Развитие машиностроительного комплекса характеризует уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей экономики. Структура комплекса очень сложна. Выделяют следующие крупные отрасли: 1. Энергетическое машиностроение.2. Металлургическое машиностроение.3. Горно-шахтное и горно-рудное машиностроение.4. Производство подъемно-транспортного оборудования.5. Электротехническое машиностроение.6. Химическое машиностроение.7. Производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования.8. Производство нефтегазодобывающего оборудования.9. Станкостроительная и инструментальная промышленность.10. Радиоэлектронная и приборостроительная промышленность.11. Транспортное машиностроение.12. Тракторостроение.13. Сельскохозяйственное машиностроение. 14. Машиностроение для животноводства и кормопроизводства. 15. Строительно-дорожное машиностроение. 16. Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности. 17.Производство сантехнического и газового оборудования. 18.Промышленность межотраслевых производств. Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли (более 130). Европейский регион производит 94,6 % всей продукции машиностроения России, азиатский – 5,4%. В зависимости от особенностей производства в машиностроительном комплексе выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потребления (потребительский фактор). Крупнейшие районы тяжелого машиностроения – Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и других районах. Общее машиностроение – группа отраслей со средней металло- и энергоемкостью, невысокой трудоемкостью. Основной фактор размещения – потребительский. Ряд предприятий тяготеют к металлургическим базам. Предприятия общего машиностроения производят оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности, сельскохозяйственные машины. Для сельскохозяйственного машиностроения главным является потребительский фактор. В отрасли производят зерноуборочные комбайны – Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, картофелеуборочные – Рязань, льноуборочные машины – Бежецк и др. Крупные предприятия этой отрасли находятся также в Воронеже, Кургане, Новосибирске и т. д. Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, электротехническая промышленность, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и медицинской промышленности и т.д. Главные факторы размещения – трудовой и потребительский. Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей – заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (Нижний Новгород). Основной центр производства легковых автомобилей – Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТО машиностроения в России» з дисципліни «Територіальна організація населення»