ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Требование исторического подхода
Предыдущее требование определяет собою и другие требования, вытекающие из марксистской концепции развития науки, разрабатывавшейся Дицгеном. Именно в движении человеческой мысли от господства прежнего спекулятивного метода, выводившего все из головы, к установлению нового, подлинно научного подхода, твердо опирающегося на опытные данные, Дицген видел основную, магистральную линию развития всего человеческого познания, всей науки вообще. Разрабатывая теорию познания, он прослеживал в самых ее глубинах эволюцию научной мысли, начиная от ее зарождения до современного ему естествознания. Он показывал, что правильная точка зрения в гносеологии явилась продуктом исторического развития всей человеческой культуры, всей науки в целом. Поэтому изложение результатов современной гносеологии — «аквизита философии», как он выражается, связано с изложением основных исторических этапов развития научного мышления в целом. «То,
508

что мы называем теперь наукой, у наших предков носило название, звучавшее тогда в высшей степени почтенно и даже возвышенно, но получившее позднее жалкий, несколько простоватый привкус, — название мудрости. Это постепенное превращение мудрости в науку и есть философский аквизит, заслуживающий нашего серьезного внимания» [Д, с. 156].
В другом месте ту же мысль Дицген выразил так: «Наука до тех пор была пустой спекуляцией, пока она не дошла до сознания, что для мышления, изучения, понимания необходим вещественный объект, осязаемый предмет... Наука дедов носила в большинстве случаев умозрительный характер, т. е. они пытались ее создать одним только мышлением, без содействия чувственной действительности, без помощи накопленного опыта...» (цит. по [ПСС,т.29,с.371]).
Одним из существенных моментов исторического подхода является раскрытие исторической связи и преемственности между высшей (развитой) и низшей (зародышевой) формой одного и того же развивающегося объекта (предмета, процесса) или мысли об объекте. Например, Дицген отмечает, что научный социализм подходит к делу с «индуктивным» методом, «имеет свою материальную основу, живет не в спиритуалистических сферах схоластического пустословия, а в реальном мире. Общество, к которому мы стремимся, отличается от фактически существующего только формальными особенностями. Это значит, что мир будущего так же фактически материально уже существует в нынешнем мире, как птенец уже материально существует в яйце» [Д, с.248].
Упоминая далее «немецкую» науку, Дицген говорит, что ее надо искать главным образом только в философской спекуляции. «Последняя в целом есть полоса заблуждений в истории развития науки, но вместе с тем она необходимым образом привела к ряду открытий. Как неуклюжие ружья древних были необходимой ступенью к нынешним усовершенствованным винтовкам разных систем, точно так же метафизические (в смысле: идеалистические. — Ред.) спекуляции Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля—лишь условия или неизбежные пути к открытой, наконец, физической истине, что идея, понятие, логика или мышление не есть предположение, не есть предпосылка, а прежде всего результат материального явления» [Д,с.248].
Под этим углом зрения Дицген рассматривает борьбу между идеализмом и материализмом.
Принцип историзма носит всеобщий характер, подобно всем законам, принципам и категориям диалектики. Это означает, что он может и должен быть распространен не только на природу (в частности, на живую природу), но и на человеческое мышление, сознание, дух. С этих позиций Дицген критикует тех ученых, которые не понимают или не принимают данного положения:
«Удивительно, что эти просвещенные естествоиспытатели, кото-
509

рые так хорошо понимают, что вечное движение природы благодаря приспособлению, унаследованию, подбору (наследственности, естественному подбору. —Ред.), борьбе за существование и т. д. создало из протоплазмы и моллюсков слонов и обезьян, не могут понять, что таким же путем развился и дух. То, что могло случиться с костями, почему же не могло случиться с разумом?» [Д,с.И9].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Требование исторического подхода» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СТРУКТУРА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ ЗА ЕКОНОМІЧНИМ ЗМІСТОМ ТА ФОРМОЮ ПЛАТ...
Економічна концепція П. Ж. Прудона
СТАНОВИЩЕ ПІДПРИЄМСТВА НА РИНКУ ФАКТОРІВ ВИРОБНИЦТВА ТА НА РИНКУ ...
Договір на проведення аудиторської перевірки
Зміст та необхідність державної санаційної підтримки підприємств


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 704 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП