Для того чтобы более конкретно можно было обсуждать вопрос о соотношении философии и естествознания, необходимо прежде всего установить — что же такое философия с марксистской точки зрения, и в особенности марксистская философия? Решением этого вопроса занимался Энгельс. Он подходил к нему исторически, диалектически. Как было сказано выше, сначала философия включала в себя зачатки вообще всех научных знаний. Последующий процесс дифференциации наук имел для философии прогрессивное значение, ибо исключал из ее предмета все, что касалось специально предмета частных наук. За философией как общей наукой осталось только то, что по самой сути дела не могло войти в круг вопросов, охватываемых специальными частными науками о природе и об обществе, а также о психической деятельности человека. Очевидно, что этим общим, оставшимся за философией как отраслью научного знания и не могущим войти в предмет частных наук по самой их природе, могли быть двоякого рода законы: во-первых, наиболее общие законы всякого движения, всякого развития, совершающегося и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении, т. е. и в объективном (внешнем) мире, и в его отражении в субъективном, сознании человека (в его внутреннем мире); во-вторых, общие законы мышления как специфические законы отражения внешнего мира в сознании человека. Ни в одну частную науку в качестве ее предмета, указанные законы войти не могли и не вошли именно потому, что они не носят частного характера и не связаны с изучением какой-либо одной специальной области предметного мира, равно как и психической деятельности самого человека. По самому существу они охватывают весь предметный мир, пронизывая собою все его области, равно как и все отрасли научного знания, независимо от того, изучаются ли в данном случае явления природы — живой или мертвой, общественной жизни или психической деятельности самого человека. Существуют особые учения, науки или теории, предметом которых являются указанные выше два ряда законов. Это — диалектика и логика. Диалектика выступает в качестве объективной (диалектика природы и общества) и субъективной (диалектика мышления). «Вернувшись к материалистической точке зрения, — писал Энгельс в «Людвиге Фейербахе...», — мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые 348
по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе — а до сих пор большей частью и в человеческой истории — они прокладывают себе путь бессознательно... Таким образом, диалектика понятий сама явилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира» [21, с. 301, 302]. Эту же мысль Энгельс выразил в «Диалектике природы», показав, что объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика (т. е. диалектическое мышление) есть лишь отражение совершающегося в природе движения. В других местах той же «Диалектики природы» он пишет: «Таким образом, история природы и человеческого общества — вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления» [20, с. 384]. И еще: «...наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам... Диалектика рассматривается как наука о наиболее общих законах всякого движения. Это означает, что ее законы должны иметь силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления. Подобный закон может быть познан в двух из этих трех областей и даже во всех трех без того, чтобы рутинеру-метафизику стало ясно, что он имеет дело с одним и тем же законом» [20, с. 581, 582]. Наконец, в «Анти-Дюринге» Энгельс подчеркивал этот всеобщий характер каждого из законов диалектики. О различных процессах развития Энгельс писал: «я охватываю их всех одним этим законом движения и именно потому оставляю без внимания особенности каждого специального процесса в отдельности. Но диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» [20, с. 145].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Диалектика как общая наука» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»