Проблема научного открытия и роли отдельных ученых в его осуществлении — одна из важнейших при изучении закономерностей развития науки. Она представляет собой сложный комплекс разнообразных вопросов, связанных с различными моментами научного исследования и поиска. Именно как такой сложный комплекс она обсуждается в работах Маркса и Энгельса. Первые вопросы, на которые дала ответ марксистская концепция, касались того, случайно или закономерно то обстоятельство, что человек, сделавший данное открытие, появился именно в данное время в данной стране? Какова роль отдельного ученого в истории науки? Имеют ли значение какие-то личные его черты в процессе движения к истине? Какую роль играют социальные условия в деятельности ученого? Ответ на эти вопросы в марксистской концепции естествознания вытекал из общего положения исторического материализма о роли личности в истории человечества. Для Маркса и Энгельса научное открытие — это в первую очередь получение истинного результата, построение правильного научного объяснения, адекватного предмету исследования. Но какие исследования в науке можно считать собственно открытием, а какие были лишь предварительными, создающими необходимые предпосылки для получения истинно научных результатов, — один из важных вопросов, требующих ответа. Помимо этого, следовало объяснить, существует ли объективная основа теоретических заблуждений, иллюзий, ошибок, которыми так богата история науки? Какова логика движения человеческой мысли, проявляющаяся в индивидуальном акте познания? Можно ли говорить об определенных ступенях, или стадиях, этого движения? Материал для ответа на все эти вопросы дает изучение истории крупнейших научных открытий. При этом оказывается, что исключительно важное значение для марксистской концепции истории естествознания, для анализа роли и значения отдельных ученых в развитии той или иной отрасли науки имеет общий вопрос о роли личности в истории. Наконец, немаловажное значение имеют проблема организации всей науки, вопрос о подготовке будущих ученых и вопрос о методах и организации образования в целом. Марксистская концепция связывает весь этот комплекс проблем прежде всего с той конкретной социальной обстановкой, в которой они ставятся и решаются господствующими в данном обществе классами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УЧЕНЫЙ, НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ И ОБЩЕСТВО» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»