Второй этап второго периода охватывает примерно вторую треть XIX в., точнее два десятилетия с небольшим (с 1838 по 1859 г.). В течение этих 22 лет в области учений о неорганической и органической природе были совершены три открытия, благодаря которым в естествознание широко проникла идея всеобщей связи и развития, в результате чего метафизический взгляд на природу был подорван уже не локально, а разрушен в целом. Названными тремя великими открытиями было создание в 1838—1839 гг. клеточной теории М. Я. Шлейденом и Т. Шванном (биология), открытие в 1842—1845 гг. Р. Майером закона сохранения и превращения энергии (физика) и выход в свет в 1859 г. труда Ч. Дарвина «Происхождение видов», содержавшего эволюционное учение (биология). Эти открытия были теснейшим образом связаны с практикой того времени — с развитием промышленной техники, использующей различные формы энергии, с развитием сельского хозяйства, заинтересованного в улучшении пород домашних животных и культурных растений, с развитием медицины. Философское значение этих открытий состояло в том, что они явились естественнонаучным обоснованием диалектико-материалистического взгляда на природу. Во-первых, все явления природы стали отныне рассматриваться не как обособленные, а как находящиеся в органической закономерной связи. «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед, особенно благодаря трем великим открытиям» [21, с. 303]. Во-вторых, стало очевидным, что все в природе, начиная от мельчайшего атома и кончая высшими живыми организмами, находится в постоянном изменении, движении и развитии. Природа понята «теперь как исторический процесс развития» [21, с. 305]. 397
Кроме названных трех великих естественнонаучных открытий в течение этого же этапа были совершены крупные открытия и в других областях естествознания, в том числе в химии и астрономии. Именно в 30—50-х годах, главным образом трудами немецких, французских, русских и английских химиков, сформировалась в самостоятельную науку органическая химия. Выли заложены основы будущей структурной теории, разработаны принципы классификации органических соединений, в частности принцип гомологических рядов, родилось понятие валентности. В астрономии особенно большое значение имело открытие новой планеты Нептуна в 1846 г., которое было осуществлено так сказать «на кончике пера», другими словами посредством предварительного математического вычисления места на небосводе, где надо искать ожидаемую, но еще неизвестную планету. Это был первый случай подобного научного прогноза в истории науки. Энгельс показал, что благодаря этому была на практике подтверждена гипотеза Коперника. Касаясь специально Германии, Энгельс указывал на то, что после революции 1848 г. здесь начался двоякий процесс: бурное прогрессивное развитие естествознания и промышленности и резкая реакция, попятное движение в области философской мысли. По этому поводу он писал: «1848 год, который в Германии в общем ничего не довел до конца, произвел там полный переворот только в области философии. Устремившись в область практики и положив начало, с одной стороны, крупной промышленности и спекуляции, а с другой стороны, тому мощному подъему, который естествознание с тех пор переживает в Германии и первыми странствующими проповедниками которого явились карикатурные персонажи Фогт, Бюхнер и т. д., — нация решительно отвернулась от затерявшейся в песках берлинского старогегельянства классической немецкой философии» [20, с. 368]. В другом месте Энгельс объясняет, почему наступила такая именно эпоха, когда положительное содержание науки перевесило ее формальную сторону. «В это время Германия набросилась с совершенно исключительной энергией на естественные науки, что соответствовало ее мощному буржуазному развитию со времени 1848 года; и по мере того как стали входить в моду эти науки, в которых спекулятивное направление никогда не играло сколько-нибудь значительной роли, снова распространилась также и старая метафизическая манера мышления вплоть до самой крайней вольфовской пошлости. Гегель был забыт, развился новый естественнонаучный материализм, который теоретически почти ничем не отличается от материализма XVIII в. и имеет перед последним большей частью только то преимущество, что располагает более богатым, естественнонаучным, в особенности химическим и физиологическим материалом» [13, с. 495]. Главным, против чего была направлена буржуазная идеологическая реакция вообще, в философии особенно, была ставшая 398
ненавистной ей диалектика. «Вместе с гегельянством, — писал Энгельс в 1878 г., — выбросили за борт и диалектику — как раз в тот самый момент, когда диалектический характер процессов природы стал непреодолимо навязываться мысли и когда, следовательно, только диалектика могла помочь естествознанию выбраться из теоретических трудностей. В результате этого снова оказались беспомощными жертвами старой метафизики. Среди публики получили с тех пор широкое распространение, с одной стороны, приноровленные к духовному уровню филистера плоские размышления Шопенгауэра, впоследствии даже Гартмана, а с другой — вульгарный, в стиле странствующих проповедников, материализм разных Фогтов и Бюхнеров. В университетах конкурировали между собой различнейшие сорта эклектизма, у которых общим было только то, что они представляли собой стряпню из одних лишь отбросов старых философских систем и были все одинаково метафизичны. Из остатков классической философии сохранилось только известного рода неокантианство, последним словом которого была вечно непознаваемая вещь в себе, т. е. та часть кантовского учения, которая меньше всего заслуживала сохранения. Конечным результатом были господствующие теперь разброд и путаница в области теоретического мышления» [20, с. 368]. Так за склонность к неокантианству Энгельс критиковал таких выдающихся естествоиспытателей, какими были Гельмгольц и Негели, а за склонность к индуктивизму и вульгарному материализму — таких, как Геккель. На такой почве сложилось и обострилось основное противоречие естествознания всего второго периода его развития, т. е. всего XIX в. Обратимся к анализу этого противоречия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этап трех великих естественнонаучных открытий» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»