Активная роль науки по отношению к промышленной технике
Социальная роль естествознания выступает прежде всего в том, каким образом практически используются познанные законы неживой природы в области промышленной техники. С общефилософской точки зрения речь идет о том, что познание этих законов дает человеку возможность свободно находить сферу их технического применения. Другими словами, здесь встает вопрос о соотношении между необходимостью (законами природы) и свободой человеческих действий. Вопрос о свободе и необходимости Энгельс разбирает, исходя из понимания свободы как познанной необходимости. Здесь он обращается прямо к естествознанию и привлекает материалы, относящиеся к истории техники и промышленности, в области которых законы природы получают практическое применение. В частности, он ссылается на открытие способов взаимного превращения механического и теплового движения, в том числе в паровом двигателе. «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в осно- 151
Ванной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» [20, с. 116]. В итоге подобного превращения необходимости в свободу происходит овеществление научного знания, воплощение его в те или иные элементы и звенья технико-производственного процесса. Знание объективируется в предметах и в результатах производственной деятельности, в технических сооружениях и средствах, в продуктах труда. Оно становится как бы реальным предметным бытием. Исходная позиция марксистской концепции истории науки, в которой подчеркивается единство материально-производственной и познавательной деятельности, предполагает осмысление различных форм подобной объективации знания, прежде всего в продуктах и средствах труда. «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т. д. Все это — продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания» [46, II, с. 215]. И далее он говорит о превращении знания (науки) в непосредственную производительную силу. Продукты производственной деятельности, средства труда являются важнейшей формой овеществленного знания, овеществленной силой знания. Подчеркивая решающее значение средств труда, объективирующих в себе достигнутый уровень знания, Маркс вспоминает об определении Франклином человека: «Поэтому с точки зрения процесса труда Франклин правильно определяет человека как „животное, делающее орудия", или „как инженера"» [47, с. 104]. В основе познавательной деятельности лежит материально-производственная деятельность. Еще раньше в работе «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс писал о служебной роли естествознания по отношению к технике и производству: «Благодаря замене кислорода хлором в белении, благодаря быстрому развитию химии, оказавшей влияние на крашение и набивку, благодаря целому ряду самых блестящих изобретений в области механики, повлиявших на развитие ситцепечатания, эти отрасли получили толчок, который вместе с усилением спроса, обусловленным ростом хлопчатобумажной промышленности, привел их к небывалому расцвету» [2, с. 250]. Здесь наука рассматривается Энгельсом как необходимый компонент промышленного производства, оказывающий существенное воздействие на прогресс техники, на усовершенствование технологических приемов обработки сырья, следовательно, на весь производственный процесс. Работая над учением об электричестве, Энгельс следил и за практической стороной успехов в этой важной отрасли физики и техники. В письме Э. Бернштейну от 27 февраля —1 марта 1883г. он писал относительно открытий Депре: «Но в действительности 152
это колоссальная революция. Паровая машина научила нас превращать тепло в механическое движение, но использование электричества откроет нам путь к тому, чтобы превращать все виды энергии — теплоту, механическое движение, электричество, магнетизм, свет — одну в другую и обратно и применять их в промышленности. Круг завершен. Новейшее открытие Депре, состоящее в том, что электрический ток очень высокого напряжения при сравнительно малой потере энергии можно передавать по простому телеграфному проводу на такие расстояния, о каких до сих пор и мечтать не смели, и использовать в конечном пункте, — дело это еще только в зародыше, — это открытие окончательно освобождает промышленность почти от всяких границ, полагаемых местными условиями, делает возможным использование также и самой отдаленной водяной энергии...» [35, с. 374]. Такова мысль Энгельса о громадном воздействии научного прогресса на развитие промышленности. Эту же мысль Энгельс провел в выступлении на могиле Маркса: «Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой. Какую бы живую радость ни доставляло ему каждое новое открытие в любой теоретической науке, практическое применение которого подчас нельзя было даже и предвидеть, — его радость была совсем иной, когда дело шло об открытии, немедленно оказывающем революционное воздействие на промышленность, на историческое развитие вообще. Так, он следил во всех подробностях за развитием открытий в области электричества и еще в последнее время за открытиями Марселя Депре. Ибо Маркс был прежде всего революционер» [19, с. 351]. Сказанное показывает, что Маркс и Энгельс видели и понимали, какую активную служебную роль играет естествознание по отношению к технике, промышленности, производству, свидетельствуя о том, что познание законов природы дает возможность практического овладения ими. В целом основоположники марксизма подчеркивают ту огромную общественно значимую отдачу со стороны науки, которая с лихвой превосходит сравнительно скромные затраты общества на науку. «... Мы с чувством удовлетворения узнаем, — писал Энгельс, — что работа в области науки окупается также и материально, узнаем, что только один такой плод науки, как паровая машина Джемса Уатта, принес миру за первые пятьдесят лет своего существования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки» [1, с. 555]. Так обстоит дело в области связи науки (естествознания) с промышленной техникой, а через нее — с промышленным производством.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Активная роль науки по отношению к промышленной технике» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»