Рассмотрим природу занимающих особое место на Кавказе чеченского, карабахского, абхазского и южноосетинского конфликтов. Чеченский конфликт стал центром межцивилизационного противостояния на Кавказе. «Ичкерия» означает «земля внутри», то есть среди гор. Чеченцы только в начале XVIII столетия появились на плоскости — предгорной равнине. При выходе рек из ущелий черных гор были основаны русские укрепления, например Урус-Мартан (русский Мартын). Чеченский народ состоит из 130 тейпов (родов), объединенных в 11-12 тукхумов, включая ингушей. Исторически тукхум — это военно-экономическое объединение группы родов, часто не связанных между собой кровным родством, но решающим общие задачи защиты от нападений врагов и торгового обмена. Еще в конце ХVIII века в результате восстания шейха Мансура произошло размежевание горцев-вайнахов на непримиримых чеченцев и ингушей, занимающих нейтральную позицию по отношению к России. Сравнительно молодое этническое понятие «чеченцы» объединяет некровнородственные роды (тейпы), куда кроме вайнахских входят кумыкские, черкесские, грузинские и даже русские и еврейские. Взятие заложников и работорговля у горцев не является для Кавказа чем-то особенным. В «Очерках русской смуты» А.И. Деникин писал, что с ослаблением центральной и местной власти привычные для кавказских горцев грабежи и набеги стали обычным занятием, грабили всех, без различия происхождения, верований и убеждений. После гражданской войны горцев удалось относительно «замирить» только к 1927 году, коллективизация вновь нарушила временное перемирие. В 1944 году чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и ногайцев депортировали в Среднюю Азию и Сибирь. Уже после возвращения на Кавказ по распоряжению Хрущева чеченцы-горцы были выселены на равнину и в русский Грозный. Демографический взрыв и безработица вновь заставили чеченцев, теперь добровольно выезжать за пределы Кавказа в поисках средств существования. Советская власть не смогла решить вековую проблему безработицы. В большинстве кавказских и среднеазиатских республиках значительную часть занятых в промышленности составляли русские, например, до 80% — в Чечне. «Малая победоносная война» 90-х годов закончилась поражением России и гибелью десятков тысяч граждан. В очередной раз вскрылась некомпетентность власти, использующей унитарные подходы в федеративном государстве. Взятие Грозного российскими войсками рассматривалась как главная победа, тогда как для большинства чеченцев это всего лишь административный центр территориальной единицы Российской Федерации. Нельзя «зачистками» Аргунского и других ущелий победить народ, для которого родная земля дороже жизни. Русские и чеченцы продолжают жить в разном социальном времени. Когда идет война, и гибнут люди, природа начинает доминировать над разумом. В условиях российского «капитализма» с выраженным рыночным фундаментализмом в Чечне не только не сложились элементы гражданского общества, но произошла маргинализация местных родовых социальных институтов, и усилились тенденции создания бандитской республики. Здесь самые справедливые демократические выборы не могут привести к консолидации вокруг «всенародно избранного президента-чеченца», который останется для большинства лишь представителем одного из чеченских тейпов. По аналогии с узбекским социальным институтом «махалля» местное самоуправление возможно на основе возрождения территориально-семейных общин.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты» з дисципліни «Геополітика»