ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Порядок постановки научных проблем. Характеристика социальной роли интеллигенции
Экономические условия предоставляют не только средства для разрешения научных проблем. Они определяют и задачи науки, объекты научного исследования, а Также оказывают существенное влияние на направление научного поиска. Каутский подчеркивает, что «вместе с экономическим развитием совершенствуются и вспомогательные средства, и методы исследования, но в той же мере усложняются ведь и объекты исследования» [им, с. 38].
Именно с этих позиций Каутский полемизировал с английскими социалистами Баксом и Гайндманом, которые проводили мысль о том, что принципы экономического материализма, отождествляемого ими с марксизмом, не применимы к истории науки вообще и к истории математики в частности. Гайндман видел в математике разительный пример абстрактной науки, на развитие которой в ее основных моментах технический прогресс и экономические условия вовсе не влияли или не оказали существенного влияния. Хотя Каутский и не развернул аргументацию исторического материализма применительно к истории науки, он все же отметил: «До чего тесная связь существует между историей чистой математики и историей техники, показывают имена великих математиков» [им, с. 69].
Критикуя стремление свести человеческую жизнь к одному единственному элементу — экономике, объяснить все богатство социальных и культурных форм из экономики, Каутский отмечает усложнение взаимосвязи между социальными условиями и духовной деятельностью. «Соотношение между экономическими условиями, которые ставят перед человечеством определенные задачи и дают средства для их разрешения, и созданной таким образом духовной деятельностью людей становится все более сложным по мере расширения и усложнения обеих областей, в которых проявляется эта духовная деятельность, — природы, завоеванной человеком, и общества, — по мере роста числа промежуточных членов между причиной и следствием в пределах самой этой деятельности. Из первоначально чисто эмпирических попыток воспользоваться примитивным способом той или иной силой природы в конце концов развивается естествознание, начинается разделение труда между теоретиками и практиками, между исследователями и теми, кто применяет их идеи на практике, — и это разделение на различные группы и категории идет все дальше и дальше» [им, с. 36].
Таким образом, Каутский отмечает факт усложнения отношения между экономикой и духовной деятельностью, связанный, во-первых, с ростом разделения труда и возникновением различных групп, выполняющих специфические задачи, и во-вторых, с развитием практического и теоретического овладения природой, влекущего за собой рост технического могущества и развития естествознания.
560

В связи с анализом разделения труда и возникающих на его базе различных социальных групп Каутский обращает внимание на значение социальной психологии и психологического фактора в истории. По его словам, «исторический материалист отнюдь не проходит мимо „психологического фактора", отнюдь не дает слишком низкую оценку его роли в истории» [им, с. 14]. Психологический фактор действует, по Каутскому, в трех направлениях. Во-первых, он находит свое выражение в традициях, во многом трансформирующих действие новых объективных обстоятельств, нового знания. Во-вторых, психологический фактор представлен в социальной психологии классов и социальных групп. В-третьих, психологический фактор тесным образом связан с ролью личности в историческом процессе.
Каутский подчеркивает, что личность не может изобрести для общества проблемы, «хотя она и может иногда открыть проблему там, где другие до сих пор не видели ничего загадочного». В противовес экономическому материализму Каутский считает, что «выбор того круга проблем, которому личность себя посвящает, выбор точки зрения, с которой она подходит к их разрешению, направление, в котором она это ищет, и, наконец, сила, с которой она защищает свою точку зрения, — не могут быть без остатка сведены к одним только экономическим условиям: наряду с последними здесь выступают и индивидуальные особенности, развившиеся благодаря своеобразию природных способностей и той среды, в которой находилась данная личность» [КК, с. 39].
Изучению социальной психологии интеллигенции посвящена работа К. Каутского «Интеллигенция и социал-демократия». Отмечая, что «капиталистический способ производства способствует развитию науки и искусства и росту интеллигенции» [КК, с. 10], Каутский полагает, что «интеллигенция не имеет общих классовых интересов, а имеет только интересы общепрофессиональные» [КК, с. 13].
Основная идея Каутского заключается в том, что интеллигенция представляет собой профессиональное сословие, которое не имеет общих интересов, аристократично по своему занятию и месту в обществе. Сравнивая интеллигенцию с ремесленными сословиями, Каутский писал: «В современном государстве интеллигенция представляет единственный класс, в котором еще существуют остатки чисто цеховой ограниченности и действительные сословия средневекового характера» [КК, с. 14]. Подобное представление об интеллигенции влечет за собой определение ее как аристократии ума, стремящейся поддерживать свою замкнутость и кастовость всеми средствами. Исторически неверное, недифференцированное отношение к интеллигенции, к ее интересам и социальному положению приводит Каутского к тезису о том, что «вообще нельзя рассчитывать на то, чтобы интеллигенция как класс приняла участие в классовой борьбе пролетариата» [КК, с. 16], что «интеллигенция как привилегированный класс должна
561

Питать естественную неприязнь к пролетариату» [КК, с. 2^). Вульгарное, отрицательное отношение Каутского к интеллигенции как к классу, якобы продавшемуся буржуазии, не только неправильно ориентировало пролетарское движение, но и неверно оценивало существо и роль интеллигенции. Для Каутского интеллигенция обнаруживает «больше способности скрыть истину и обманывать себя и других, а не открывать и распространять ее» [КК, с. 22]. В то же время он обращался к студенчеству, как к той группе, которая может подняться над сословной и классовой ограниченностью и стать союзником пролетариата.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок постановки научных проблем. Характеристика социальной роли интеллигенции» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: КОНТРОЛЬ ТА АНАЛІЗ ВІДХИЛЕНЬ
Фінансування санації за рахунок акціонерного (пайового) капіталу
СУТНІСТЬ ТА ОСНОВНI ЗАВДАННЯ ФIНАНСОВОГО КОНТРОЛIНГУ
Згортання інвестицій та зменшення витрат, які не належать до собі...
ПОНЯТТЯ ТА СКЛАД ТРУДОВИХ РЕСУРСІВ


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 654 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП