Применяя общие принципы материалистического понимания истории к изучению факторов научного прогресса, к осмыслению роли научного знания в экономической и социальной жизни, марксисты конца XIX в. отнюдь не видели свою основную задачу в сведении науки и других форм общественного сознания к экономике. Их работы показывают, что в противовес экономическому материализму они понимали сложность взаимоотношения науки и экономики, духовного и материального производства, осознавали роль науки в социальной жизни, роль марксистской методологии исторического анализа. Вильгельм Либкнехт (1826—1900), уделивший основное внимание изучению аграрного вопроса, истории французской революции и защите интересов пролетариата в немецком Рейхстаге, в своей речи по случаю основания Дрезденского союза просвещения 5 февраля 1872 г. отметил громадное значение науки и просвещения в истории общества. Эта речь была опубликована под характерным названием «Знание—сила, сила—знание». Он говорил, что «в настоящее время, когда мы стоим на плечах прошлых поколений и имеем за собой их общую культурную работу, факторы прогресса значительно умножились» [ВЛ, с. 33]. В. Либкнехт видел в науке и просвещении один из важных фак- 17 Mehring F. Aufsatze zur Geschichte der Philosophie, S. 202, 203. 548
торов социального прогресса. В этой речи он отметил социально-экономическую и культурную обусловленность каждого шага на пути научного движения. «Простейшее изобретение, всякое усовершенствование средств производства предполагает существование всей приобретенной до него культуры, вытекает из нее совершенно естественно, логически... „Великие изобретатели", о которых так много пишется в исторических сочинениях и романах, из мозга которых переворачивающие мир изобретения вышли якобы в готовом виде, точно Минерва из головы Юпитера, представляют собой фигуры мифические, подобно остальным „великим людям". На пути своего развития промышленность наталкивается на новые задачи, но всегда лишь в тот момент, когда разрешение их находится уже в пределах возможности. Тогда дело идет лишь о том, чтобы правильно поставить задачу...» [ВЛ, с. 1181. Эта речь посвящена критике клерикального образования и доказательству необходимости перестройки системы образования. По словам В. Либкнехта, «с распространением знания растет и наша мощь» [ВЛ, с. 80]. Поэтому просвещение и равномерное его распределение, т. е. демократическая перестройка системы образования, составляют одно из важнейших требований немецкой социал-демократии. Называя социал-демократическую партию партией просвещения в глубочайшем смысле этого слова, В. Либкнехт подвергает резкой критике классовые механизмы распределения просвещения, подчеркивает социальную природу системы образования: «Школа — могущественнейшее орудие освобождения, и школа — могущественнейшее орудие порабощения, в зависимости от природы и задач государства» [ВЛ, с. 96]. Борьба В. Либкнехта против клерикального образования, за упрочение народных школ и светского образования имела громадное значение в условиях тогдашней Германии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «В. Либкнехт о развитии науки и просвещения» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»