просуществовал лишь два десятилетия, до Второй мировой войны, которая привела к еще более трагическим последствиям, чем Первая.
Говоря об идеалистическом направлении геополитической мысли, крупный американский исследователь Н. Спикмен утвер­ждал, что величайшая ошибка состоит в наивной вере, что в мире силовой политики хорошие отношения складываются будто бы благодаря дружеским чувствам между лидерами или народами. За все пять тысяч лет истории международных отношений не было

пунктов, которые скорее «следует», чем «надлежит» достигнуть: возврат Франции Эльзас-Лотарингии, получение автономии для национальных меньшинств Авст­ро-Венгерской и Оттоманской империй, пересмотр границ Италии, вывод инос­транных войск с Балкан, интернационализация Дарданелл и создание независи­мой Польши с выходом к морю.
ничего, что могло бы хоть как-то подкрепить эту веру. Союзы со­здаются, говорил Спикмен, не благодаря чувствам и эмоциям, а вследствие действия географических причин и баланса сил. Если при этом и возникают какие-то дружественные чувства по отно­шению к союзнику, то они обычно — следствие, а не причина политического сотрудничества [8рукшеи, 1944].
А такие французские географы, как Видаль де ла Блаш, Аль­берт Деманжон, видели решение проблемы мировой безопаснос­ти в создании сообщества государств, действующих вместе в об­щих интересах. В истории дипломатии известно наименование «Бри-ановская Европа». Основываясь на идеях Руссо, Канта, Мадзини, Гюго и других западноевропейских мыслителей, французский ми­нистр иностранных дел Аристид Бриан в 1929 г. в своем выступле­нии в Лиге Наций заявил о необходимости экономического, по­литического и социального федерального союза европейских на­ций, что в наши дни претворилось в создании Европейского союза. Французские географы Ив Лакост и Мишель Фуше отмечают воз­можность распространения интегристской политики, оправдавшей себя в Западной Европе, на другие регионы мира. Жизнеспособ­ность модели новой Европы может в конечном счете привести к победе принципа интеграции над догматическим принципом господ-ствования и контроля одних стран над другими. «Идеализм, если он хочет сохранить место в геополитическом мышлении, нуждается в создании серьезной базы для внесения вклада в образование ново­го мирового порядка, прочного настолько, чтобы противостоять все еще существующим опасностям. Такая модель должна транс­формироваться из рекомендательной в нормативную, если она может предоставить реальный выбор для человека в борьбе «про­тив судьбы» [Паркер, 1993, с. 34].
Как научное направление идеалистические идеи постепенно оформились в иренологию (от греч. е1рупЪ — мир). Противополож­ное по названию научное течение — полемология (от греч. ро1етоя — война) как направление в зарубежной политологии, в рамках ко­торого исследуются войны и вооруженные конфликты, тесно свя-чано с исследованиями мира, т.е. иренологией. Ведущим иреноло-гическим учреждением считается Международный институт ис­следований мира в Осло, созданный в 1959 г. Й. Галтунгом. влиятельным международным институтом является также Сток-юльмский институт исследований мира (СИПРИ), а также Меж­дународный институт мира в Вене. В США среди иренологических

I -2659 центров видное место принадлежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем.
Полемология получила развитие после Второй мировой войны в работах французского социолога Г. Бутуля, нидерландского по­литолога Б. Реллинга, итальянского политолога Ф. Форнари. Поле-мологи руководствуются принципом: «Хочешь мира — осмысли войну». Их задача определена как междисциплинарное исследова­ние войн, конфликтов и других форм коллективной агрессивнос­ти в целях их предотвращения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Реалистическая и идеалистическая традиции в геополитике» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
Індивідуальна вартість джерел капіталу
Модель протоколів INTERNET


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (09.05.2013)
Переглядів: 1236 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП