Открытие «клеточки» изучаемого предмета в ходе научного познания
Вопрос об открытии исходной, элементарной формы изучаемого предмета—его «клеточки», по выражению Маркса, занимает важное место в марксистской концепции истории науки. 329
Говоря в первом приближении, можно выделить два больших исторических отрезка развития всей данной науки, рубежом между которыми служит как раз открытие «клеточки» изучаемого предмета: до ее открытия познание движется в общем от конкретного к абстрактному, а после ее открытия оно обретает возможность восходить от абстрактного к конкретному. Это Маркс показал на примере политической экономии. В своем «Введении (из экономических рукописей 1857—1858 годов)» он писал: «Кажется правильным начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, следовательно, например в политической экономии, с населения, которое есть основа и субъект всего общественного процесса производства. Между тем при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. ... если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более близких определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями» [12, с. 726]. На этом частном примере Маркс вскрыл общую закономерность развития научного познания, которая есть не что иное, как конкретизация общего трехфазного хода человеческого познания (непосредственное созерцание — анализ — синтез). Таким путем развивалось все естествознание, все его основные отрасли (в главе XII это показано на примере истории органической химии). Маркс отмечает, что так же развивалась и политическая экономия, которая исторически в период своего возникновения следовала по первому пути, т. е. шла от конкретного к абстрактному. «Экономисты XVII столетия, например, всегда начинают с живого целого, с населения, с нации, государства, нескольких государств и т. д., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определяющие абстрактные всеобщие отношения, как разделение труда, деньги, стоимость и т. д. Как только эти отдельные моменты были более или менее зафиксированы и абстрагированы, стали возникать экономические системы, которые восходят от простейшего...» [12, с. 726, 727] к сложному. Эту же мысль Маркс проводит в работе «К критике политической экономии», где он характеризует позицию ранних экономистов, шедших первым путем и рассматривает ее в качестве частного случая общей закономерности развития всякой науки. «Следовательно, они рассматривали проблему в сложной форме, прежде чем разрешили ее в элементарной форме; так же, как историческое развитие всех наук приводит к их действительным исходным пунктам лишь через множество перекрещивающихся и окольных путей. В отличие от других архитекторов, наука не 330
только рисует воздушные замки, но и возводит отдельные жилые этажи здания, прежде чем заложить его фундамент» [13, с. 43]. Где же причина этой своеобразной закономерности развития науки? Другими словами, в силу каких обстоятельств исходная, элементарная форма исследуемого предмета начинает изучаться и познаваться не в самом начале научного движения, а только по истечении достаточно долгого времени? На этот вопрос Маркс отвечает в предисловии к первому тому «Капитала». Характеризуя форму стоимости, получающую свой законченный вид в денежной форме, как очень бессодержательную и простую, Маркс констатирует: «И, тем не менее, ум человека тщетно пытался постигнуть ее в течение более чем 2000 лет, между тем как, с другой стороны, ему удался, по крайней мере приблизительно, анализ гораздо более содержательных и сложных форм. Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции» [23, с. 6]. Обобщая, Маркс высказывает положение: «Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки» [23, с. 5]. Это положение полностью применимо ко всем отраслям естествознания, рассмотренным в их историческом развитии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Открытие «клеточки» изучаемого предмета в ходе научного познания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»