ТО машиностроительного и металлургического комплекса
Машиностроительный комплекс включает машиностроение (в том числе энергетическое машиностроение, станкостроение и инструментальную про-мышленность, приборостроение, транспортное машиностроение, тракторо-строение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования) и металлообработку. В зависимости от технологических особенностей производства выделяют тяжелое, общее, среднее, точное и сложное машиностроение, различающиеся материалоемкостью, трудоемкостью и наукоемкостью. На сегодняшний день снизилась конкурентоспособность отечественного машиностроения не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Невысокая инвестиционная привлекательность машиностроительного комплекса ограни-чивает его развитие в условиях рыночной экономики. Значимость машиностроительного комплекса для территориальной орга-низации населения трудно переоценить. Это самые распространенные в тер-риториальном отношении предприятия, встречающиеся почти в каждом насе-ленном пункте. Машиностроительные предприятия – необходимое звено лю-бого промышленного комплекса. При этом в отрасли крайне высок уровень концентрации: свыше 50% его продукции дают всего 10 регионов: Самарская область, Москва и Московская область, Челябинская области, Татарстан, С-П. Для машиностроительного комплекса характерна достаточно глубокая специализация, в том числе предметная, подетальная и технологическая. Это вызывает увеличение числа предприятий-смежников, расположенных в дру-гих городах и регионах, усложнение связей. Российское машиностроение недостаточно сбалансировано по структуре производства, его специализация не всегда ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей регионов, что вызывает дополнительные затраты на транспортировку. Металлургический комплекс. Металлургия относится к числу Важнейших базовых отраслей экономики и занимает 2 место с пром-ом произ-ве России. Металлургический комплекс включает отрасли черной и цветной метал-лургии. Помимо выплавки металлов и производства готового проката отрасль включает также добычу и обогащение руд. В территориальном аспекте от-дельные стадии металлургического производства могут быть расчленены. Концентрация производства в цветной металлургии крайне высока: на 10 ведущих регионов приходится почти 80% объема производства отрасли: Красноярский край, республика Саха (Якутия), Свердловская область - свыше 50% продукции отрасли. Тяжелые цв. Ме – Урал. Выплавка легк. цв Ме – Красноярский и Братский Al заводы. Черная металлургия обладает большим районообразующим значением, так как притягивает многие производства тяжелой промышленности: металло-емкое машиностроение, теплоэнергетику, промышленность строительных ма-териалов, химическую) промышленность. Полный металлургический цикл требует, больших транспортных потоков, поэтому в районах размещениям комбинатов развивается транспорт, который является важным системообра-зующим фактором ТОН. Таким образом, основной формой ТОН в районах концентрации черной металлургии полного цикла являются городские агло-мерации на базе промышленных узлов. Крупные центры: Новокузнецк, Чере-повец, Магнитогорск, Челябинск, Тула, Липетск. Характерной особенностью российской металлургии является преоблада-ние крупных предприятий и развитие интеграционных процессов. Многие комбинаты и заводы входят в состав холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Например, в состав ФПГ включены такие промышлен-ные гиганты, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, металлургические комбинаты, Красноярский Al завод, Челябинский трубопрокатный завод. Ве-лико влияние отрасли на региональное развитие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТО машиностроительного и металлургического комплекса» з дисципліни «Територіальна організація населення»