Биографический метод в историко-научных исследованиях
Одна из важнейших заслуг Меринга заключается в том, что он первый из марксистов подчеркнул значение биографического метода в историко-литературных, историко-философских и историко-научных исследованиях. Сам Меринг известен биографиями таких выдающихся писателей и мыслителей Германии, как Маркс, Лессинг, Шиллер, Гейне, Лассаль. Особенно велики заслуги Меринга как биографа Маркса. Его книга «Карл Маркс. История его жизни», вышедшая в 1918 г. незадолго до смерти автора, подводила определенный итог изучению Мерингом жизни и творчества основоположника марксизма. Начинал же Меринг свое творчество с биографии Лессинга. Меринг в своих жизнеописаниях показал действенность марксистского метода в изучении жизни и творчества выдающихся писателей и мыслителей Германии. Это была по сути дела полемика с вульгарно-социологическими трактовками роли личности в истории культуры, которые нашли своих приверженцев и в рядах немецкой социал-демократии. Некоторые социал-демократы интерпретировали марксизм как отрицание вообще роли личности в историческом процессе. Парвус проводил мысль о том, что «научный социализм вообще придает очень мало значения личностям»12. Материалистическое понимание истории трактовалось многими псевдомарксистами как учение о безличных механизмах социально-экономического прогресса, как экономический материализм. Подобная интерпретация марксизма не оставляла места ни свободе личности, ни ее выбору, ни ее деятельности. Она игнорировала личность как субъект исторического процесса, сводя весь социальный и культурный процесс к автоматическому деи- 11 Mehring F. Aufsatze zur Geschichte der Philosophie. Leipzig, 1960, S. 258. 12 Парвус. В рядах германской социал-демократии. СПб., 1907, с. 78. 545
ствию «железных» законов истории. Оборотной стороной этого обезличивания исторического процесса всегда оказывался кулы выдающихся личностей, которые не только персонифицировали собой решающую тенденцию социального прогресса, но при такого рода интерпретации истории оказывались ответственными и за прогресс, и за его деформацию. По сути дела экономический материализм, в котором сильны мотивы как фатализма, так и провиденциализма, является той почвой, на которой и возникает легенда о решающей роли выдающейся личности в историческом процессе. Эти две противоречивые установки, одна из которых полностью элиминирует личность из исторического процесса, сводя его к автоматическому действию закономерностей исторически-социального бытия, а другая — персонифицирует социальный прогресс в выдающейся личности, оказываются тесно связанными друг с другом, дополняющими друг друга. Для Меринга были не приемлемы ни та, ни другая позиция. В своей полемике с Бернштейном он подчеркивал, что «историко-материалистический метод никогда не усматривал закон движения человеческой истории в безграничном и непосредственном действии экономических движущих сил; он никогда не приписывал технико-экономическому фактору безграничное право определения истории, как утверждает Бернштейн»13. В своих биографических исследованиях Меринг стремился показать роль личности в историческом процессе, тесно связывая ее психологию, ее творчество и внесенный ею вклад в культуру и науку с наличными социально-экономическими условиями той или иной эпохи. Метод его исследования, реализованный уже в книге «Легенда о Лессинге», вызвал упреки в механистическом понимании исторического материализма, в выведении идеологических явлений непосредственно из экономической жизни, в элиминации сферы социальной психологии. Таковы возражения на книгу Меринга о Лессинге, высказанные в рецензии П. Эрнста 14. В этих возражениях упускалось и? виду то, что Меринг, оставаясь на почве исторического материализма, вводил еще одну промежуточную переменную (кроме экономических отношений и социальной психологии), а именно психологию личности, конденсирующую в себе некоторые общие социально-психологические позиции, тенденции социального развития. Заслуга Меринга заключается в том, что на конкретном историческом материале он показал ограниченность экономического материализма, раскрыл плодотворность материалистического понимания истории не только в анализе социальной психологии, но и в изучении психологии отдельной личности. В предисловии к биографии Шиллера Меринг формулирует свою задачу. Эта формулировка имеет отношение не только к био- 13 Neue Zeit, XVII, Bd. II, 1899, S. 152. 14 Ernst P. Mehring's Lessing Legende und die materialistische Geschichtsauf-fassung. — Neue Zeit, 1893/94, Bd. II, S. 27, 28. 546
графии Шиллера, но и к осмыслению его собственного вклада в материалистическое понимание культурной и научной жизни. Задачу эту он видит в том, чтобы оценить людей, ответственных за историческое развитие, воссоздать личностные образы, в которых ясно выражается жизнь и устремления того или иного исторического периода. Вместе с тем Меринг не приемлет господствующий в буржуазной историографии его времени культ выдающихся людей. Ведущие концепции в историографии он характеризует как легенды, которые должны быть разрушены, легенды, присущие всей прежней историографии. Метод исторического анализа, перерастающий в создание легенд о выдающихся личностях истории, наиболее характерен для буржуазной историографии, которая не может постичь внутренние движущие силы исторического и научного прогресса. Создание легенд является, согласно Мерингу, одной из отличительных черт романтической историографии. «История кажется нам тем романтичнее, чем более не ясны историческим описателям внутреннее сплетение причин и следствий; эпоха кажется нам тем романтичнее, чем меньше познаны внутренние движущие силы ее развития» 15. В этом отношении интересна критика Мерингом историографической концепции немецкого историка Г. Трейчке. Полемизируя с его тезисом о том, что «люди делают историю», Меринг подчеркивает, что этот тезис может быть понят двояко: «Если этот тезис мыслится как культ героев, то он ложен, но если он будет правильно интерпретирован, то он содержит зерно истины. Люди делают историю, но люди, делающие историю, делаются историей» 16. Буржуазная историография, создающая мифы и легенды вокруг выдающихся ученых, писателей, политиков, приводит к тому, что в ней не вычленяются движущие силы исторического развития, а задачи исторического исследования сводятся к хронологическому описанию событий. Мифологичность прежней историографии приводит к отказу от теоретической позиции в анализе истории и к сведению исторического исследования к бездумному описанию фактов и событий. В статье о Ницше Меринг подчеркнул, что «именно способность творчески вычленить существенное из беспорядочного нагромождения несущественного, отличает историка от хрониста. В юношеские годы Ницше в немецкой историографии господствует так называемая „объективность", та „методическая критика текстов", которая кичится с бессмысленной трезвостью хрониста математической достоверностью своих занятий, фактически сводящихся к улавливанию пыли и, выдвигая эту смехотворную претензию, пресле- 15 Neue Zeit, XX, 1901—1902, Bd. II, S. 514. 16 Ibid., XXIII, 1905, Bd. II, S. 362. 547
дует пагубную, зловредную, деляческую цель, движимую капиталистическими интересами вообще и прусскими в частности» 17. Подлинно научную интерпретацию существа исторического процесса Меринг видел в историческом материализме, который дает возможность понять историю во всей ее сложности и переплетении объективных и субъективных моментов целого. Несмотря на ряд ошибок в интерпретации марксистской философии и прежде всего в ограничении ее одним лишь историческим материализмом, работы Меринга имеют громадное значение не только в пропаганде идей марксизма в историографии, но и в дальнейшей разработке марксистской концепции исторического процесса, особенно применительно к научной и культурной жизни. Дифференцированный, конкретно-исторический анализ различных сторон культурной жизни Европы, не сводящийся к схемам экономического материализма, а исследующий культурную жизнь в переплетении различных, противоречивых тенденций, учитывающий психологию не только социальных классов и слоев, но и личностную психологию, составляет вклад Меринга в развитие марксизма и его концепции науки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Биографический метод в историко-научных исследованиях» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»