Критика Плехановым «теории факторов» и вульгарного социологизма
Далеко не всякая социологическая точка зрения оценивается Плехановым как фундамент научного анализа исторического процесса. В этой связи он критикует теорию факторов, фиксирующую взаимодействие различных сторон общественной жизни и отказывающуюся от выявления причинно-следственных связей в историческом процессе. Плеханов отмечает, что «взаимодействие бесспорно существует между всеми сторонами общественной жизни. К сожалению, эта справедливая точка зрения объясняет очень и очень немногое по той простой причине, что она не дает никаких указаний насчет происхождения взаимодействующих сил» [П, I, с. 520]. По его словам, этот подход не позволяет дать научного объяснения социальной жизни, ибо научное объяснение предполагает выявление причинной связи явлений, их закономерности; иная же точка зрения ведет лишь к путанице. Чтобы разделаться с этой путаницей, мы должны прежде всего найти тот исторический фактор, который произвел все остальное и создал возможность их взаимодействия. Но «научное исследование не может остановиться на признании этого взаимодействия, так как взаимодействие далеко не объясняет нам общественных явлений» [П, I, с. 521]. Необходимо кроме учета этого взаимодействия выявить также тот общественный фактор, который оказывает решающее воздействие и на развитие общественной среды, и на развитие общественного мнения, и на развитие научной мысли. Критикуя теорию факторов, Плеханов подчеркивал, что «ука- 610
зав на взаимодействие между силами, я все-таки не объяснил, откуда же они явились» [П, II, с. 204]. В рецензии на книгу А. Лабриолы он обращает внимание на причины появления теории факторов в социальной науке: «Теория факторов растет... вместе с ростом разделения труда в общественной науке... И в самом деле, мы можем теперь насчитать почти столько же факторов, сколько существует отдельных «дисциплин» в общественной науке» [П, II, с. 240]. Подобная социологическая теория, которая ограничивает свою задачу описанием множества социальных факторов и отказывается от задачи их объяснения, была, по словам Плеханова, законна и полезна в свое время, но «она не выдерживает теперь критики. Она расчленяет деятельность общественного человека, превращая различные ее стороны и проявления в особые силы, будто бы определяющие собою историческое движение общества. В истории развития общественной науки эта теория играла такую же роль, как теория отдельных физических сил в естествознании. Успехи естествознания привели к учению об единстве этих сил, к современному учению об энергии. Точно так же и успехи общественной науки должны были повести к замене теории факторов, этого плода общественного анализа, синтетическим взглядом на общественную жизнь» [П, II, с. 242]. Такая параллель между тем периодом в естествознании, когда природа расчленялась на множество физических сил, и теорией факторов является весьма плодотворной. Она показывает, как понимал Плеханов ограниченность теории факторов и идеи взаимодействия различных факторов. Научная точка зрения — это монистическая точка зрения. «Наука тоже стремится к монизму. К нему тяготел и один из гениальнейших представителей науки нового времени—Ньютон», — подчеркивает Плеханов [П, III, с. 668]. Конечно, если подобное научное объяснение социальной жизни и развития научной мысли, выявляющее причинную зависимость, уже выработано, то затем оно может быть подвергнуто вульгаризации. Такого рода опошление научного понимания социальной действительности представлено в вульгарном социологизме. «Конечно, всякий научный взгляд, — писал Плеханов, — может быть понят поверхностно и односторонне. Его поверхностное и одностороннее понимание отдельными лицами или целыми группами лиц может привести к уродливым, смешным, карикатурным выводам» [П, III, с. 444]. В своей рецензии на книгу В. Шулятикова Плеханов отмечал, что вульгарно-социологический взгляд на историю мысли превращается в пасквиль на нее, который «мог бы вызвать много справедливого негодования, если бы не отличался глубочайшим комизмом» [П, III, с. 325]. Не касаясь всей этой большой темы, мы отметим в дальнейшем лишь те методологические принципы, которые были выдвинуты Плехановым в полемике с вульгарным социологизмом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критика Плехановым «теории факторов» и вульгарного социологизма» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»