ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Истина как процесс познания. Главное противоречие этого процесса
Вопрос об истине Энгельс рассматривает не только как теоретико-познавательный, но и в свете соотношения диалектической и формальной логики: для первой истина есть процесс познания, для второй — зафиксированный результат познания, готовое знание. Обращаясь к гегелевской философии, Энгельс отмечает, что «она раз и навсегда разделалась со всякими представлениями об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Истина, которую должна познать философия, представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, которые остается только зазубрить, раз они открыты; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, найдя некоторую так называемую абсолютную истину, уже не могла бы пойти дальше...» [21, с. 275]. И так обстоит дело не только в философском, но и во всяком другом, в том числе и естественнонаучном, познании.
Однако тот же Гегель, который подчеркивал, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (соответственно: исторический) процесс, оказался вынужденным положить конец этому процессу в целях придания завершенности своей собственной системе, изменив тем самым принципам диалектики. Но если придерживаться последовательно принципов диалектики, лежащих в основе марксистской концепции развития науки, то это означает, что «не нужно больше философии как таковой» в ее старом понимании, не нужно и никакой системы, даже и натуральной системы философии. «Уразумение того, что вся совокупность процессов природы находится в систематической связи, побу-
320

ждает науку выявлять эту систематическую связь повсюду, как в частностях, так и в целом. Но вполне соответствующее своему предмету, исчерпывающее научное изображение этой связи, построение точного мысленного отображения мировой системы, в которой мы живем, остается как для нашего времени, так и на все времена делом невозможным» [20, с. 35, 36].
Таким образом, заключает Энгельс, «люди стоят перед противоречием: с одной стороны, перед ними задача — познать исчерпывающим образом систему мира в ее совокупной связи, а с другой стороны, их собственная природа, как и природа мировой системы, не позволяет им когда-либо полностью разрешить эту задачу. Но это противоречие не только лежит в природе обоих факторов, мира и людей, оно является также главным рычагом всего умственного прогресса и разрешается каждодневно и постоянно в бесконечном прогрессивном развитии человечества... Фактически каждое мысленное отображение мировой системы остается ограниченным, объективно — историческими условиями, субъективно — физическими и духовными особенностями его автора» [20, с. 36].
Далее, ставя вопрос о суверенности человеческого мышления, Энгельс разъясняет, что эта суверенность осуществляется людьми, мыслящими чрезвычайно несуверенно; познание, имеющее безусловное право на истину, осуществляется в ряде относительных заблуждений. Ни суверенность мышления, ни познание истины не могут быть осуществлены полностью иначе, как в бесконечной продолжительности жизни человечества. Следовательно, здесь опять выступает то же «противоречие между характером человеческого мышления, представляющимся нам в силу необходимости абсолютным, и осуществлением его в отдельных людях, мыслящих только ограниченно. Это противоречие может быть разрешено только в бесконечном поступательном движении, в таком ряде последовательных человеческих поколений, который, для нас по крайней мере, на практике бесконечен» [20, с. 88].
В таком понимании, согласно Энгельсу, естественнонаучное познание, как и человеческое мышление вообще, столь же суверенно, как и несуверенно, столь же неограниченно, как и ограниченно. «Суверенно и неограниченно по своей природе, призванию, возможности, исторической конечной цели; несуверенно и ограниченно по отдельному осуществлению, по данной в то или иное время действительности» [20, с. 88].
С этих позиций Энгельс рассматривает вопрос о так называемых «вечных истинах». Он показывает, что под «вечными истинами» понимаются общеизвестные, банальные факты. Чтобы продемонстрировать это обстоятельство, он анализирует историю познания трех областей действительности {неживой природы, живой природы и общества) и современное (по тому времени) их состояние. К первой области относятся так называемые точные науки — математика, астрономия, механика, физика, химия. С вве-
321

дением в математику переменных величин первоначальное признание абсолютной значимости, неопровержимой доказанности всего математического навсегда ушло в прошлое. Вера в вечные истины, согласно Ф. Энгельсу, меньше утвердилась в астрономии и механике, а в физике и химии царят гипотезы. «Окончательные истины в последней инстанции становятся здесь с течением времени удивительно редкими»,—констатирует Энгельс [20, с. 89].
Еще меньше почвы для установления вечных истин имеется в геологии, поскольку люди при геологических процессах прошлого не присутствовали. В итоге путь развития «точных наук» направлен в сторону все более частого отказа от «вечных истин».
Ко второй области относятся биологические науки. Тенденция отказа от вечных истин здесь выступает еще более резко, о чем свидетельствует история этих наук. Например, Энгельс пишет:
«Какой длинный ряд промежуточных ступеней от Галена до Мальпиги был необходим для того, чтобы правильно установить такую простую вещь, как кровообращение у млекопитающих!... При этом довольно часто появляются такие открытия, как открытие клетки, которые заставляют нас подвергать полному пересмотру все установленные до сих пор в биологии окончательные истины в последней инстанции и целые груды их отбрасывать раз навсегда» [20, с. 89, 90].
В третьей, исторической, группе наук, к которым относится и история естествознания, проблема вечных истин практически не существует. В истории общества, вышедшего из первобытного состояния, «повторение явлений составляет исключение, а не правило; и если где и происходят такие повторения, то это никогда не бывает при совершенно одинаковых обстоятельствах.. . Познание, следовательно, носит здесь по существу относительный характер...» [20, с. 90]. В целом, говоря о космогонии, геологии и истории человечества, Ф. Энгельс констатирует, что по самой природе вещей эти области знания «навсегда останутся неполными и незавершенными уже вследствие недостаточности исторического материала» [20,с. 92].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Истина как процесс познания. Главное противоречие этого процесса» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Причини, симптоми та наслідки фінансової кризи банківської устано...
СУЧАСНІ СИСТЕМИ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
ОПОДАТКУВАННЯ ДИВІДЕНДІВ
ПОДАТКОВІ АСПЕКТИ БАНКРУТСТВА ТА ЛІКВІДАЦІЇ ПІДПРИЄМСТВ


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 772 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП