В главе XI мы специально остановимся на том, как марксистская концепция трактует проблему научных открытий и их истории. Сейчас мы остановимся лишь на одной стороне этой проблемы, а именно на том, как конкретизируется на материале истории отдельных открытий вопрос о развитии и совершенствовании общего метода познания, общего подхода к изучению явлений природы, который развивался от их непосредственного созерцания к их анализу и от анализа к синтезу. Энгельс рассмотрел этот вопрос на примере истории открытия закона сохранения и превращения энергии. Рассматривая древнегреческую натурфилософию, Энгельс отмечает утверждение Фалеса о том, что магнит обладает душой, а потому способен притягивать железо. В этом наивном утверждении Энгельс видел первый отдаленный намек на основной закон физики, в качестве которого имелся в виду закон сохранения и превращения энергии. Намек на него заключался в том, что с понятием «душа» связано представление о чем-то неотделимом от ее носителя, в данном случае от материи (см. [20, с. 402]). Неразрывность материи и движения Энгельс отмечает и у тех древних атомистов, которые представляли себе атомы движущимися вечно и безостановочно. Эпикур утверждал, что «атомы непрерывно движутся» [20, с. 505]. Такова была первая ступень подготовки к будущему открытию закона физики. В сочинениях Ньютона и его последователей движение, напротив, выступило как что-то внешнее по отношению к материи. Его источник был превращен в «особую силу», действующую на тело извне и сообщающую ему движение: «Сила проявляется единственно только в действии и по прекращению действия в нем не остается» ', — писал Ньютон. С помощью представления о «силах» естествоиспытатели, следуя за Ньютоном, расчленили всю природу на отдельные области, в каждой из которых действовала своя неизменная сила, не связанная с другими. В XVIII в. все тепловые явления в отличие от других физических явлений объединялись в представлении физиков в особую «материю» — теплород. Именно такое выделение тепловой формы движения, такой отрыв этой формы движения от других его форм и дали возможность физикам XVIII в. изучать особенности тепловых явлений, о чем уже говорилось выше. ' Ньютон И. Математические начала натуральной философии. — В кн.: Собрание трудов А. Н. Крылова, т. VII. М.—Л., 1936, с. 26. 255
Такова была вторая ступень подготовки открытия закона. Но познание природы не исчерпывается ее расчленением на отдельные области. Чем глубже познается каждая ее область в отдельности, чем полнее изучается каждая форма движения материи в ее отрыве от других форм, тем резче обнаруживается односторонность такого способа изучения и необходимость перехода к изучению форм движения в их взаимной связи. В начале 40-х годов XIX в. было сделано открытие Р. Майером, а также Гровом и Джоулем, благодаря которому ликвидировался метафизический разрыв между отдельными формами движения. Майер исходит из того, что если сила есть причина явления, то она равна действию. Далее он показывает, что все явления природы образуют единую цепь переходов форм единого движения. В установлении этого единства, ставшего на место прежнего резкого обособления одних форм движения от других, Майер видел главную цель своего исследования. «Выскажем великую истину: не существует никаких нематериальных материй» 2,— говорил он. Согласно Энгельсу, открытие закона сохранения и превращения энергии прежде всего означает установление связи и единства явлений неорганической природы: «Из науки была устранена случайность наличия такого-то и такого-то количества физических сил, ибо были доказаны их взаимная связь и переходы друг в друга» [20, с. 353]. Энгельс показывает, что в свете учения о превращении энергии природа стала рассматриваться как находящаяся в непрерывном движении и изменении. В мышлении естествоиспытателей материя вновь обрела активность и перестала играть роль недеятельной массы, какую отвел для нее Ньютон. «Единство всего движения в природе теперь уже не просто философское утверждение, а естественнонаучный факт» [20, с. 512]. Таким образом, Энгельс рассматривает открытие закона сохранения и превращения энергии как возврат к первоначальному, наивно-диалектическому взгляду древнегреческих философов на природу, но не как к таковому, а как обогащенному теперь уже изучением конкретных частностей. Такова третья ступень в истории открытия закона. Итак, здесь налицо общий трехфазный ход познания. Путь подготовки открытия основного закона физики (XIX в.) шел от непосредственного созерцания движущейся материи в ее целостности, через ее анализ — к синтетическому охвату движущейся материи вновь как единого целого, но уже не непосредственно, а на основе проведенного анализа ее отдельных сторон. Этим синтетическим охватом и явилось само открытие основного закона физики XIX в.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рассмотрение истории отдельных научных открытий» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»