Принцип партийности в философии и его проявление в истории науки
Принцип партийности в философии формулируется Дицгеном как сознательное отстаивание материализма в интересах рабочего класса против той линии, которую ведет «не только грубо формальная, обыденная религия попов, но и самая чистая, утонченная профессорская религия туманных идеалистов» [Д, с. 264]. С чисто партийной страстностью материалиста Дицген разоблачает и разъясняет социальную подоплеку идеализма, практическую природу этой поповщины, выступающей в форме науки: «Дух времени уже не позволяет принуждать грубой силой рабочий народ к производству богатств, зато ученые 518
прихвостни власть имущих начинают морочить народ чудесами умственного труда. Знатное и доходное место профессора, как и предпринимательская прибыль фабриканта, защищается своекорыстным обманом, будто умственный труд бесконечно превосходит физический и во много раз продуктивнее его... Мы до глубины души презираем напыщенные фразы об „образовании и науке", речи об „идеальных благах" в устах дипломированных лакеев, которые сегодня так же дурачат народ поддельным идеализмом, как когда-то языческие попы морочили его первыми полученными тогда сведениями о природе. . . Религиозно настроенные профессора превращают царство божье в царство научного духа. Как господь бог имеет своего антипода в дьяволе, так по-повствующий профессор имеет своего антипода в материалисте» [Д, с. 260,261]. Дицген показывает, что материалистическое мировоззрение есть единственное направление научной мысли, которое с самого начала последовательно противостоит религиозной вере. Возникнув и развившись из весьма наивных и примитивных форм, материализм достиг теперь подлинных высот научной ясности и точности. Однако, подчеркивает Дицген, «академическая ученость» зачастую отрицает права материализма на освещение фундаментальных вопросов мироздания и познания, поскольку содержащиеся в материализме демократические выводы угрожают социальному положению казенной идеалистической философии. В связи с этим Дицген приводит афоризм Фейербаха: «Это характерная особенность профессора философии, что он не философ, и, наоборот, характерная черта философа, что он не профессор» [Д,с.261]. Несмотря на подлинную ученость того или иного отдельного академического профессора, вся корпорация академии в целом носит на себе печать буржуазного разложения. Прошли те времена, пишет Дицген, когда на буржуазии и ее руководителях лежала культурная миссия и открываемые ею академии действительно могли быть центрами непредвзятого свободного научного исследования. Суть принципа партийности материализма такова, что она полностью совпадает с научностью. «Мы, социал-демократы, совершенно ясно понимаем материальную основу (Дицген неточно выражается, говоря: «механическую природу».—Ред.) всякого познания... Мысль, будто подобный научный результат имеет партийную окраску, хотя и кажется противоречивой, легко понятна, так как социал-демократия есть партия, которая защищает не узко-партийные, а общие интересы. Партия обездоленных есть партия бескорыстных, партия беспристрастной истины» [Д, с. 269]. Характеризуя таким образом философскую партийность социал-демократии как партии рабочего класса, Дицген дает точную характеристику проявлениям партийности буржуазных профессоров и в особенности «партии середины». Так он отмечает, что для таких профессоров «Кант оказался нужным человеком, 519
он помог им найти желанную, если и не научную, но зато очень практичную среднюю точку зрения. .. Социал-демократы твердо убеждены, что клерикальные иезуиты гораздо менее вредны, чем «либеральные». Из всех партий партия середины самая гнусная. Она пользуется образованием и демократией, как поддельной этикеткой, чтобы подсунуть народу свой фальсифицированный товар и дискредитировать настоящий продукт» [Д, с. 317]. И далее: «Подобно тому как в политике партии все более и более группируются в два лагеря: на одной стороне работодатели, а на другой — работополучатели... точно так же представители науки делятся на две главные группы: на метафизиков и физиков, или материалистов. Разные шарлатаны, занимающие промежуточное место и являющиеся посредниками, — спиритуалисты, сенсуалисты, реалисты и др. — попадают попутно в это течение. Мы идем навстречу определенности и ясности. . . Если мы сравним обе партии (материалистов и идеалистов. — Ред.) с твердым и жидким, то посередине получится нечто кашеобразное» [Д,с.318]. Живым примером этому может служить оценка Ф. А. Ланге и его книги «История материализма», данная Дицгеном: «...философская точка зрения Ланге — самое жалкое барахтанье в метафизическом капкане, какое только когда-либо существовало. Именно в этой постоянной нерешительности и неуверенности и заключается смысл книги...» [Д, с. 141]. Дицген как истинно пролетарский мыслитель, последователь и ученик Маркса и Энгельса, понимал, что философия представляет собой социальное явление, связана с борьбой классов и групп. Каждое философское учение в конечном счете является выражением определенного мировоззрения, достигнутого уровня знания. Именно поэтому так важна разработка диалектического материализма как мировоззрения рабочего класса. Интересам буржуазии, сохранению ее правящего положения соответствует как идеалистическая философия, так и вульгарный материализм, враждебные настоящей свободной научной мысли, развитию подлинной культуры, в том числе прогрессу естествознания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип партийности в философии и его проявление в истории науки» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»