Сфера науки, где совершаются революции. Научная революция как крупный скачок, как цикл изменений
Из сказанного выше следует, что научная революция затрагивает ту сферу научного познания, в том числе и естествознания, которая связана с деятельностью мышления самих ученых. Это — сфера теории, сфера теоретического мышления. Революционной ломке подвергаются прежние, устарелые, но твердо закрепившиеся в науке (т. е. в головах ученых) объяснения наблюдаемых явлений, их понимание, их толкование. Толчком к такой ломке этих старых понятий и представлений может быть новый факт, не укладывающийся в их рамки и требующий их пересмотра, как об этом говорилось в главе V. Однако сам по себе такой новый факт еще 260
никакой революции в науке совершить не может, если только из него не будут сделаны при помощи теоретического мышления вытекающие из него с необходимостью логические выводы. Итак, можно сказать, что научные революции в естествознании происходят непосредственно лишь в области теоретического мышления ученых, в области научных понятий и представлений, научных законов и принципов, научных теорий и гипотез, в области научного метода познания и мировоззрения. В области же чисто эмпирических исследований непосредственно революций не совершается, хотя открытие новых фактов и изобретение новых приборов играют порой исключительно важную роль в истории всего естественнонаучного знания. Однако в целом эмпирические исследования при всей их важности и фундаментальности лишь подготовляют научную революцию, позволяя находить, устанавливать и накоплять новые факты, которые оказываются за пределами прежних теоретических представлений и требуют их коренной ломки и их принципиального преобразования. Требуя же новых теоретических обобщений и построений, вновь устанавливаемые факты тем самым становятся одним из решающих источников научной революции. В связи с этим следует отметить, что эмпирическая основа науки имеет в качестве своей функции не только утверждение теории, соответствующей эмпирической основе, но и опровержение теории, не соответствующей этой основе. В ходе научной революции обнаруживается именно эта вторая функция эмпирического фундамента науки: в результате его расширения оказывается, что старая теория утрачивает свое былое соответствие опыту (фактам), опровергается опытом (фактами) и в определенный момент начинает рушиться. С этого момента в науке создается революционная ситуация. Всякая революция есть резкий скачок, происходящий в ходе развития. Подобно тому, как скачок крупного масштаба складывается из множества малых скачков, большая революция в науке складывается из ряда отдельных научных революций более частного, локального характера. Здесь под большой революцией в науке понимается целый цикл однотипных научных революций, которые, суммируясь, приводят к крушению старого, окаменелого мировоззрения и соответствующего ему отжившего способа мышления. Поэтому в развитии науки наблюдается в сущности то, -о чем писал Энгельс в «Диалектике природы» относительно скачков в самой природе: «Эти промежуточные звенья (речь идет о дискретных видах материи.—Ред.) доказывают только, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков» [20, с. 586]. Первый цикл научных революций в естествознании захватил несколько веков с момента возникновения естествознания (вторая половина XV в.) до конца XVIII в. и отчасти распространился на XIX в., когда научные революции первого цикла (пер- 261
вого типа) сочетались с научными революциями второго цикла (второго типа). Второй тип научных революций в естествознании захватил отчасти вторую половину XVIII в. и начало XIX в., когда они происходили в порядке пробивания первых брешей в старом, окаменелом мировоззрении, а затем и весь XIX в. О содержании самих этих революций говорится ниже, пока же нам важно отметить само наличие циклов однотипных революций, направленных на крушение и коренную ломку старого метода мышления, «застрявшего» в головах ученых и мешающего дальнейшему прогрессу науки. Итак, залог научного прогресса заключается в революционной смене форм и способов мышления, в приведении их в соответствие с более высоким уровнем развития самой науки, с более полным и глубоким познанием самого предмета научного исследования. Это предполагает коренную ломку старого способа мышления ученых, старых теорий и понятий, превратившихся уже на предшествующем этапе развития естествознания в окаменевшую традицию. Говоря конкретнее, научные революции совершаются на границах основных ступеней познания, более того, научные революции — это форма перехода от одной основной ступени познания к другой, закономерно (логически) следующей за нею при осуществлении познанием своего общего хода. Так, первый цикл научных революций в типичном своем случае осуществляется в форме коренной ломки закрепившихся в сознании ученых остатков и пережитков наивного, непосредственно-созерцательного подхода к природе и ее явлениям в различных областях естествознания (и соответственного этому подходу способа мышления ученых). Второй же цикл, и тоже в типичном своем случае, реализуется в форме коренной ломки возведенного в абсолют в различных отраслях естествознания односторонне аналитического подхода к природе (и соответствующего этому подходу способа мышления ученых). Об этом подробно будет сказано далее.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сфера науки, где совершаются революции. Научная революция как крупный скачок, как цикл изменений» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»