Томас Эдвард Лоуренс Аравийский(1888—1935) — английский писатель, ученый-медиевист и археолог. В годы первой мировой войны в качестве британского военного советника участвовал в боевых действиях арабов против турок. Его называли человеком-легендой, «Новым Наполеоном», «Байроном ХХ века» и «одиночкой, отчасти изменившим мир». Мировую славу ему принесла написанная в 1926 году книга «Семь столпов мудрости». Эта одна из самых жестких, натуралистических и блестящих книг двадцатого столетия была высоко оценена современниками. Нобелевский лауреат в области литературы Уинстон Черчилль назвал труд одним из величайших произведений, когда-либо написанных на английском языке. Книга воспоминаний, далекая от жанра военных мемуаров, читалась как исповедь интеллектуала-одиночки, не разделяющего установки общества: «Мои попытки жить все годы «в арабском платье», имитируя мышление араба, оторвали меня от английского «я» и позволили увидеть Запад, его условности иным взглядом: тот мир рассыпался для меня прахом. Но вместе с тем искренне переродиться в араба я не мог, это было притворством, и только. Легко лишить человека веры, обратить его в веру иную — тяжело». В статье «Перемены на Востоке» Лоуренс сожалел, что европейские политики оказались не способны увидеть грандиозные перемены в Азии после Первой мировой войны, когда континент стали сотрясать беспорядки, волнения и мятежи: «Никто из них не способен .... поставить диагноз болезни или предложить лекарство. Что до болезни, называйте её как вам будет угодно: физическим, моральным или умственным расстройством или порождением материальных условий. Но это — болезнь азиатской цивилизации, неминуемый результат её слишком тесного контакта с Западом. Той же болезнью заразились после встречи с нами аборигены Австралии — и эта болезнь свела их в могилу. Причины тогда были почти биологические: общество австралийцев было слишком слаборазвито, чтобы выдержать контакт с социумом, столь от него отличающимся. Азия выносливей, старше, население её многочисленней — ей не грозит смерть, но именно мы причины её болезни. Европу переварить нелегко». Азия прошла за несколько десятилетий путь, на который Европа затратила столетия — пересела с племенных скакунов на «роллс-ройсы». Однако, как и на Балканах и в отдельных регионах России, не все здесь благополучно. Как оценить произошедшие перемены? В мусульманский мир, наряду с материальными заимствованиями, проникли изобретенные в Европе идеи национализма. О его разрушительных последствиях пишет Лоуренс: «Национализм — беспокойная и жестокая стихия; возможно, он унес не меньше жизней, чем религиозные войны, а ведь под его власть мы подпали сравнительно недавно. Чем эта зараза старее, тем она опасней: Балканы и Ирландия, до которых эта болезнь докатилась позже, переносят её особенно тяжело». Для арабских стран, возникших на евразийских перекрестках, свойственна жесткость правителей. Для арабской ментальности присуща любовь к жестокому вождю. Правитель, способный удержать народ в открытом евразийским ветрам многоликом этническом котле, становится национальным героем. Уравнительный социализм здесь вряд ли будет заменен западными ценностями. В мусульманском мире продолжается эксперимент с выбором модели общественно-политического устройства. Ирак строит арабский социализм, Турция и Египет идут путем вестернизации, Саудовская Аравия остается монархическим государством, Иран встал на путь теократии (исламского фундаментализма) во главе с духовным лидером, крайним проявлением этой модели стал Афганистан в период правления талибов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Томас Эдвард Лоуренс Аравийский(1888—1935)» з дисципліни «Геополітика»