Государства Южного Кавказа формируют новые геополитические векторы внешней политики. После распада Советского Союза Грузия разрушила российский вектор внешней политики в надежде скорого пришествия на Запад. Была популярна формула Э. Шеварднадзе: «Грузия по своей истории, культуре и национальному характеру — страна западноевропейской ориентации — через века вновь вернулась в европейский мир, от которого её в свое время отторгли насилием». Играя на геополитических противоречиях крупных держав, Грузия лидировала среди бывших союзных республик по объему западной помощи на душу населения. Грузинская власть объявила Грузию европейской страной, временно отторгнутой насилием северного соседа. Грузия жила ожиданием «возвращением» на европейский Запад, который должен был проложить Великий шелковый путь через новое независимое государство, включая создание инфраструктуры нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Иждивенчество разложило государство и стимулировало коррупцию. В результате общественного протеста в 2004 году национал-либералы сменили националистов (преимущественно из бывшей советской номенклатуры). Азербайджан успешно использует энергетический фактор во внешней политике, привлекая для освоения месторождений нефти капитал транснациональных корпораций. Наиболее успешно развивается тюркский (исламский) вектор в направлении Турции и сохраняются деловые связи с Россией, где трудятся многие азербайджанцы. Еще в 80-е годы в Азербайджане велика была тяга к турецкой культуре. Однако после распада Советского Союза крупномасштабного тюркоязычного «братания» не произошло. Турция не развращает местные элиты финансовыми и материальными дотациями за их лояльность, как это было в Советском Союзе. Безработица усиливает ностальгию о советской власти или мечты об Иранском Азербайджане, где живут лучше. Около одного миллиона азербайджанцев ныне проживает в России, преимущественно в Москве, а в иранских провинциях — свыше 20 миллионов этнических азербайджанцев. Поэтому положение республики в геополитическом и геоэкономическом пространстве не совпадают. Азербайджанская диаспора доминирует в московской и иранской торговле, тогда как политическая власть России и Ирана находятся в геополитической оппозиции к Азербайджану. Армения в противовес геополитической оси Анкара – Баку укрепляет взаимодействие с Ираном и Грецией. В геополитическом коде Армении доминирует традиционный российский вектор. Армянская диаспора в России (2 млн. армян, преимущественно, в Москве и Краснодарском крае) сопоставима с населением Армении (3,2 млн. человек). Успешно развивается западный вектор (ЕС, США и НАТО). Армянская миллионная диаспора добилась от Соединенных Штатов ограничений в экономической помощи Азербайджану в связи с проблемой Нагорного Карабаха и успешно лоббирует интересы своей исторической родины. Армении оказывается существенная американская финансовая помощи. На протяжении нескольких веков народы Кавказа были в социокультурном пространстве русской культуры и языка, ставшими и остающимися для них транслятором межцивилизационного диалога. Гарантом мира на рубежах цивилизаций выступали космополитичные города. В этой связи вызывает тревогу утрата полиэтничности трех закавказских столиц. В 80-е годы в Баку проживало около 300 тысяч русских и 180 тысяч армян, в Тбилиси и Ереване, соответственно, — 125 и 22 тысячи русских, много евреев. Ныне произошел массовый исход русских и евреев, ереванских курдов и тбилисских немцев, а община бакинских армян перестала существовать. Конфессиональное пространство Кавказа характеризуется неоднородностью. Армянская апостольская церковь является одной из древнейших христианских церквей. В Эчмиадзине близ Еревана находится религиозный мировой центр всех армян и резиденция верховного патриарха и католикоса. Церковь играет исключительно важную консолидирующую роль для армянской нации. Даже в социалистическом «лагере» армянская церковь выделялась по своей роли в общества по аналогии с католицизмом в Польше. Грузинская православная патриархия является одной из древнейших православных христианских церквей. В IV веке Грузия приняла христианство в качестве государственной религии. Таким образом, в современном конфессиональном пространстве, в отличии от армянской древневосточной церкви, Грузия относится к странам, где большинство исповедуют православие, то есть к Европе. Но и здесь отмечается своеобразная специфика. У Грузии тесные культурные связи не только с православной Россией, но и с Францией, где находится одни из крупнейших «островов» православия в Западной Европе и хранятся святыни, чтимые православным миром. При покорении Российской империей мусульманских народов, они вели «Священную войну» («Газават») под знаменем ислама. После ряда восстаний Екатерина II легализовала ислам и признала его законной религией татар и башкир. Так как российские мусульмане почти все были тюркоязычными народами, кроме большинства горцев Кавказа и Таджикистана, возникла теория пантюркизма и идея создания «Великого Турана» — тюркского государства с единоверной и единокровной Турцией. После февральской революции 1917 года борьба мусульманских народов выливается в исламское движение за автономию или полную независимость. В 1917-1918 гг. в Крыму создавалась Национальная директория, а в Средней Азии — Кокандская автономия. В 1918-1919 гг. существовала исламская республика горцев Северного Кавказа. Формировались мусульманские полки как ядра будущей «армии ислама» (басмачества). Ныне идеология басмачества живуча в Туркестане и мюрадизма (национально-освободительного движения горцев) — на Северном Кавказе. В конце ХХ века на Кавказе отмечается возрождение ислама. Как ответ на рыночный фундаментализм, разрушающий коррупцией души людей, получил развитие религиозный фундаментализм. Социально-экономический фактор способствует распространению исламского радикального «протестантизма» среди обедневшей молодежи. По мере обнищания населения растет популярность «ваххабизма». В горных районах при высокой рождаемости и ограниченных размеров обрабатываемой земли практически отсутствуют перспективы для трудоустройства. Чрезвычайно высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни на фоне коррумпированных местных элит и российского рыночного фундаментализма способствует распространению лозунгов социального равноправия и последователей «нового ислама». В 1999 году большую часть боевиков, вторгшихся из Чечни в Дагестан, составляли этнические дагестанцы, вытесненные ранее из республики. Усиление позиций ислама приводит к социальной трансформации, например, азербайджанской семьи. Мужчины выступают за усиление ислама, а многие женщины — за светское государство. Особенно ощутим женский протест против двоеженства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цивилизационный разлом» з дисципліни «Геополітика»